Коршунова Мария
Конспект занятия для старшей группы по развитию речи «Богатство осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для старшей группы по развитию речи «Богатство осени»
Цель: систематизировать временные представления детей об окружающем мире.
Задачи:
• систематизировать, закреплять представления детей об изменениях в природе осенью;
• развивать устную речь, активизировать словарь детей по теме, опираясь на мнемосхемы;
• обучать детей составлять описательные рассказы с опорой на карты схемы;
Публикация «Конспект занятия для старшей группы по развитию речи „Богатство осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
• учить образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных и множественное число существительных.
• развивать образное и пространственное мышление и воображение и фантазию детей.
Методы и приё мы:
• загадки;
• проблемная задача;
• мнемотаблицы;
• дидактические игры по теме занятия.
Игра «Здравствуйте!»
(Игра направлена на создание доброжелательного настроя детей на совместную работу)
Воспитатель: Мы очень любим, когда к нам приходят гости. Давайте с ними поздороваемся.
Здравствуйте, гости дорогие!
«Минутка дружбы».
Воспитатель: А теперь станем в кружок. (дети становятся в круг, держатся за руки.)
Вот ладошка, вот ладошка.
Подружи со мной немножко.
Мы ребята дружные,
Дружные, послушные.
(Дети проговаривают слова вместе с воспитателем)
Воспитатель: Сегодня возле дверей нашей группы я нашла вот это письмо.
(читает письмо)
Ставит проблему: «Здравствуйте, дети, вот наконец и пришла моя пора! Моё время года, самое красивое, яркое, богатое на подарки.
Нравлюсь ли я вам? Много ли вы обо мне знаете?
Выполните мои задания, и вы узнаете, кто я!
Если у вас получится интересно рассказать обо мне, вас ждёт от меня сюрприз! Помогут вам выполнить все задания – мои подсказки, таблицы с картинками. Желаю вам удачи!
Воспитатель: Интересно, кто прислал нам письмо? Давайте выполним задания и узнаем!
Вы согласны? А поможет нам карта.
Задания приготовлены на столах и магнитных досках. По карте находим и подходим к 1 заданию.
1. Посмотрите, какая таблица с картинками была в письме и задание. Нужно придумать одно предложение по картинке и рассказать, какие изменения произошли в природе.
(Рассказы детей по схеме с небольшой помощью взрослого).
Воспитатель: Справились ли мы с вами с первым заданием? (ответы детей).
Можем ли мы прямо сейчас сказать, от кого пришло письмо?
2. А вот и следующее задание «Загадайте своим друзьям загадки, а помогут вам картинки»
(мнемосхемы для загадок с описательными рассказами для овощей и фруктов).
Дети по одному берут фрукт или овощ из закрытого мешочка, не показывая другим описывают его по схеме — табличке, а остальные дети отгадывают.
Воспитатель: Разгадали все загадки? Да, составленные загадки подробно рассказали о предметах. А что помогло составить вам интересные загадки? (мнемосхема)
3.«Игра ДА или НЕТ» физминутка
— Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», топать ногами.
3. Тучи солнце закрывают?
4. Колючий ветер прилетает?
5. Морозы осенью бывают?
6. Ну а птицы гнезда вьют?
7. А букашки прилетают?
8. Звери норки закрывают?
9. Урожай все собирают?
10. Птичьи стаи улетают?
11. Часто-часто льют дожди?
12. Солнце светит очень жарко?
13. Можно детям загорать?
14. Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?
Итог: Молодцы, справились с ещё одним заданием и подвигались. Все внимательно слушали и выполняли движения.
4. Воспитатель: А вот и следующее задание. Ребята, выберете себе одну из карточек с картинками, рассмотрите их и назовите правильно то, что там изображено.
Воспитатель: вот пример: огурец – огурчик — огурцы — (где растёт) на грядке.
Итог: справились мы с заданием? Каждый из вас постарался правильно назвать предмет, его ласкательную форму и указал место его нахождения.
5. Узнай знакомое стихотворение по схеме «Подарки осени». Висит мнемосхема одного из недавно выученного стихотворений, нужно узнать его и рассказать (схема на магнитной
доске).
(рассказ одного, по строчке, по две строчке)
Итог: как, по вашему мнению, кто справился с рассказом стихотворения по схеме?
6. Узнай и дорисуй правую сторону картинки точно также. Дети выбирают одну из предложенных недорисованных рисунков (половина зонта, листика дерева ит. д.) и дорисовывают.
Итог: выполнение вами этого задания мы обсудим после того, как закончим это занятие.
7. Воспитатель: Какие подарки дарит нам осень? ( ответы детей: овощи фрукты, ягоды). На доске 3 корзинки на столе картинки с изображением фруктов овощей и ягод –надо их
разложить по корзинам.
(на магниты приделать к корзинкам)
Дети выполняют задание.
Взаимопроверка – правильно ли разложили корзины.
Итог занятия
Рефлексия работы детей.
Воспитатель: Справились ли мы со всеми заданиями?
(Ответы детей)
Воспитатель: Давайте убедимся, так ли это, перевернём картинки. (на магнитной доске три картинки с видами осенней природы – переворачиваем их – Осень.
Воспитатель: А где же обещанный сюрприз? (находят по карте)
Дети находят угощение от осени — кусочки овощей и фруктов