Мигулина Джамиля Курбановна
Блок диагностических методик детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад №17 «Родничок» пос. Восход
муниципального образования Новокубанский район
КОМПЛЕКТ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК
ДЛЯ ПСИХОДИАГНОСТИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ [/i]
(методическое пособие)
Составитель:
педагог-психолог
МДОБУ № 17
Д. К. Мигулина
2020 г.
Публикация «Блок диагностических методик детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В методическом пособии собран, обобщён и представлен диагностический инструментарий для изучения уровня социально-психологической адаптации, психомоторного развития, познавательной и эмоционально-личностной сферы детей, имеющих особенности развития (задержка психического развития (далее ЗПР).
Пособие предназначено для педагогов-психологов, работающих в ДОУ.
Введение
В условиях детского сада на первый план выступает задача комплексного, всестороннего качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка с ЗПР.
Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего обучения.
В течение учебного года специалист проводит обследование в три этапа.
Первый этап (сентябрь). Цель обследования на начальном этапе - выявить особенности психического развития воспитанника, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы. Результаты обобщаются и заносятся в "Карту развития ребёнка". С их учетом формируется адаптированная коррекционно-развивающая программа.
Второй этап (первые две недели января). Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенностей динамики развития ребенка. Тревожащим симптомом является отсутствие положительной динамики. На данном этапе дополняются сведения, полученные ранее. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с ребенком. В программу вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.
Третий этап (проводится в конце учебного года). Цель - определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для воспитанника. Одним из важных условий получения достоверных результатов является установление эмоционального контакта и взаимопонимания между взрослым, который проводит диагностику, и ребенком. Существуют основные требования к психодиагностике детей с особенностями развития:
1. Психодиагностика должна быть максимально ранней.
2. Используемые методы и методики должны отличаться надежностью и валидностью.
3. Психологический инструментарий должен соответствовать возрасту, степени тяжести и структуре заболевания ребенка.
4. Вследствие истощаемости детей с особенностями здоровья, тестовые нагрузки должны быть дозированы.
5. Результаты исследования должны носить конфиденциальный характер.
6. К проведению психодиагностики должны привлекаться только специалисты.
Диагностика проводится психологом индивидуально с каждым ребенком. Важно, чтобы обследование проходило в атмосфере доброжелательности: ребенка следует поощрять, оказывать ему эмоциональную поддержку.
Вначале проводится беседа-знакомство, позволяющая малышу адаптироваться в новых условиях, а взрослому — установить с ним контакт.
Одним из важных диагностических показателей является эмоциональная реакция ребенка на факт обследования (адекватность поведения). Можно выделить несколько вариантов поведения детей в такой ситуации. Наиболее естественная реакция — вол-нение, которое испытывает большинство детей в непривычных условиях. В этих случаях дети могут держаться несколько настороженно, напряженно. Иногда у них наблюдаются возбуждение, неадекватная веселость, фамильярность со взрослым. Безразличие, беспричинный смех, несоблюдение дистанции в старшем дошкольном возрасте могут являться показателем непонимания ситуации ребенком и свидетельствовать, в частности, о низком умственном развитии.
После предварительной беседы, когда контакт с ребенком установлен, можно переходить к следующему этапу — диагностике. Ребенок выполняет ряд заданий, а психолог в это время ведет протокол обследования, в котором фиксируются результаты выполнения заданий, действия и высказывания ребенка, делаются пометки для планирования последующей развивающей работы.
Протокол является частью Диагностической карты, которая заполняется на каждого ребенка. По результатам проведенного обследования для каждого ребенка вырабатываются индивидуальные рекомендации, которые также фиксируются.
Анализ полученных результатов позволит увидеть уровень развития психических процессов детей и разработать коррекционно-развивающие программы.
Методика исследования детей подготовительной группы (6-7 лет,
имеющих задержку психического развития
После предварительной беседы и установления контакта с ребенком ему предлагают выполнить следующие задания.
1. Познавательная деятельность
Восприятие (цвет)
Цель: оценка степени сформированности восприятия основных цветов спектра, соотносить их, находить одинаковые, знания названий цветов, умения работать по устной инструкции, способности назвать объекты окружающего мира, имеющие постоянный цветовой признак
Оборудование: цветные кубики (2 набора, один для специалиста, другой для ребёнка)
Процедура проведения. Процедура проведения делится на два этапа: первый этап: тренировочный. Оценивается второй этап.
1 этап: перед ребенком раскладываются цветные кубики с основными цветами спектра (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, коричневый, оранжевый, бардовый, розовый, фиолетовый, бирюзовый, бежевый, второй набор находится перед специалистом.
Инструкция: «Перед тобой лежат разноцветные кубики. Сейчас я буду показывать кубик и называть его цвет, а ты должен показать такой же кубик по цвету».
2 этап: инструкция: «теперь я свои кубики уберу и буду тебе называть только цвета, не показывая их, а ты должен показать мне соответствующие кубики.» после этого, можно задать ребёнку вопросы в отношении цветовой гаммы и предметов окружающего мира.
Критерии оценки:
Ребёнок понимает разницу между цветами - 1 балл.
Ребёнок различает 4 основных цвета. Может назвать правильно хотя бы один из цветов – 2 балла.
Ребёнок соотносит и дифференцирует 4 основных цвета. Может выделить заданный цвет из множества цветов – 3 балла.
Ребёнок умеет достаточно свободно различать и называть основные цвета и некоторые их оттенки – 4 балла.
Восприятие (форма)
Цель: оценка степени сформированности восприятия формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.
Оборудование: коробка форм, доска Сегена.
Процедура проведения. Перед ребенком раскладываются фигуры-вкладыши и ставится ящик с прорезями (доска Сегена, фигуры вынимают. Инструкция: «В этом домике живут фигуры. У каждой своя дверка. Найди дверку для каждой фигуры».
Критерии оценки:
Ребёнок не справляется с заданием даже с обучающей помощью, не понимает понятия «форма» - 1 балл.
Ребёнок использует силу, положительного результата не всегда добивается; помощь использует не в полном объёме – 2 балла.
Ребёнок понимает понятие «форма». При выполнении заданий использует силу, но обучается и добивается положительного результата – 3 балла.
Ребёнок действует путём целенаправленных проб. Результат деятельности положительный. Ребёнок может различать и называть простые и сложные формы. Знает объёмные фигуры – 4 балла.
Восприятие (величина)
Цель: выявление понимания ребенком инструкции, сформированности понятия величины; оценка уровня развития наглядно-действенного мышления.
Оборудование: набор предметов, имеющих различную величину
Процедура проведения. Ребенку показывают предметы различной величины и просят показать самый маленький, самый большой и т. д.
Критерии оценки:
Ребёнок не справляется с заданием даже с обучающей помощью, не понимает понятия «величина» – 1 балл.
Ребёнок выполняет задание с различными видами помощи, положительного результата не всегда добивается – 2 балла.
Ребёнок обучается и добивается положительного результата. Может сравнивать предметы по величине – 3 балла.
Ребёнок самостоятельно выполняет задания. Легко соотносит предметы по величине - 4 балла.
Целостное восприятие
Цель: оценка сформированности наглядно-действенного мышления, степени овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ).
Оборудование: разрезные картинки (четыре части)
Процедура проведения: перед ребенком выкладывают картинку, разрезанную на две части. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Взрослый спрашивает: «Как ты дума-ешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?»
Критерии оценки:
Ребёнок совершает беспорядочные действия с частями картинки. Результат не достигнут. Помощь не эффективна – 1 балл.
Ребёнок совершает попытки выполнить задание, результат деятельности достигается при взаимодействии с педагогом – 2 балла.
Ребёнок выполняет задание с направляющей помощью педагога. Результат деятельности достигнут – 3 балла.
Ребёнок складывает картинки самостоятельно методом зрительного соотнесения – 4 балла.
Оценка результатов
Восприятие - оценивается суммой баллов:
14 - 16 высокий уровень восприятия.
8 - 13 средний уровень восприятия.
1 - 7 низкий уровень восприятия.
2. Память
Слуховая память
Цель: оценка уровня развития слуховой кратковременной памяти.
Процедура проведения: ребёнку читают 10 слов: год, дом, слон, мяч, мыло, соль, рука, пол, весна, сын. И предлагают воспроизвести их в любом порядке.
Критерии оценки:
Ребёнок запоминает и воспроизводит 1-2 слова после прочтения педагогом – 1 балл.
Ребёнок запоминает и воспроизводит только 3-4 слова после однократного прочтения педагогом – 2 балла.
Ребёнок запоминает и воспроизводит 5-6 слов после однократного прочтения педагогом – 3 балла.
Ребёнок запоминает и воспроизводит 7-10 слов после однократного прочтения педагогом. Ребенок способен запомнить фразы, двустишия и воспроизвести их по требованию – 4 балла.
начало учебного года
Зрительная (образная) память
Цель: оценка уровня развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания.
Процедура проведения. Ребенку предлагают лист с изображениями десяти предметов.
Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку, рассмотри и назови нарисованные предметы, постарайся их запомнить». Через некоторое время психолог убирает лист и предлагает ребенку вспомнить, что было изображено на нем.
Критерии оценки:
Ребёнок способен запомнить 1 картинку среди 10 – 1 балл.
Ребёнок способен запомнить 2-3 картинки из 10 – 2 балла.
Ребёнок способен запомнить 4-9 картинок из 10 – 3 балла.
Ребенок запоминает все 10 картинок из 10 представленных – 4 балла.
Оценка результатов
Память - оценивается суммой баллов:
7 - 8 высокий уровень памяти.
4 - 6 средний уровень памяти.
1 - 3 низкий уровень памяти.
3. Внимание
Внимание (устойчивость внимания)
Цель: оценка умения понимать инструкцию, устойчивости, объема внимания, а также целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия, выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его.
Инструкция: «Перед тобой лист бумаги и карандаш. Нарисуй точно такую же картинку, какую ты видишь на этом листе (перед испытуемым кладется листок с «Домиком», Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот, на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо проследить, чтобы у испытуемого не было ластика, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».
Критерии оценки
Ребенок не способен к сосредоточению внимания на предмете, быстро отвлекается – 1 балл.
Внимание недостаточно устойчивое, поверхностное – 2 балла.
Внимание достаточно устойчивое. Ребенок способен к сосредоточению внимания на предмете – 3 балла.
Внимание (концентрация внимания)
Цель: оценка способности концентрировать внимание на предъявляемых объектах, наблюдательности.
Оборудование: два одинаковых набора картинок
Процедура проведения: перед ребенком выкладывают картинки. Аналогичный набор находится у психолога. Ребенку поочередно предъявляют картинки, предлагают найти такую же и сказать, что на ней изображено.
Критерии оценки:
Ребенок не способен к концентрации внимания – 1 балл
Внимание поверхностное, низкая концентрация – 2 балла.
Внимание достаточно стойкое. Ребенок способен к концентрации внимания – 3 балла.
Внимание (переключаемость внимания)
Цели: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа; оценка степени развития наблюдательности, целе-направленности восприятия.
Оборудование: таблица с тремя видами чередующихся предметов (5 рядов по семь предметов в каждом).
Процедура проведения. ребёнку предлагается просмотреть пять строчек с предметами и как можно быстрее зачеркнуть сначала один вид предметов, затем второй вид предметов и третий.
Критерии оценки
Переключаемость внимания затруднена – 1 балл.
Замедленная переключаемость внимания – 2 балла.
Ребенок легко переключает внимание с одного вида деятельности на другой – 3 балла.
Оценка результатов
Внимание - оценивается суммой баллов:
10 -12 высокий уровень внимания.
5 - 9 средний уровень внимания.
1 - 4 низкий уровень внимания.
4. Мышление
Цель: выявление уровня развития наглядно-образного мышления, умения группировать картинки, подбирать обобщающие слова.
Процедура проведения: Ребенку предлагают серию картинок: «Внимательно посмотри на картинки и скажи, какой из четырех предметов лишний. Почему?»
Критерии оценки
Ребёнок совершает попытки выполнить задание, устанавливает отличие конкретных предметов – 1 балл.
Ребёнок может устанавливать сходства, выделять общие признаки, делает простейшие обобщения между предметами – 2 балла.
Ребёнок устанавливает последовательность. При работе действут целенаправленно – 3 балла.
Ребенок может устанавливать элементарные причинно-следственные связи. Замечает свои ошибки и исправляет их – 4 балла.
Оценка результатов:
Мышление - оценивается суммой баллов:
4 высокий уровень мышления.
2 - 3 средний уровень мышления.
1 низкий уровень мышления.
5. Пространственно-временные представления
Пространственные представления
Цель: выявление уровня пространственных представлений
Оборудование: картинки с изображением предметов и животных
Процедура проведения: ребёнку показывают картинки с изображениями и задают вопросы: скажи, что находится с лева от тебя, что находится справа от тебя, вверху, внизу. Посмотри, здесь нарисована коробка и спички. Покажи, где спичка лежит справа, слева, на коробке, в коробке, сзади коробки и т. д.
Критерии оценки:
Ребенок не может самостоятельно ориентироваться в пространстве, не может правильно назвать направления (спереди, сзади, справа, слева) – 1 балл.
Ребёнок понимает пространственное расположение предметов и может назвать некоторые направления – 2 балла.
Ребёнок может правильно обозначить словами пространственное положение объектов окружающего мира относительно себя – 3 балла.
Ребенок ориентируется на листе бумаги, различает правую и левую руку, осуществляет перенос на другого. Легко и спокойно ориентируется в пространстве – 4 балла.
Временные представления
Цель: выявление уровня временных представлений
Оборудование: набор картинки с изображением времён года, частей суток
Процедура проведения: ребёнку показывают картинки с изображениями времён года и частей суток, задают соответствующие вопросы.
Критерии оценки:
Ребенок может самостоятельно ориентироваться во времени, но не может правильно назвать временные отрезки (части суток, времена года) – 1 балл.
Ребёнок понимает временные отрезки (части суток, времена года, но путается в их правильном названии и последовательности – 2 балла.
Ребёнок знает временные отрезки и может назвать части суток, времена года в правильной последовательности – 3 балла.
Представления о частях суток, днях недели, временах года и их последовательности сформированы – 4 балла.
Оценка результатов:
Простанственно-временные представления - оценивается суммой баллов:
7 -8 высокий уровень развития.
4 - 6 средний уровень развития.
1 - 3 низкий уровень развития.
6. Психомоторное развитие
Мелкая моторика
Цель: выявление уровня мелкой моторики руки
Оборудование: картинка с изображением машинки и дорожки, на конце которой находится домик, по которой едет машинка. Набор предметов различной величины.
Процедура проведения: инструкция: 1 этап: «Ты водитель. Тебе надо проехать к этому домику. Ты поедешь вот так (на рисунке - образце психолог показывает, как надо «ехать по дорожке»). Карандаш должен все время двигаться по бумаге, иначе получится, что машина взлетела, как самолет. Поезжай аккуратно, чтобы машина не съехала с дороги». 2 этап – предлагают ребёнку брать предметы пальцами и поднимать над столом.
Критерии оценки:
Ребёнок не может делать пальцами захвата предметов, не может удержать достаточно легкий предмет. Движения затруднены. Не может провести линию по дорожке – 1 балл.
Ребенок может захватывать крупные и лёгкие предметы. При выполнении заданий наблюдается моторная неловкость. Может пройти по дорожке с помощью специалиста – 2 балла.
Хорошее состояние мелкой моторики: ребенок может пройти по дорожке, но с искревлением. Удерживает позу кисти руки – 3 балла.
Ребёнок чётко выполняет задание, удерживает позу кисти руки – 4 балла.
Общая координация движений
Цель: выявление уровня координации движений
Оборудование: мячик
Процедура проведения: в игровой форме спуститься и подняться с ребёнком по лестнице. Поиграть с ним в мяч, предложить ему пройти на цыпочках, попрыгать как зайчик.
Критерии оценки:
Ребёнок может сохранять равновесие при ходьбе, может подниматься и спускаться по лестнице самостоятельно или с помощью – 1 балл.
Ребенок может подниматься и спускаться по лестнице самостоятельно, немного бегает, может поднять и развести руки, присесть – 2 балла.
Ребенок может играть с мячом, подпрыгивать. Может пройти на цыпочках – 3 балла.
Ребенок легко передвигается, бегает, прыгает, играет с мячом. Движения ребёнка чётко скоординированы – 4 балла.
Оценка результатов:
Моторика - оценивается суммой баллов:
7 -8 высокий уровень развития.
4 - 6 средний уровень развития.
1 - 3 низкий уровень развития.
Используемая литература при составлении методического пособия:
1. Астапов, В. М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития : учеб. пособие / В. М. Астапов. – СПб. : Питер, 2008. – 256 с.
2. Адаптивный13. Методика «Перепутанные линии» : Изучаем концентрацию и устойчивость внимания детей [Электронный ресурс] / Школа Моей Мечты. – Режим доступа : http: // shkolabuduschego.ru/shkola/metodikapereputannyielinii-izuchaem-kontsentratsiyu-i-ustoychivost-vnimaniya-detey.html. – Загл. с экрана.
3. Адаптация [Электронный ресурс] / Сайт школьного психолога. –Режим доступа : http://ingashevchenko.ucoz.ru/index/adaptacija/0-20. – Загл. с экрана.
4. Быкова, М., Аромштам, М. Я в детском саду : тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада /М. Быкова, М. Аромштам // Дошкольное образование. – 2002. – № 12. –410 с.
5. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования
детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики :
учебно-метод. пособие / Г. А. Волкова. – М. : СЕЮ ; ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2004. – 144 с.
6. Гамаюнова, А. Н. Особенности социальной адаптации детей-сирот с нарушением интеллекта : учеб. пособие / А. Н. Гамаюнова. – СПб. : Питер,
1997. – 21 с.
7. Диагностика уровня воображения [Электронный ресурс] / Студенческая библиотека онлайн. – Режим доступа : http: // studbooks.net/1614641/psihologiya/diagnostika_urovnya_razvitiya_voobrazhen
iya. – Загл. с экрана.
8. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей : учеб. для студентов дефектол. фак. и ун-тов /С. Д. Забрамная. – М. : Просвещение ; Владос, 1995. – 112 с.
9. Исследование особенностей развития воображения у младших
школьников с умственной отсталостью в сравнении с младшими школьниками ЗПР и анализ полученных результатов [Электронный ресурс] / Инфопедия. – Режим доступа : https: // infopedia.su/5x2518.html. – Загл. с экрана.
10. Корепанова, М. В., Харлампова, Е. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» / М. В.
Корепанова, Е. В Харлампова. – М. : Рао ; Баласс, 2000. – 144 с.
11. Методики диагностики эмоциональной сферы : психолог. практикум / сост. О. В. Барканова. – Красноярск : Литера-принт, 2009. – 237 с.
12. Методы исследования памяти [Электронный ресурс] / Электронная библиотека. – Режим доступа : http: // rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/luriya/3/j87.html. – Загл. с экрана.
13. Методика опосредованного запоминания по А. Н. Леонтьеву
[Электронный ресурс] / Тонус Мозга. Ру. – Режим доступа : http://tonusmozga.ru/pamyat-i-zapominanie/sredstva-uluchsheniya-pamyati/
metodika-leonteva.html. – Загл. с экрана.
14. Немов, Р. С. Психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 640 с.
15. Павлова Н. Н, Руденко Л. Г. П 121 Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалом для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. — М. : Генезис, 2008. — 80с.
16. Шаповал, И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося
развития : учеб. пособие / И. А. Шаповал. – М. : Сфера, 2005. – 320 с.