Анастасия Ларина
Биоэнергопластика как инновационный метод речевого развития дошкольников
▼ Скачать
Хорошо сформированная устная речь является главным критерием для начала успешного школьного обучения ребенка. Перед тем, как пойти в школу, ребенок должен владеть правильным звукопроизношением, иметь богатый словарный запас, составлять связные, развернутые, грамматически верно оформленные высказывания. В свою очередь, уровень развития речи детей зависит от степени сформированности тонких движений рук. Как говорил Сухомлинский: «Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». Для будущих первоклассников наиболее типичным считается неправильное звукопроизношение. Всем известно, что во время произнесения звуков органы речевого аппарата должны принимать определенное положение либо артикуляционный уклад, который характерен определенному звуку. Именно неправильное расположение органов артикуляции может привести к дефектному звукопроизношению. Поэтому для формирования полноценных и необходимых артикуляционных укладов и различных мышц речевого аппарата применяется артикуляционная гимнастика, состоящая из системы специальных упражнений, которые направлены на развитие основных движений речевого аппарата. При многократном выполнении гимнастики происходит укрепление мышц артикуляционного аппарата, при этом движения губ и языка становятся уверенными, сильными и точными.
Публикация «Биоэнергопластика как инновационный метод речевого развития дошкольников» размещена в разделах
- Биоэнергопластика в работе с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
К сожалению, постоянные занятия гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу, а это значит, что эффективность от выполнения артикуляционных упражнений крайне мала. Таким образом, артикуляционную гимнастику необходимо выполнять в игровой форме, сделать ее эмоционально приятной, динамичной и разнообразной. Вообще существует тесная взаимозависимость и взаимосвязь речевой и моторной деятельности. Значит, при наличии речевых нарушений у ребенка, нужно обратить внимание на развитие тонких движений пальцев рук, что положительно повлияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.
В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков М. М. Кольцовой, Е. И. Исениной отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики. Уровень речевого развития у детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Чем точнее и активнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начнет говорить. Кроме того, пальчиковые игры создают благоприятный эмоциональный фон, развивают у ребенка умение подражать взрослому. Игры с пальчиками способствуют развитию памяти ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у малыша развивается фантазия и воображение, кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма [1].
На сегодняшний день существует инновационный метод выполнения артикуляционной гимнастики – «биоэнергопластика». Данный метод включает в себя три базовых понятия: «био» - человек как биологический объект, «энергия» - сила, которая необходима для выполнения конкретных действий, «пластика» - плавные движения рук, тела, характеризующиеся энергической наполненностью, непрерывностью и эмоциональной выразительностью. И. В. Курис утверждала, что понятие «биоэнергопластика» включает в себя два слова – биоэнергия (энергия, находящаяся внутри человека) и пластика (раскрепощенные, плавные движения тела, рук, что являются основой биоэнергопластики) [2]. Биоэнергопластика – это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Выполняя артикуляционную гимнастику синхронно с движениями пальцев и кистей, у ребенка активизируется внимание и мышление, развивается пальцевая моторика, чувство ритма, ориентация в пространстве. С помощью данной гимнастики у детей появляется интерес к выполнению упражнений, повышается мотивационная готовность к занятиям, поддерживается положительный эмоциональный настрой ребенка. Принципом биоэнергопластики является сопряженная работа артикуляционного аппарата и пальцев и кистей рук, другими словами - движения рук имитируют движения речевого аппарата [3]. Согласно этому принципу, система упражнений способствует развитию подвижности речевого аппарата, а это, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.
Оценив, какое положительное воздействие оказывает биоэнергопластика на развитие ребёнка, ее стали применять в психологии и в логопедической практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей. Изначально с ребенком разучивают артикуляционные упражнения без использования движений рук, затем постепенно прибавляют упражнения с биоэнергопластикой. Руку ребенка нужно подключать лишь при полном освоении артикуляционного упражнения [4]. Работу по выполнению артикуляционной гимнастики с использованием метода биоэнергопластики нужно выполнять в несколько этапов.
Первый этап. Знакомство детей со строением речевых органов и традиционными артикуляционными упражнениями. Гимнастику необходимо выполнять сидя перед зеркалом. Можно использовать на каждое артикуляционное упражнение короткие стихотворные строки, «Сказку о Веселом Язычке». Данные действия педагог сопровождает движениями ведущей руки. Этот прием применяется для того, чтобы дети привыкали к необычным движениям. Уже на данном этапе некоторые дошкольники пытаются подражать педагогу, выполняя похожие движения руками. Но все же необходимо помнить, что ведущей деятельностью у детей остается игровая.
Второй этап. Создание положительного настроя у детей. При выполнении гимнастики можно использовать героев перчаточного театра, помогающие освоить артикуляционные упражнения. Педагог показывает артикуляционные упражнения, сопровождая их движениями ведущей руки в перчатке. Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом.
Третий этап. Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой. Исходным положением считается сидя перед зеркалом. На данном этапе уже ребенок пытается повторять за педагогом, используя свою ведущую руку в перчатке. Педагог должен обращать внимание, чтобы кисть ребенка не напрягалась, чтобы движения были раскрепощенными и плавными. При выполнении артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики очень важно соблюдать точносность и синхронность действий речевых органов и кистей рук.
Четвертый этап. Повторение ребенком упражнений за педагогом, используя обе руки в перчатках.
Пятый этап. Выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой. На данном этапе дети уже осваивают артикуляционные упражнения и синхронные движения руками. В этом случае можно использовать различные артикуляционные сказки, стихотворения. Педагог рассказывает сказку, при этом называя упражнения, а ребенок сам выполняет их в сопровождении движениями обеих рук. Подобные сказки сначала выполняются перед зеркалом. Когда дети смогут четко ощущать положения артикуляционных органов, дифференцировать движения губ, языка, челюсти, то сказки можно выполнять без зрительной опоры, то есть зеркала. Для эффективной работы можно создать специальную картотеку, где отражены все артикуляционные упражнения с биоэнергопластикой, указывая движения язычка и определенные движения пальцев рук и кистей на каждое артикуляционное упражнение.
Данную «пальцево-речевую» гимнастику нужно продолжать выполнять весь учебный год. Педагог должен следить за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью используются музыка, счет, стихотворные строки. При этом педагог продолжает давать четкий образец движений. Гимнастика выполняется детьми в достаточно быстром темпе и с веселым настроением.
Таким образом, биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, а также способствует коррекции звукопроизношения и фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвойне сокращает время занятий, при этом не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Данная работа позволяет быстро убрать зрительную опору и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как дети не видят свою артикуляцию в реальной жизни. Также сильная мотивация, применение на занятиях игровых приемов развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает процессы постановки и введения звуков в речь.
Список литературы
[1] Ерошкина, С. Т. Пальчиковый игротренинг / С. Т. Ерошкина // Логопед. - 2007. - № 4. С. 43-48.
[2] Курис, И. Биоэнергопластика. Йога-Данс. Опыт постижения. (Интеграция традиционных знаний в биоэнергопластике / И. Курис. – Москва: Велигор, 2012. – 304 с.
[3] Цвынтарный, В. В. Играем, слушаем, подражаем- звуки получаем / В. В. Цвынтарный. - Москва: ЗАО Центрполиграф, 2005. – 66 с.
[4] Бушлякова, Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой / Р. Г. Бушлякова. - Москва: Детство-Пресс, 2011. – 105 с.