Настя Савченко
Семинар-практикум для родителей «Компьютер в жизни ребёнка-дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для родителей
«Компьютер в жизни ребёнка-дошкольника»
Цель: Создание условий для повышения педагогической грамотности родителей о роли компьютера в жизни ребенка.
Задачи:
Образовательные: формировать у родителей представления о роли, возможностях и способах использования компьютера в обучении детей дошкольного возраста;
Темочки:
Воспитательные: формировать понимание важности поддержания эмоционального контакта с ребёнком во избежание развития у него компьютерной зависимости;
Организационные: выработать согласованные действия ДОУ и семьи по правильной организации работы детей на компьютере;
Информационные: предложить практические советы по организации безопасного взаимодействия ребенка с компьютером.
Форма проведения: семинар – практикум
Методические приемы: монологические высказывания, диалог, ролевая игра, анализ результатов
План семинара – практикума :
1. Вводная часть
2. Теоретическая часть
3. Практическая часть
4. Заключительная часть
Ход семинара – практикума
Вводная часть
Обращение к родителям : Уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить тему «Компьютер в жизни ребёнка-дошкольника». Перед беседой было проведено анкетирование, в котором вы выразили мнение и отношение к использованию компьютера в воспитании ребёнка-дошкольника. По результатам опроса ваши мнения разделились.
Теоретическая часть
Воспитатель: как видите отношение к компьютеру у родителей разное. Так что же такое компьютер – добро или зло? Мы попробуем сегодня определить это.
Воспитатель: Давайте подумаем, чем является для ребёнка компьютер?
Родители : (техникой, машиной, игрушкой и т. Д.)
Воспитатель: Да, игрушкой – необычной и привлекательной, так как ребенка ведут за собой герои сказок, оживают предметы окружающего мира, буквы и цифры.
Воспитатель: Чем он отличается от любой другой игрушки, я сейчас вам расскажу.
Компьютер – это :
• Универсальная игрушка, меняющая назначение при смене программы (в программе Word – учить печатать буквы, цифры; Power Point – создавать слайды; Paind – создавать изображения).
• Интерактивное средство (т. Е. наличие обратной связи; немедленная реакция на действие: по нажатию кнопки, на экране сразу появляется что-то или компьютер выполняет определённую задачу, функцию).
• Дополнительное педагогическое средство развития ребёнка (мы можем использовать информацию и функции компьютера во всех направлениях развития ребёнка : познавательном, речевом, социально – коммуникативном, художественно – эстетическом, физическом).
• Много вариативный дидактический материал. Компьютерные программы позволяют быстро и качественно создавать обучающий материал для ознакомления с окружающим, при ФЭМП, рисовании, лепке и пр.
Таким образом, компьютер – это игрушка, но в то же время эффективное средство развития.
Практическая часть «Деловая игра с родителями»
Воспитатель: но я знаю, что в нашей аудитории мнения делятся. Поэтому мы сейчас организуем «Компьютерный ринг».
Воспитатель: разделитесь на 2 команды «ЗА» и «ПРОТИВ» компьютера. Задача команд – убедить членов другой команды в истинности именно вашего мнения. А я буду помещать ваши высказывания в таблицу.
Родители 1 и 2 команда. (высказывания родителей записываются, в некоторых случаях оказывается помощь посредством наводящих вопросов).
Воспитатель: Как видите, есть положительные и отрицательные стороны. Сейчас я вам расскажу, что выявили учёные о положительном влиянии компьютера :
• Компьютер моделирует проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает ребёнку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры.
• По мнению Зворыгиной Е. В. В отличие от других видов игры, компьютерные игры позволяют увидеть продукт своего воображения и своей игры.
• Компьютер усиливает мотивацию учения. Это осуществляется за счёт новизны, возможности регулировать задачи по степени сложности
• Даёт возможность ребёнку испробовать умственные силы, предлагать решения, не рискуя получить неодобрение или низкую оценку.
Воспитатель: Как правильно организовать компьютерную деятельность ребенка?
Есть определенные правила, которые необходимо соблюдать:
1. Ребёнок может работать за компьютером не более 15 мин в день.
2. В течение недели – не более трёх раз.
3. Комната должна быть хорошо освещена, но при этом солнечный свет не должен падать на монитор.
4. Стол и стул по размеру должен соответствовать росту ребёнка.
5. Расстояние от глаз ребёнка до монитора не должно превышать 60 см.
6. Следить за правильной осанкой ребёнка.
7. После занятий на компьютере сделать обязательно гимнастику для глаз.
8. После игры с компьютером поиграть с ребёнком в подвижные игры или выполнить физические упражнения.
Воспитатель: Если соблюдать эти нехитрые правила, то вопрос о вреде компьютера может не беспокоить. Но при этом очень важно, что находится внутри вашего компьютера, т. Е. в какие компьютерные игры играют наши дети.
Специалисты выделяют следующие виды компьютерных игр :
1. Игры по типу «Убей их всех» - главный герой должен победить врагов, кем бы они ни были.
2. Игры-приключения- герой преодолевает препятствия.
3. Стратегические игры- требуется принимать решения по изменению поведения героев во время игры.
4. Развивающие игры- способствуют развитию психических процессов и познавательных интересов.
5. Обучающие игры- способствуют усвоению детьми навыков, например, чтения, математических представлений и т. Д.
6. Диагностические- применяются для выявления уровня развития ребёнка.
7. Графические- связанные с рисованием, конструированием и пр.
Воспитатель: Рассмотрим такой вопрос: «Как правильно подобрать для ребёнка игру?»
Специалистами дошкольниками разработаны требования, предъявляемые к компьютерным играм для детей-дошкольников:
• В игре не должно быть текста, о правилах игры. Функцию разъяснения выполняют понятные символы и звуковые сигналы, подсказывающие ребёнку последовательность и правильность действий.
• Изображения на экране д. б. достаточно крупными, обобщёнными, без мелких отвлекающих деталей.
• Темп движений и преобразований на экране д. б. не слишком быстрый, а количество решаемых игровых заданий, регулируемых самим ребёнком.
• В обучающих играх используются правильные ответы, доступные дошкольникам.
• Не желательно применение системы оценок в баллах.
• Лучше, если программа имеет логическое завершение – построен дом, нарисован рисунок.
Заключительная часть
Ну что ж, мы смогли убедиться, что компьютер действительно может стать полезным и эффективным средством развития ребенка, но лишь при рациональном его применении.
В конце беседы родителям раздаются памятки с правилами занятий на компьютере.
Перечень информационно-методических материалов, психолого-педагогической литературы по данной теме:
1) Каменская, В. Г. Компьютер : вред или польза? // Дошкольная педагогика. – 2004. - №4. – С. 26-27.
2) Никитина, О. Ю. Компьютерные игры для детей // Ребенок в детском саду. – 2009. – №1. – С. 62-63.
3) Никифоренко, Н. Как не переутомиться за компьютером // Игра и дети. – 2006. - №5. – С. 27-28.