Людмила Пестова
Безопасный маршрут дошкольника (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Безопасность детей… Как часто она зависит от нас, взрослых! Задавались ли вы вопросом: насколько ваш ребенок знает правила дорожного движения и безопасного поведения на улице? Соблюдает ли их? Кто-то может спросить: «Зачем объяснять малышу правила безопасности, если пока он появляется на улице только за руку с взрослым?» Но ведь не так уж далек момент, когда ваш ребенок пойдет в школу, станет самостоятельным пешеходом и пассажиром… И к этому моменту у него должно быть сформировано сознательное и безопасное поведение.
Публикация «Безопасный маршрут дошкольника (из опыта работы)» размещена в разделах
С целью организации и проведения предупредительно–профилактической работы направленной на формирование ответственного отношения участников дорожного движения к соблюдению Правил дорожного движения, обеспечению безопасности дорожного движения и сокращению дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, в нашем детском саду разработана система профилактики дорожно-транспортного травматизма и изучения дошкольниками правил дорожной азбуки, которые рассматриваются как составная часть воспитания общей культуры ребенка. Поставленную цель мы реализуем через решение следующих задач:
• Формировать у детей знания о культуре поведения на дороге.
• Обучать умению использовать макет для моделирования ситуации в игровом пространстве.
• Объединение усилий педагогов и родителей в вопросе ознакомления детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни; планомерное и активное распространение знаний о правилах дорожного движения среди родителей.
• Разработка наглядных материалов, оказывающих развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей подготовительного возраста.
• Воспитывать ответственность за безопасность своей жизни и жизни других людей.
• Воспитывать потребность в соблюдении правил дорожного движения.
Коллективом созданы для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах оптимальные условия:
В методическом кабинете много разнообразного дидактического материала по обучению детей правилам дорожного движения и просвещению родителей. На сайте ДОУ размещены: опыт работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма, консультации, памятки для родителей, воспитателей, информация о проводимых в ДОУ акциях и мероприятиях.
Эффективности, реализации поставленных задач способствовало создание предметно-развивающей среды, которая включает: «уголки безопасности». Хочется отметить, что организация этих уголков велась в трех направлениях:
• изготовление макетов «Безопасный маршрут дошкольника»,
• изготовление дорожных знаков,
• дидактического материала по обучению дошкольникам правилам дорожного движения.
Используя макет улиц, фигурки пешеходов и транспорта, воспитатель наглядно показывает, что может произойти, если нарушать правила дорожного движения. А также объясняет, как правильно нужно вести себя на улицах и дорогах, показать опасные повороты транспорта на перекрестках и т. д.
Материал пополняется и обновляется в течение всего учебного года. Дети самостоятельно играют в знакомые игры и рассматривают иллюстрации без вмешательства взрослых. Во всех группах имеются информационные стенды для родителей, мини-коврики с дорожной разметкой для игр с машинками.
В физкультурном зале оформлен «Автогородок». В уголке имеются атрибуты для проведения сюжетных игр в летнее время года и для игр по отработке практических навыков настольные и дидактические игры.
На территории детского сада имеется разметка пешеходных переходов.
В фойе детского сада при входе размещены схема и макет для детей и родителей «Безопасный маршрут дошкольника»
Для обеспечения чёткого функционирования системы работы по обучению и пропаганде безопасного образа жизни в сфере дорожного движения; создана комиссия по безопасности дорожного движения, По инициативе комиссии в этом году прошли акции «Автокресло – детям», «Засветись в темноте», «Безопасный путь в детский сад» конкурс совместного творчества детей и родителей «Наш друг светофор». Комиссия активно участвует в ведении паспорта дорожной безопасности.
Реализуя в образовательном процессе программы по обучению детей дошкольного возраста ПДД «Светофор» Т. И. Даниловой, «Основы безопасности детей» Р. Б. Стеркиной, региональной программы «Приключения Светофора» используем широкий спектр форм и методов организации работы по изучению ПДД с воспитанниками и родителями:
• теоретические (анализ, сравнение, обобщение);
• эмпирические (наблюдение, экскурсия, анализ продуктивной деятельности, игровые проблемные ситуации, анкетирование).
Особо эффективной формой профилактики ПДД стала организация в нашем ДОУ команды юных помощников инспекторов движения «Светофорик».
При организации познавательных занятий с детьми младшего дошкольного возраста члены команды ЮПИД рассказывают детям, как надо переходить дорогу, знакомят их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, и т. д.). Отрабатывают навыки поведения дошкольников на дорогах, в ходе практических занятий на дорожно-транспортной площадке. Проводят разъяснительную работу в ДОУ по ПДД. Принимают участие в выпуске стенгазет, выставках рисунков, пропагандирующих материалов, раздаче памяток, акциях, в соревнованиях, викторинах, конкурсах. Проводят познавательные занятия, досуги, развлечения с детьми младшего возраста.
Оформляют атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
В обучении дошкольников на занятиях с дошкольниками педагоги используют новые педагогические технологии:
• моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
• самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей;
• коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.
Отлично зарекомендовал себя интерактивный метод обучения, направленный на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель помогает ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.
Самый эффективный метод работы с воспитанниками и их родителями совместное составление маршрута «Дом – детский сад – дом» – это документ, в котором излагаются схема и описание рекомендуемого пути движения ребёнка из дома в детский сад и обратно.
Задачи разработки маршрута :
повысить безопасность движения ребёнка в детский сад и обратно;
научить ребёнка ориентироваться в дорожных ситуациях на пути движения в детский сад и обратно;
научить родителей, принимающих участие в составлении маршрута, ориентированию в дорожной обстановке и предотвращению возможных опасностей.
Дорога с ребенком в детский сад и обратно — идеальный способ не только давать ему знания, но и формировать у него навыки безопасного поведения на улице, а совместная работа детского учреждения и родителей обеспечат безопасность детей в сложной дорожной ситуации.
В конце учебного года воспитателями всех возрастных групп ДОУ проводится изучение уровня усвоения детьми программного материала по правилам дорожного движения по специально разработанным критериям, что дает возможность выявить уровень усвоения материала детьми и наметить задачи работы с детьми в летний оздоровительный период. Уровень подготовки детей по различным разделам программы в среднем составил 78,5 %.
Таким образом, система работы по обучению безопасному поведению имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице.
Результатом работы нашего учреждения является отсутствие детского дорожно-транспортного травматизма среди детей, посещающих наш детский сад.