Надежда Шимко
Проект «Безопасные дороги» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Безопасная дорога»
Тип проекта : информационно-ориентированный, групповой, долгосрочный (Январь 2021 год.)
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, специалисты, родители.
Актуальность:
Публикация «Проект „Безопасные дороги“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий является именно дети. Ребёнок – это не маленький взрослый, его организм находится в состоянии роста и развития, и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, полностью сформированы. Дети очень возбудимы, динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценить расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость и свои возможности. Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Следовательно, изучение Правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвящённая изучению Правил дорожного движения.
Идея проекта :
1. Формирование у детей модели безопасного поведения на дорогах, улице и транспорте, позволяющей действовать адекватно конкретной реальной дорожной ситуации.
2. Воспитание у дошкольников безопасного поведения
3. Развитие непосредственного восприятия окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.
Проблема:
Внимателен ли ребенок на улице? Знает ли он правила поведения на улице, в транспорте? Применяет ли на практике он правила дорожного движения? Умеет ли ребенок быть осторожным и осмотрительным?
Цель проекта :
• Сформировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения.
Задачи проекта :
• Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов;
• Развивать осторожность, внимательность на дороге;
• Развивать связную речь у детей;
• Воспитывать навыки безопасности;
• Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения на улице.
При реализации проекта осуществляется интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предполагаемый результат:
• Приобретение детьми знаний по ПДД.
• Формирование умения находить верное решение в проблемной ситуации.
• Привитие культуру поведения на дороге.
• Формирование чувство ответственности за свою безопасность и безопасность окружающих.
• Способность детей договариваться, оказывать друг другу поддержку.
• Побуждение детей к дальнейшему знакомству с ПДД.
• Обогащение предметной среды в группе по ПДД.
• Активное участие родителей в реализации проекта.
Продукты проекта : план работы, разработки НОД правилам дорожного движения, рисунки и поделки детей, изготовление макета города, памятки и консультации для родителей, чтение художественной литературы, дидактические игры.
Этапы реализации проекта :
1. Планирование
2. Реализация проекта
3. Завершение проекта
Основные направления работы:
1. Работа с педагогами:
• Советы педагогов
• Консультации
• Семинары-практикумы
• Деловые игры
• Открытые просмотры
• Круглые столы
2. Работа с детьми:
• ООД
• Беседы
• Чтение художественной литературы
• Праздники, развлечения
• Целевые прогулки, экскурсии
• Сюжетно-дидактические игры
• Подвижные игры, упражнения, эстафеты
• Создание атрибутов к играм
3. Работа с родителями:
• Совместная деятельность детей и родителей в ДОУ
• Праздники, развлечения
• Участие в конкурсах рисунков, выставках
• Дни «открытых дверей»
• Совместная деятельность детей и родителей в семье
• Чтение художественной литературы
• Совместные прогулки
• Просмотр детских передач
• Изготовление поделок
• Просветительная деятельность родителей в ДОУ
• Анкетирование родителей
• Рекомендации, консультации
• Родительские собрания
• Папки-передвижки
Предполагаемые результаты (знания и умения детей) :
• Умеют читать информацию по дорожным знакам, оценивать ситуацию. Сформированы знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
• Умеют самостоятельно принимать решения, оказывать первую
• медицинскую помощь.
• Сформирована активная жизненная позиция образцового участника дорожного движения.
• Расширен словарный запас у детей.
Вывод:
Использование данного проекта способствует более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувство контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада. Известно, что многие родители слабо знают правила дорожного движения и имеют смутное представление об этой проблеме. В связи с этим большое значение приобретает обучение родителей правилам дорожного движения. Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог. Предложенный проект – попытка организовать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов. Мы убедились, что такая система работы по обучению детей правилам дорожного движения дает, несомненно, положительные результаты, самое главное в нашем проекте, то, что мы смогли заинтересовать родителей и детей данной проблемой. В ходе реализации данного проекта дошкольники в доступной, занимательной, игровой форме ознакомились с правилами дорожного движения и безопасного поведения на дорогах.
План работы
Месяц Содержание работы
Сентябрь • Подбор и изучение методической литературы по теме самообразования.
• Постройка из конструктора «Наш участок».
• Составление с детьми рассказа о своём пути из дома в детский сад.
• Беседа с детьми об истории транспорта, просмотр иллюстраций.
• Сюжетно-ролевая игра «Автопарк».
• Дидактические игры «Прочитай схему», «Хорошо – плохо», «Волшебный перекресток», «Водители и пешеходы».
• Рассматривание картинок о видах транспорта. Рисование на данную тематику.
• Целевая прогулка: наблюдение за движением пешеходов.
• Чтение рассказа «Машины на нашей улице» М. Ильин, Е. Сегал.
• Беседа о предупреждающих знаках.
• Чтение сказки Н. Извековой «Как веселые человечки учили дорожную азбуку».
• Рассматривание знаков «Скользкая дорога», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом».
• Подвижная игра «Стоп».
• Обыгрывание ситуаций на макете улицы города.
Октябрь • Беседа с детьми «Виды светофоров и их назначение». Рассматривание макета светофора.
• Конструирование из цветной бумаги и картона модели светофора.
• Постройка из конструктора «Улица с перекрестком».
• Беседа с детьми «Перекресток - что это? Что и кто помогает регулировать перекресток».
• Дидактические игры «Ловкий пешеход», «Слушайся регулировщика».
• Конструирование «Мосты».
• Беседа о правилах поведения в общественном транспорте. Игры с макетом улицы «Расставь правильно знаки».
• Игра-викторина «Кто лучше знает правила дорожного движения».
Ноябрь • Беседа с детьми о запрещающих знаках.
• Чтение стихотворения «Для чего нам светофор» О. Тарутина.
• Тематическая прогулка «Правила для пешеходов».
• Рассматривание рисунков со знаками «Движение запрещено», «Опасность», «Поворот».
• Рассматривание картин с изображением грузовых и легковых автомобилей. Сравнение грузового и легкового автомобиля.
• Дидактические игры «Улица города», «Что лишнее».
• Беседа «Поведение детей на дорогах и улицах».
• Чтение: С. Волков «Про правила движения».
• Беседа с детьми о специальных транспортных средствах. Чтение и отгадывание загадок о специальных транспортных средствах.
• Дидактические игры «Светофор», «Назови запрещающие знаки», «Собери дорожный знак» (разрезные картинки).
• Рисование запрещающих знаков.
• Чтение рассказа «Улица, где все спешат» И. Серякова.
• Выставка детских рисунков «Мы переходим улицу».
Декабрь • Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание ситуаций, которые могут встретиться на дороге.
• Рисование дорожных знаков по желанию.
• Постройка из строительного материала «Железнодорожный вокзал» и обыграть его.
• Беседа о предписывающих знаках.
• Чтение стихотворения «Бездельник светофор» С. Михалков.
• Дидактические игры «Найди и расскажи», «Собери знак», «Что означает», «Найди дорожный знак», «Хорошо и плохо».
• Беседа «Правила перехода улиц и дорог».
• Чтение рассказа «Машина, которую рисовать научили» И. Серяков.
• Беседа «Новогодние фейерверки». Правила безопасности».
Январь • Беседа «Работа сотрудника ГИБДД».
• Беседа «Световые сигналы автомобиля».
• Беседа «Зачем нужен регулировщик?».
• Конкурс на лучший рисунок «Регулировщик на перекрестке»
• Беседа о информационно-указательных знаках.
• Изготовление из картона (бумаги) предписывающих знаков.
• Чтение рассказа «Светофор» Б. Житков.
• Дидактические игры «Узнай дорожный знак», «Я иду через дорогу», «Умелый пешеход».
• Подвижные игры «Самый быстрый», «Умелый пешеход», «Зимняя дорога».
• Беседа на тему «Осторожно, скользкая дорога!».
• Чтение стихотворения А. Ганюва «Гололёд».
• Рассматривание рисунков дороги с несколькими полосами движения.
Февраль • Беседа на тему «Как безопасно перейти дорогу?».
• Беседа о том, где можно и где нельзя играть.
• Чтение и обсуждение рассказа Дорохова «Влиятельная палочка».
• Дидактические игры «Отвечай быстро», «Регулировщики».
• Подвижные игры «Стоп», «Не ошибись».
• Заучивание стихотворения Михалков С. «Постовой».
• Беседа о знаках сервиса, рисование «Знаки сервиса».
• Конструирование «Улица город».
Март • Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».
• Рисование специальных видов транспорта.
• Дидактические игры «Поставь правильно дорожные знаки», «Бегущий светофор».
• Заучивание стихотворения «Запрещается – разрешается» В. Семурина.
• Рассказ об опасных ситуациях на дороге и объяснение, где должны сидеть в автобусе дети и взрослые. Предложить детям, используя игрушки, рассказать о поездке в транспорте.
• Рисование различных марок и видов машин.
• Изготовление фотоальбома «Дорожные знаки».
Апрель • Оформление папки-передвижки «Правила дорожного движения».
• Беседа «Я и мой велосипед».
• Загадывание загадок по правилам дорожного движения.
• Рисование различных видов пешеходных переходов.
• Чтение художественного произведения С. Волков «Правила дорожного движения».
• Целевая прогулка «Покажи и назови известный дорожный знак».
• Игра «Чья команда назовет больше дорожных знаков», «Движение по спирали».
• Чтение рассказа "Ученый дружок" И. Серяков. •
Май • Чтение: А. Дорохова «Подземный переход».
• Инсценирование песни «По улице, по улице».
• Целевая прогулка «Пешеходный переход».
• Беседа «Виды дорожных знаков».
• Изготовление указательных знаков для игр с макетом.
• Дидактическая игра «Поставь правильно знак».
• Рисование дорожных знаков.
• Загадывание загадок о правилах дорожного движения.
• Рассматривание рисунков со знаками «Движение запрещено», «Опасность», «Поворот». Рассматривание картин с изображением грузовых и легковых автомобилей. Сравнение грузового и легкового автомобиля.
Перспективный план работы с родителями
по правилам дорожного движения.
Сентябрь:
1. Рекомендация для родителей: «Если вы купили ребёнку велосипед».
2. Папка-передвижка «Шагаем осторожно!».
Октябрь
1. Консультация «Совместная прогулка детей и родителей».
Ноябрь:
1. Привлечь родителей к изготовлению фотоальбома «Дорожные знаки».
2. Памятка для родителей «Дети и дорога».
Декабрь:
1. Папка-передвижка «Красный, жёлтый, зелёный».
Январь:
1. Консультация «Как сделать детей дисциплинированными пешеходами».
Февраль:
1. Папка-передвижка «Зимние игры на улице:чем они опасны?»
Март:
1. Изготовление родителями костюмов, атрибутов для театрализованных игр по ПДД.
Апрель:
1. Выставка детской литературы для чтения по ПДД.
2. Папка-передвижка «Добрая дорога детства».
Май:
1. Памятка «Улица – лучший учебник» (Правила дорожного движения).
2. Консультации на тему: «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице».
Список используемой литературы:
1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. «Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»– М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с. Белая К. Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М. : Школьная Пресса, 2010. – 48.
2. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, М. Д. Маханева «Безопасность на улицах и дорогах : Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М. : ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М. : Просвещение, 2004.
4. Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице», «Детство-пресс», 2008
5. Л. Б. Поддубная «Правила дорожного движения подготовительная группа», - Волгоград, «Корифей», 2009.
6. В. Н. Кирьянов «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие. - М., «Тритий рим», 2000 г.
7. Хромцева Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
8. Хромцева Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. Учебное пособие – М. : Центр педагогического образования, 2007.