Мария Бараева
Безопасное поведение в опасных ситуациях социального характера «Сказочная безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Обеспечение безопасности детей – это главная задача взрослого человека. Чем старше становится ребенок, тем больше у него свободы и тем чаще он остается без контроля родителей, воспитателей, учителей. Поэтому очень важно объяснить, как нужно действовать в той или иной опасной ситуации и каким образом их можно предотвратить. Так, вспоминая знакомые с детства сказки, педагог может систематизировать и активизировать ранее полученные по безопасности знания, помочь ребенку по-новому взглянуть на сказку, тем самым подтолкнув его мысль к развитию умения анализировать художественное произведение.
Публикация «Безопасное поведение в опасных ситуациях социального характера „Сказочная безопасность“» размещена в разделах
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях на примере детских сказок.
Задачи:
Обучающие
• создание условий для формирования у детей представлений о возможных опасностях повседневной жизни;
• познакомить с адекватными способами поведения в чрезвычайных ситуациях на примере поступков сказочных героев;
Развивающие
• формирование осознанного отношения к собственной безопасности;
Воспитательные
• воспитание личной гражданской ответственности;
• содействие становления положительной мотивации к чтению книг.
Ход.
Вводная часть:
Педагог: Ребята, вы знаете такую поговорку: «Сказка-ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»? Что значит это выражение?
Ответы детей.
Педагог: Сегодня я предлагаю вам вспомнить русские - народные сказки, и узнать, какие же уроки в них спрятаны.
Основная часть:
Картинка 1. (Колобок)
Педагог: Ото всех он укатился
и в лесочке очутился,
даже самый страшный волк
съесть его никак не смог!
Но к лисичке на зубок
вдруг попал наш (Колобок)
Педагог: Вспомните, как закончилась эта сказка?
Ответы детей. (Колобка съела лиса)
Педагог: Почему колобок оказался один в лесу?
Ответы детей. (Убежал, ослушался бабу и деда)
Педагог: Зачем Колобок отправился в лес? Как вы думаете?
Ответы детей. (Колобок захотел гулять.)
Педагог: Так значит, Колобок просто погулять пошёл. В лесу ведь так красиво: цветы, птички, деревья… но гулять одному в лесу опасно. Колобок не подумал об этом, вот и поплатился. Ребята, можно ли гулять одному по незнакомым местам? Почему?
Ответы детей.
Картинка 2.(Красная шапочка и серый волк)
Педагог: Девочка хорошая по лесу идет,
Но не знает девочка, что опасность ждет.
За кустами светится пара злющих глаз —
Кто-то страшный встретится девочке сейчас.
Кто расспросит девочку о её пути?
Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?
Кто же эта девочка? Кто же этот зверь?
Ответы детей. (Красная шапочка и серый волк)
Педагог: Что произошло в этой сказке?
Ответы детей.
Педагог: Что именно Красная Шапочка сделала не правильно?
Ответы детей. (Красная шапочка стала разговаривать с незнакомцем, рассказала куда держит путь, где живет ее бабушка и как можно попасть к ней в дом).
Педагог: Как следует поступить, если к вам подойдёт незнакомый человек? Если незнакомец предлагает вам пройти с ним куда-то? Надо ли рассказывать об этом кому-либо?
Ответы детей. (Обязательно рассказать родителям, даже если это был ваш сосед)
Педагог: Ребята, как вы думаете, почему преступники притворяются добрыми дядями или тетями?
Ответы детей. (Для того, чтобы ребёнок не испугался, поверил ему и пошёл с ним)
Педагог: В какой русской народной сказке герой очень умело притворился близким, родным существом и добился осуществления своего злого замысла?
Картинка 3.(Волк и семеро козлят)
Педагог: Уходя, сказала мама
своим деточкам упрямым:
"Вы к дверям не подходите,
не балуйтесь, не шумите.
Никому не открывать.
Я приду вас стану звать.
Это сказ для всех ребят-…
(Волк и семеро козлят)
Педагог: Вспомните, что сделал Волк, чтобы попасть в дом к козлятам.
Ответы детей. (Он выучил слова песенки мамы Козы и перековал себе голос.)
Педагог: Вот таким образом могут притворяться злодеи. А Кто чаще всего в сказках притворяется добреньким?
Картинка 4. (Лиса)
Педагог: Одурачит ловко
Рыжая плутовка,
Длинным хвостиком махнёт,
Зубки хитро облизнёт,
Не успеешь оглянуться –
Вокруг пальца обведёт!
Ответы детей. (Лиса)
Педагог: Какие черты характера людей приписывают Лисе в сказках?
Ответы детей. (Хитрая, жадная, бессердечная)
Педагог: Совершенно верно. В большинстве сказок лиса – злодейка, а внешне она имеет приятный вид и добрый ласковый голос.
Картинка 5. (Буратино)
Педагог:
Деревянным был мальчишка,
Не донес до школы книжку,
В приключения попал,
Чуть бедняга не пропал.
Ответы детей. (Буратино)
Педагог. Встречался ли он с лисой?
Ответы детей. (Да, с лисой и котом)
Педагог: Как вела себя лиса в этой сказке?
Ответы детей. (Лиса захотела забрать у Буратино монеты. Завлекла его в вымышленную страну Дураков на Поле Чудес, чтобы он там закопал свои деньги. Она сказала ему, что из них вырастет огромное денежное дерево, а сама выкопала и забрала деньги)
Педагог: Какой вывод из этой сказки можно сделать?
Ответы детей. (Не верить незнакомцам. Спросить совета у родителей)
Педагог: Родители – взрослые люди, которые любят вас, желают вам только добра. Они старше вас, много знают и всегда помогут найти правильное решение в любой ситуации. Но, к несчастью, дети не всегда слушают взрослых близких людей, а что из этого может произойти, нам расскажут сказки…
Картинка 6. (Гуси лебеди)
Педагог: Над деревней стаей кружат.
Ищут маленьких ребят,
Утащить их в лес хотят.
Ответы детей. (Гуси - лебеди)
Педагог: Как начинается сказка?
Ответы детей. (Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. Уходили родители на работу и просили старшую дочь: береги братца, не ходи со двора, будь умницей)
Педагог: А что же случилось дальше?
Ответы детей. (Девочка забыла, что сказали родители, посадила братца на травке, а сама побежала к подружкам. Гуси-лебеди налетели и унесли братца.)
Педагог: Какому важному правилу учит эта сказка не только вас, но и взрослых?
Ответы детей: (Не оставлять маленьких детей без присмотра, они не могут себя защитить)
Педагог: А если вы остались дома одни, что велят вам ваши родители?
Ответы детей. (Никому дверей не открывать, никого в дом не впускать)
Картинка 7.(Петушок – золотой гребешок)
Педагог: Из какой сказки этот отрывок?
Петушок, петушок,
золотой гребешок,
масляна головушка,
шёлкова бородушка,
выгляни в окошко,
дам тебе горошку.
Ответы детей. (Петушок – золотой гребешок)
Педагог: Какие ошибки допустил петушок?
Ответы детей. (Петушок выглянул в раскрытое окошко, хотя кот и дрозд сказали ему этого не делать)
Педагог: Припомните, как вёл себя петушок, когда лиса несла его в дремучий лес.
Ответы детей. (Петушок очень громко кричал, звал на помощь кота. Он верно поступил, поэтому кот и дрозд услышали его и спасли.)
Педагог: Люди должны также при необходимости очень громко звать на помощь. Если даже преступник пытается прикрыть вам рот рукой, вы можете укусить его за руку и громко позвать на помощь. Какие слова можно кричать, чтобы вас поняли, как вы думаете?
Ответы детей. (Спасите, меня похищают! Помогите, я не знаю этого человека)
Заключительная часть:
Педагог: Я вам желаю, чтобы с вами никогда таких чрезвычайных ситуаций не произошло. Но вы должны быть готовы спасти себя. Должны знать, как это сделать.
Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок.
За этот урок скажем спасибо сказкам, которые мы сегодня вспомнили. (Спасибо.) А ещё спасибо надо сказать героям из этих сказок. (Спасибо.)