Нина Ивановна Воробьёва
Бессюжетные народные подвижные игры
▼ Скачать + Заказать документы
Бессюжетные народные подвижные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным – в них лишь нет образов, которым дети подража-ют, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же, как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятаньем и т. п. Такие игры доступны и млад-шим и старшим дошкольникам.
Публикация «Бессюжетные народные подвижные игры» размещена в разделах
Однако следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей боль-шей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного за-дания. Условия выполнения такого задания определяются правилами. По-скольку правила требуют от участников довольно быстрых и ловких дейст-вий, наибольшее распространение бессюжетные игры имеют в среднем и старшем дошкольном возрасте, с малышами могут быть проведены лишь са-мые элементарные формы игр этого вида.
В основе таких игр лежит выполнение определенных двигательных за-даний в соответствии с простейшими правилами. Первыми бессюжетными играми для детей 4 лет являются такие игры, как «Догоните меня», «Дого-ню». В них предлагается детям задание двигаться в одном направлении за воспитателем или от него в заранее намеченное место – «домик», где педагог не должен их ловить. Каждый ребенок, выполняя задание самостоятельно, в то же время действует совместно с другими детьми. Постепенно игры ус-ложняются. Как только малыши научатся ходить, бегать подгруппами и всей группой в одну сторону, воспитатель во время игры может менять направле-ние, способствуя формированию навыков движений, умению ориентировать-ся в пространстве. При этом детей приучают выполнять элементарное прави-ло – двигаться, не наталкиваясь, друг на друга.
Затем вводятся игры, в которых есть более сложные задания на внима-ние, на ориентировку в пространстве. Так, например, дети должны двигаться туда, где расположен флажок, соответствующий цвету флажка в руках у ре-бенка, или туда, где звенят колокольчик («Найди свой цвет», «Где звенит ко-локольчик?»). Такие игры требуют от детей знания основных цветов, опреде-ления па слух места, откуда раздается звук, и в соответствии с этим умения регулировать свои действия.
В таких играх, как «Береги предмет», «Не опоздай», к детям предъяв-ляются требования: выполнить действия как можно быстрее, найти свое ме-сто, сохранить свой предмет (кубик, колечко, погремушку). В этих простей-ших играх уже имеет место задание, заставляющее ребенка проявлять быст-роту и ловкость.
В бессюжетных играх (кегли, кольцеброс, городки) дети выполняют более сложные движения: метание, прокатывание в цель, бросание и ловля. Дети младшего дошкольного возраста такими движениями владеют слабо, поэтому их вначале широко используют в игровых упражнениях, например, «Прокати мяч», «Попади в воротца», «Подбрось повыше» и др. Упражняясь в этих движениях, дети постепенно овладевают навыками и умениями дейст-вовать с различными предметами (мячами, шарами, кольцами, у них разви-вается глазомер, координация движений, ловкость. Участвуя в таких играх, малыши приобретают много полезных навыков.
Несмотря на то, что бессюжетные народные игры используются в ра-боте с малышами не так широко, как сюжетные, дети участвуют в них с большим удовольствием. Это объясняется тем, что в таких играх воспитатель является активным участником. Он показывает детям, как надо выполнить те или иные задания, сам выполняет ответственную роль, направляет весь ход игры, эмоционально настраивает детей, помогая им в выполнении разных движений [37].
Таким образом, рассматривая виды народных подвижных игр мы при-шли к выводу о том, что в дошкольном образовательном учреждении исполь-зуются все виды игр в зависимости от возраста детей. Опираясь на психоло-гические особенности детей среднего дошкольного возраста, необходимо шире использовать сюжетные игры, чем бессюжетные. Анализ видов игр по-зволил нам определить сюжетные народные подвижные игры как наиболее оптимальный вид игры для эмоционального развития детей дошкольного возраста.