МААМ-картинки

Беседа «Экосистема — лес»

Зезегова Оксана
Беседа «Экосистема — лес»

Беседа "Экосистема леса"

Цель: сформировать представления детей о лесе как многоярусном и многоэтажном доме, где все растения и животные занимают определенную экологическую нишу и находятся в тесных взаимосвязях.

Задачи:

1. Уточнить представление о пищевой зависимости обитателей леса.

2. Учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу.

3. Активизировать словарь детей: ярусы, подлесок.

4. Развивать логическое мышление, память, внимание, умение рассуждать, обобщать, делать выводы.

Публикация «Беседа „Экосистема — лес“» размещена в разделах

5. Воспитывать бережное отношение к растительности леса, к его лесным жителям.

Ход беседы:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я хочу пригласить вас в путешествие. Хотите узнать куда? Тогда отгадайте мою загадку. Слайд 1

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем (лес).

Воспитатель: Правильно, ребята. Хотите туда попасть? Тогда в путь, но сначала давайте повторим правила поведения в лесу.

Слайд 2.

• Не загрязняй природу, убирай за собой мусор.

• Не лови лесных обитателей. Помни, что на природе ты в гостях.

• Не шуми в лесу. Не пугай его жителей.

• Не разводи костры.

• Не собирай и не ешь неизвестные грибы и ягоды.

• Не разоряй дупла и гнезда.

• Не вырывай растения с корнями.

• Не разрушай муравейники и норы.

• Не трогай и не забирай домой животных и насекомых.

• Не ломай ветки и не обдирай кору.

Закройте глаза и повернитесь вокруг себя три раза.

Звучит аудиозапись «Звуки леса».

Воспитатель: Ребята! Посмотрите как же красиво!

Что же такое лес? Слайд 3

Лес – это пространство поросшее деревьями, одного или нескольких видов, кустарниками, травянистыми растениями, грибами. В лесу обитают различные виды животных. В лесу все друг другу нужны и живут сообща.

Какое же значение имеет лес? Слайд 4.

Лес играет огромную роль в жизни человека растений и животных:

Леса — украшение нашей планеты. Любоваться ими можно во все времена года. Недаром их красоту воспевали в своих произведениях поэты, художники, музыканты.

Леса защищают водоёмы от обмеления, а почвы — от выветривания и размывания. Деревья увлажняют и очищают воздух, насыщают его кислородом. Ты наверняка замечал, как легко дышится в лесу.

Лес дарит людям ягоды, грибы, орехи. Здесь растут многие лекарственные растения, которые используют в медицине.

Ценный материал — древесину — также добывают в лесу. Когда-то она была основным материалом для строительства, изготовления разной домашней утвари. Сейчас древесина по-прежнему необходима людям: из неё делают бумагу, картон, мебель, спички и многие другие изделия.

Главная экологическая проблема всех лесов — лесные пожары: они могут погубить растительность или вовсе уничтожить всё вокруг. Вероятность возгорания леса увеличивается из-за деятельности человека: разведение костров, неосторожное обращение с огнём — основные причины пожаров.

Лес — богатство страны. Поэтому во всём мире леса охраняют. Необходимо контролировать вырубку лесов, вовремя сажать новые деревья. На особо ценных территориях организуют заповедники, где запрещена вырубка деревьев и охота на животных.

Какой же бывает лес? Слайд 5

Хвойный

Лиственный

Смешанный

Леса бывают хвойными, лиственными и смешанными.

В хвойном лесу ведущая роль принадлежит хвойным деревьям: елям, соснам, лиственницам. Слайд 6. Хвойные леса бывают разными. В темнохвойных лесах растут ели и пихты. Крона у них густая, солнечный свет пропускает плохо, поэтому в таких лесах темно, сыро и мрачно. Сосновые леса светлые и сухие. В хвойных лесах растут брусника, черника, мхи, папоротники.

Если в лесу растут в основном лиственные деревья, такой лес называют лиственным: осина, береза, рябина. Слайд 7.

В лиственных лесах растут берёза, осина, липа, клён, дуб и много кустарников: лещина (орешник, малина, калина, шиповник. Очень разнообразны травянистые растения лиственных лесов. Ранней весной зацветают хохлатка, печёночница, ветреница. В мае можно любоваться цветением ландышей. Ближе к осени на месте цветков ландыша появятся красные ягоды, но их нельзя срывать, так как они ядовиты.

Если соотношение хвойных и лиственных пород деревьев равное, это смешанный лес. Слайд 8. В смешанных лесах встречаются растения и лиственных, и хвойных лесов. Богаты леса и грибами.

Около половины территории нашей страны занимают леса. Особенно лесами богата наша Республика Коми.

Весь лесной растительный мир принято делить на «этажи» — ярусы. Слайд 9.

Высокие деревья — сосна, ель — занимают первый ярус леса, им достаётся больше всего тепла и света.

На втором ярусе обитают деревья пониже, например берёза, осина, рябина.

Кустарники – шиповник, малина, крыжовник, смородина, черноплодная рябина - располагаются на третьем ярусе. Слайд 10. Его еще называют – подлесок. А чем отличаются деревья от кустарников? Главное отличие кустарника от дерева заключается в том, что у кустарника нет явно выраженного главного стебля - ствола. У кустарника сразу от корня отходит множество тонких стволов, образующих куст. Поэтому весьма характерному признаку всегда можно легко отличить кустарник от дерева.

На четвертом ярусе находятся:

• кустарнички (по другому, еще называют ягодные растения) : брусника, черника, голубика; слайд 11

• травянистые растения (кислица, папоротник, мох); слайд 12

• грибы (белый гриб, подосиновик, подберезовик, мухомор). Слайд 13.

Высокие деревья первого яруса создают тень, благодаря которой другие растения находятся в прохладе, а почва сохраняет влагу даже в жаркую погоду.

У каждого дома есть подвал. И у нашего леса тоже есть «подвал» только называется он подземелье. В подземелье много корней деревьев, кустарников и трав. Слайд 14.

Физминутка.

«Мы по лесу погуляли»

Мы по лесу погуляли

И немножечко устали.

Встанем, глубоко вздохнём

Руки дружно разведём.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети,

А потом все дружно встали,

Великанами все стали.

Дружно мы похлопаем!

Тихонечко потопаем!

Ребята, а как вы думаете в нашем доме – лесу есть обитатели? Ответы детей.

Лесное пространство наполнено обитателями от земли до крон деревьев. Все его ярусы заселены животными. Слайд 15. Для того, чтобы каждому живому существу было удобно место обитания и выведения потомства, природа выделила свой лесной ярус или этаж. При этом многие насекомые, птицы и некоторые млекопитающие обитают и могут передвигаться во всех ярусах леса. В разных ярусах леса разные условия обитания.

В верхнем ярусе гнездятся птицы: ястребы, вороны, клесты. Слайд 16. В верхнем ярусе много солнечного света и дуют сильные ветры. Поэтому большей частью на верхнем ярусе живут хищные птицы. Для устройства гнезда им нужно укромное высокорасположенное место. Эти хищники обладают крепким клювом, зорким взглядом, сильными крыльями и могучими лапами с острыми цепкими когтями.

Из млекопитающих здесь можно встретить лесную куницу. Слайд 17. Она очень неохотно и редко спускается на землю, предпочитая жить и охотиться в кронах деревьев. Но и на земле ее движения свободны, и она может быстро перебегать от одного дерева к другому.

Ниже, где больше корма и мест для укрытия, обитает большее разнообразие животных.

Многие животные обитают в дуплах деревьев: это сова, филин, белка, дятел. Слайд 18 и 19. Они им служат укрытием, а так же местом для выведения и вскармливания потомства. Совы и филины - ночные хищники. Охотятся, в основном на мышевидных грызунов.

Синица – слайд 20 – строит гнездо, но может и поселится в старом дупле дятла. Синицы и дятлы в большом количестве уничтожают насекомых – вредителей леса.

Белки всеядны и поэтому питаются и растениями насекомыми – вредителями деревьев. Прыгая с ветки на ветку, белки иногда ломают листья и ветви деревьев, которые затем перегнивают и насыщают почву благотворными веществами.

Сами стволы деревьев часто заселяют насекомые: усачи, короеды, майские жуки, а также муравьи. Слайд 21 и 22. Муравьи живут не только на земле, но и в дуплах, корнях деревьев или кустах, под корой. Они грызут кору деревьев, не дают затягиваться ранам, увеличивают трещины и дупла. Но для почвы они полезны. Муравьи перерывают почву, тем самым улучшая ее состав. Насекомые ускоряют гибель деревьев и повреждают древесину. Но все же они важны в цепи питания. Так как ими питаются птицы и животные.

Некоторые звери - ласка, белка, куница, лесной хорь - с деревьев спускаются на землю. Слайд 23.

Другие наоборот — основное время проводят на земле, но могут забираться на деревья и перемещаться по ним — глухарь, лесная кошка, горностай, рысь, соболь. Слайд 24 и 25.

В нижнем ярусе леса можно наблюдать большое разнообразие млекопитающих: там живут лисы, зайцы, волки, лоси, кабаны, медведи. Слайд 26.

В густых зарослях подлеска ближе к почве и на почве значительно меньше света из - за того, что кроны деревьев поглощают его. В воздухе больше влаги и нет ветра. Поэтому там гнездится большое количество птиц. Слайд 27.

В этих зарослях кладки яиц и птенцы находятся в большей безопасности.

Некоторые животные обитают только в почве: кроты, землеройки, слепыши, черви. Слайд 27. В почве нет света, большая влажность. Животные, живущие в почве разрыхляют и «проветриваю» почву. Тем самым создают благоприятные условия для растений, микроорганизмов.

Жизнь леса зависит от неживой природы: солнечный свет, углекислый газ, который входит в состав воздуха, и вода дают растениям возможность создавать питательные вещества. В почве находятся корни растений, грибницы и живые организмы, в том числе и бактерии.

Все организмы взаимодействуют между собой: растения служат кормом и укрытием для многих обитателей леса, некоторые животные распространяют плоды и семена растений, а грибы — помогают деревьям добывать минеральные вещества, а также служат пищей для животных.

Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Слайд 30. Например, если в лесу увеличится количество насекомых, питающихся листьями и древесиной, они уничтожат многие здоровые растения. Но если таких насекомых станет очень мало, некому станет поедать старые и больные растения. Регулировать численность насекомых помогают птицы. В тех местах, где расплодилось много вредителей, птиц будет гнездиться больше обычного. Но если корма мало, многие птицы откажутся от гнездования, тем самым сохраняя численность насекомых.

И закончить нашу беседу хотелось бы стихотворением «Берегите лес!». Слайд 30.

Публикации по теме:

Беседа «Осторожно, тонкий лед»;Беседа «Осторожно, тонкий лед»; С приходом зимы, наступил опасный период времени не только у взрослых, но и детей. С целью обеспечения безопасности дошкольников на водных.

Беседа «Как вызвать полицию»Беседа «Как вызвать полицию» Беседа на тему «Как вызвать полицию» Цель : рассказать о профессии полицейский, познакомить с номером телефона 02,учить набирать номер.

Беседа «Пожар в квартире»Беседа «Пожар в квартире» Цель: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности и как вести себя во время пожара. Приходит Буратино. Здравствуйте ребята! Я.

Беседа о дружбеБеседа о дружбе Беседа о дружбе. -Ребята, у вас есть друзья? -Это очень хорошо. Значит вы хорошие ребята, раз вас кто-то любит и ценит. У плохих людей.

Беседа об олимпийских играхБеседа об олимпийских играх Беседа об олимпийских играх Цель: формирование у дошкольников начального представления об олимпийском движении и его истории. Знакомство.

Беседа «Лес» с детьми 4–5 летБеседа «Лес» с детьми 4–5 лет Цель: создание условий для расширения представлений у ребенка о лесе. Задачи: формировать у ребенка представление об экосистеме (лес); закрепить.

Беседа с детьми «Сирень»Беседа с детьми «Сирень» Тема "Сирень" Цель: Продолжать знакомить дошкольников с разнообразием цветов. Задачи: Рассказать детям о сирени; расширять кругозор ; развивать.

Беседа с родителями «Ваш ребенок» Успех в воспитании обусловлен знанием психических особенностей нервной системы детей, поэтому воспитателю необходимо изучить каждого ребенка.

Библиотека изображений:

Публикация Беседа «Экосистема — лес» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Зезегова Оксана на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Беседа «Экосистема — лес»
Опубликовано: 19 ноября 2023 в 16:55
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД