Юлия Костаусова
Конспект вводной беседы в подготовительной группе «Иркутская область — моя родной край»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: уточнить и расширить знания детей о Иркутской области (географическое положение, гимн, герб, климатические особенности); проверить знания о животном и растительном мире Иркутской области; дать знания о многообразии городов, посёлков, рек и озёр в Иркутской области, воспитывать любовь, уважение к своей Родине; развивать желание узнавать больше о своём родном крае.
Публикация «Конспект вводной беседы в подготовительной группе „Иркутская область — моя родной край“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Иркутская область, Иркутск
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Предварительная работа: прогулка на берег Ангары: рассматривание растений, деревьев; наблюдение за птицами; рассматривание книги-самоделки «Про байкальских зверят от байкальских ребят».
Материал: презентация «Иркутская область- мой родной край», музыка – А. Маршал «Иркутская история», звуки поезда,глобус.
Ход беседы:
Предложить детям прослушать аудиозапись песни «Иркутская история» в исполнении А. Маршала и ответить на вопросы: «Понравилась ли вам песня? О чём она? Какие названия рек/озёр/городов вы услышали? Что такое ГЭС? Гидроэлектростанция (ГЭС) — это электростанция, в качестве источника энергии использующая энергию водного потока. Гидроэлектростанции обычно строят на реках, сооружая плотины и водохранилища. Для того что бы ГЭС работала необходимо что бы вода не замерзала круглый год»
Воспитатель: как называется область, в которой мы живём? Правильно, мы живём в Иркутской области. Иркутская область – это часть Сибири, а точнее, Восточной Сибири, так же, как и Красноярский край, Бурятия и др. Сибирь делится на восточную и западную (просмотр слайда, определение местоположения Иркутской области на карте, глобусе).
Воспитатель: посмотрите, пожалуйста, вот на этот слайд. Здесь изображен герб и флаг Иркутской области. В центре изображены звери черный бабр, несущий в пасти красного соболя. Синий цвет символизирует озеро Байкал. Зеленый цвет означает цвет ветвей кедра, радости и изобилия. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по Иркутской области, на поезде. Отправляемся из областного центра, самого главного города нашей области. Как он называется? Правильно, Иркутск! Это большой, старинный, сибирский город, культурный и промышленный центр нашей области. А какие ещё города Иркутской области вы знаете? В каких из них вы были? Внимание, отправляемся!
Звучит музыка поезда. Дети имитируют движения езды на поезде.
Воспитатель: первая остановка – город Ангарск.
Стихотворение: Автор: Александр Кононов
Мой Ангарск – ты России частица.
Ты стоишь у слиянья двух рек
Не устанет тобою гордиться
Наш великий простой человек.
Ангара в тебя силу вдохнула,
Наградил беспокойством Китой.
Своей мощью тайга встрепенула,
Ты расти, песни звонкие пой.
Мы с тобой все невзгоды осилим,
Верим в это и сделаем так,
Чтобы стал самым лучшим в России
Наш Ангарск - город наш сибиряк.
Пусть молва о тебе не смолкает,
Пусть везде будет слышен твой глас,
Твоя слава в краю расцветает,
Стал ты городом счастья для нас.
Воспитатель: Название города происходит от названия реки Ангары. Город Ангарск находится между двух рек – Ангарой и Китоем. Неофициально город с момента основания называют — Город, рождённый Победой (строительство началось в 1945году). В СМИ по отношению к Ангарску часто используется определение — Город нефтехимиков, потому что в городе несколько крупных предприятий нефтепереработки, химической промышленности, атомной и строительной отрасли (рассматривание слайдов). Ну что, ребята, едем дальше?
Звучит музыка поезда. Дети имитируют движения езды на поезде.
Воспитатель: Следующая остановка – город Братск. История города Братска неразрывно связана с историей возведения величайшей в мире гидроэлектростанции. В 1954 году для организации столь масштабного строительства была создана организация, которая получила название Братскгэсстрой, во главе многопрофильного объединения с 80 тысячным коллективом стоял Иван Наймушин. В 1954 году на левом берегу Ангары у Падунского порога были установлены первые палатки, которые простояли ещё два года. А весной 1956 года в посёлке Падун началось возведение деревянных коттеджей. Затем строили брусовые двухэтажные дома. О современных жилых районах Братска известно, что они изначально назывались посёлками. А посёлок Падун – центр города Братска. Сегодня город Братск является одним из крупнейших центров Восточной Сибири с мощным производственным, научно – образовательным и культурный потенциалом. Жителей города называют братчане (просмотр слайдов). Наше путешествие продолжается!
Звучит музыка поезда. Дети имитируют движения езды на поезде.
Воспитатель: следующая остановка – город Усть-Кут. Сейчас я прочитаю стихотворение: «Мой родной город Усть-Кут» Александры Колосовой
Над тайгой простору много,
Склоны сопок велики…
Город вырос из острога
Разместился в доль реки.
Катит волны некрутые
Лены тёмная вода.
Шлют на берег позывные
Уходящие суда.
Огибая сопок склоны,
Поезда бегут гуськом.
И в тайге, и у перронов,
Оглушают путь гудком.
Городок Усть – Кут неброский,
Окружён тайгой кругом.
Неширокие дорожки
Устремились на подъём.
Воспитатель: Усть-Кут - город очень красивый, но он ещё и очень древний. Древний это значит, что он возник очень, очень давно. История города хорошо отражена в документах. Когда-то давным--давно на Руси правил царь Иван Грозный. Прослышал он, о богатой сибирской земле, где текут могучие реки под названием Енисей и Лена, где живут народы якуты, буряты, эвенки и тофалары. По слухам, в той стороне водиться видимо – невидимо всякого пушного зверя, а сколько там бесценного соболя – и представить не возможно. И вот дал приказал отправиться людям к той земле. И стал собираться отряд во главе с отважным человеком по имени Ермак. Трудно приходилось Ермаку с отрядом в пути по непроходимым местам Сибири. Они вступали в сражение с местными жителями Сибири. Местные жители не хотели пускать чужаков на свои земли. Поход Ермака завершился победой, хотя и сам отважный Ермак позднее погиб в бою. С этого времени началось освоение земель богатого сибирского края. Были и другие отважные люди, которые всё дальше и дальше шли по Сибири. Так основателем города стал казак Иван Галкин со своим отрядом тридцатью казаками. В наш край он приплыл по реке Лене. Очень понравился им этот край и решили они здесь поселиться. На берегу Лены казаки построили острог— деревянное укрепление. Острог основан при слиянии рек Лены и Куты А как вы думаете, что могло привлечь сюда людей? Почему именно здесь они поставили свои первые дома? (предположения детей) Люди селились там, где была вода, которая нужна для питья. А где можно было найти воду? Да, вода – это реки. Лена – река рядом, в реке много рыбы. Люди селились там, где можно было найти еду, - это леса. В лесу много дичи, ягод, грибов. И земля была здесь очень хорошей: можно было выращивать рожь. Постепенно по берегам Лены вырастали всё новые и новые зимовья российских поселенцев, так постепенно строился город Усть-Кут. Сейчас мы видим город современным, красивым просмотр слайдов).
Воспитатель: какие города мы сегодня с вами посетили? На каких реках они стоят? Каких животных встретили? Какие деревья и растения увидели? Иркутская область очень большая, мы ещё не раз совершим с вами путешествия по её городам не только на поезде, но и на самолёте, и на речном транспорте.
Пословицы о родном крае :
Всякому мила родная сторона.
- Где кто родится, там и пригодится.
- Дома и стены помогают.
- Своя земля и в горести мила.
- Родная землица и во сне снится.
Учим наизусть:
Здравствуй, Родина моя
Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!
Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
(В. Орлов)