Папки-передвижки

Конспект занятия «Белая береза — символ Родины моей!»

Екатерина Лисова
Конспект занятия «Белая береза — символ Родины моей!»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Белая береза-символ Родины моей

Цель: Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ней.

Задачи:

Образовательные:

- расширить и уточнить представления детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях, полезных свойствах.

Развивающие:

- продолжать работу по обогащению природоведческого словаря (гриб-чага, берёзовый сок, чечевички, бетулин, спилы).

- развивать сообразительность, интерес к исследовательской деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Публикация «Конспект занятия „Белая береза — символ Родины моей!“» размещена в разделах

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественная литература», «Художественное творчество» (аппликация, «Физическая культура», «Здоровье», «Музыка».

Предварительная работа: Рассматривание берёзы во время прогулки; рассматривание изделий из дерева и бересты, заучивание стихов, рисование березовых листочков по шаблонам.

Оборудование и материал: аудиокассета с записями русских народных песен и звуков природы; репродукции картин русских художников; стихи русских поэтов; макет дерева без веток, дидактические игры «Составь березку», «Найди лист берёзы», «Найди подберезовик», кусочки коры березы и сосны, спилы берёзы, изделия из бересты, макеты деревьев для оформления, лупы для каждого ребенка, сундучок, деревянная палочка, игрушка «Солнце», музыкальная композиция: «Во поле березка стояла», «Шум леса и пение птиц», картинки «Березка в разные времена года», гриб – чага, чай из чаги, орехи: кедровые, грецкие, фундук, карточки с цифрами. ;

Ход занятия:

Дети входят в зал и встают в полукруг.

Воспитатель:

- Я рада вас видеть. Улыбнитесь. Видите, какое весёлое у меня в руке солнце

Назовите его ласково.

(Солнышко).

- Передавая его друг другу, назовите также ласково ваши имена.

( дети представляются: Лерочка, Ромочка,).

- Молодцы!

Затем воспитатель обращает внимание детей на присутствующих гостей.

- Посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Поздоровайтесь с ними

Ребята, к нам в гости хотел прийти еще Лесовичок, но у него случилась беда – его лесные владения захватила злая колдунья. Лесовичок прислал нам письмо, в котором просит вас, ребята о помощи. Мы его с вами сейчас прочитаем? ( Содержание письма: Дорогие, ребята в лесу с берёзкой произошло несчастье. Злая колдунья разозлилась на берёзу. Нагнала сильный ветер и поломала все веточки. И теперь берёзка стоит совсем грустная. Она жалобно дрожит, потому что просит о помощи).

А помочь ребята вы можете ей, выполнив задания злой колдуньи.

- Что же делать ребята? (Помочь березке)

Ребята, я приглашаю вас всех, а куда – отгадайте?

Загадка

Есть у ребят, зеленый друг,

Веселый друг, хороший,

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек. (Лес)

- Но, для того чтобы нам отправиться в волшебный лес, чтобы помочь березке, Лесовичок прислал для нас с вами волшебный сундучок в котором находится план по которому можно дойти до березки. Но чтобы открыть его нам понадобится один предмет. Сейчас, путешествуя по точкам, вы узнаете, что это за предмет

«Путешествие по точкам»

- Молодцы, мы открыли сундучок, и нашли карту леса. Но прежде чем по ней пройти надо проложить путь простым карандашом, не отрывая его от бумаги, до березки. Это сделать довольно трудно, потому что нам надо не попасть в болото, не встретить хищников и обойти избу Бабы Яги.

Игра «Лабиринт»

- Хорошо. А теперь в путь! Вы готовы, ребята? Тогда пойдемте по дорожке:

Физминутка: «Топ – топ»

-По дорожке, по дорожке.

Скачем мы на правой ножке.

А по этой по дорожке,

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке.

Мы попрыгаем, как зайки.

Стоп, немножко отдохни

В гости к лесу мы пришли.

Гимнастика для глаз.

(Движения глаз дети сопровождают словами)

Мы пришли в волшебный лес,

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа берёзка в шубке стоит,

Слева – ёлка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся,

На землю красиво ложатся.

- И вот мы с вами в волшебном лесу на полянке у нашей Березке.

Включают звуки леса.

Слышны голоса птиц. Дети оказываются на лесной полянке, где стоит берёза без веточек (лист бумаги с нарисованным стволом).

- Посмотрите, ребята, вместо веточек на березе висят конверты с заданиями, которые мы должны выполнить. И вернуть веточки берёзе мы сможем, если правильно выполним задание.

Воспитатель снимает конверт с первым заданием: Расскажите о красоте русской берёзы.

- Давайте начну я, а вы продолжите.

Составление рассказа о березе

Берёзу всегда сравнивали с девушкой. Весной все девушки становятся краше. «Оживает» весной и берёза. Что с ней происходит весной? Ответы детей. Ранней весной на её веточках набухают почки, из которых потом появляются листочки. Распускаются серёжки – это её цветы. (показ картинки) В серёжках созревают семена, похожие на крошечные самолётики. Ветер уносит их в разные места. Они падают на землю, прорастают. Постепенно проростки превращаются в тонкоствольные молодые берёзки. Берёза любит свет и простор, не боится морозов и живёт более 100 лет.

Дети, вы уже, наверное, заметили, что берёза красива в любое время года. И эту красоту в своих стихах отмечали русские поэты. А какие вы знаете стихотворения о березке?

Стихи о березке

«Березка»

Автор: И. Прокофьев

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красными застежками,

С зелеными сережками.

«Берёзовая роща»

Автор: Герман Ходырев

Белее снега чистого

И месяца лучистого,

Как в белых платьях девицы,

Берёзы стали в круг.

Их ветви — руки тонкие,

Как будто струны звонкие.

Лишь ветер к ним притронется -

И всё поёт вокруг.

Ты до того, берёзонька, красива

И в полдень жаркий, и в часы росы,

Что без тебя немыслима Россия,

И я немыслим без твоей красы.

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

- В природе существует много примет, связанных с берёзой. Какие приметы вы знаете?

- Иней на берёзах – к морозу.

- Из берёзы течет много сока – к дождливому лету.

- Береза - символ красоты русской природы. Ею можно восхищаться в любое время года. Расскажите, какая березка зимой, весной, летом и осенью? Воспитатель демонстрирует дерево в разные сезоны.

«Опиши березку в разное время года»

Зимой – на веточках лежит белый снег.

Весной – на ветках клейкие, нежные листочки.

Летом – дерево покрыто густой зеленой листвой.

Осенью – береза покрыта золотистой листвой, крутясь в воздухе листья, падают на землю. Дети, как называется это явление? (Листопад).

- Ребята, а где можно встретить, увидеть березку? (в лесу, на поляне, около дома и т. д.)

- Как называется лес, где растут одни березы (березовая роща)

- Это дерево полюбилось нашему народу за её красоту. А ещё люди водили хороводы вокруг березы.

ХОРОВОД

- Ребята, как вы думаете, справились мы с вами с первым заданием, рассказали о красоте русской березы? Мы тогда можем прикрепить веточку для березки? (Да)

Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.

Воспитатель снимает конверт со вторым заданием. В конверте лежит береста.

- Ребята, что это?

Кора березки – береста

Это кора берёзы, которую называют берестой. Почему берёзу называют белоствольной? Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте есть отдушины : черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит. В древности люди писали на коре она заменяла бумагу. В годы войны пекли из коры хлеб. Из березовой коры делают сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки. (показ изделий). Давайте рассмотрим бересту.

Рассматривание бересты под лупой.

- Посмотрите, у вас на тарелочках есть кусочки бересты. (Дети рассматривают бересту)

- Ребята, как вы думаете, справились мы с вами со вторым заданием, рассказали о бересте? (Да)

- Мы тогда можем прикрепить веточку для березки?

Воспитатель и дети прикрепляют вторую веточку к березке.

Воспитатель снимает конверт с третьим заданием: решите задачки.

- злая колдунья думает, что мы не умеем решать задачки?

Но прежде чем приступить к решению задачек, чтобы лучше расслышать, надо сделаем массаж нашим ушкам.

Игровой массаж по А. Уманской и К. Динейки «Поиграем с ушками».

Подходи ко мне, дружок, становись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди и скорее покажи.

Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами.

А сейчас все тянем вниз, ушко, ты не отвались.

А потом, а потом, покрутили козелком.

Ушко, кажется, замёрзло, отогреть его так можно.

Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!

Только хочу вас предупредить, что задачки не простые. Слушайте внимательно. Вспомните правило (ответить хочешь, не шуми, а только руку подними).

1. Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат

Но один из них устал,

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди?

2. Подогрела чайка чайник,

Пригласила девять чаек,

"Приходите все на чай!"

Сколько чаек, отвечай!

1. Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи:

Ёж, барсук, енот, "косой",

Волк с плутовкою лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел -

Он считать ведь не умел!

Помоги ему скорей -

Посчитай-ка всех зверей.

2. Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок-сосед.

На пенёк зайчата сели

И по пять морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок?

1. Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

Кто их может сосчитать?

2. Как под ёлкой встали в круг

Зайка, белка и барсук,

Встали ёжик и енот,

Лось, кабан, лиса и кот.

А последним встал медведь,

Сколько всех зверей? Ответь!

- Вот и еще с одним заданием справились мы ребята, да?

Прикрепляем третью веточку.

- Следующее задание «Рассказать о пользе березы»

«Какую пользу приносит береза»

- Березка – не только красивое дерево еще в древности люди отметили многие полезные свойства. (Весной собирают почки, из них делают лекарства. Сережки березы служат кормом для птиц. Летом готовят березовые веники, ими парятся в банях, так как в березовых листочках много полезных веществ, если надрезать ствол, из него заструится прозрачная сладковатая жидкость – березовый сок. Он также используется в медицине. Очень любят сок березы птицы и звери, да и мы с вами любим, лакомится этим вкусным полезным напитком).

- На стволах березы растет березовый гриб – чага, его используют в медицине. Из него заваривают чай, мы заварили чагу и сейчас попробуем его (раздают стаканчики с чаем из чаги)

Береза лечила и лечит людей от многих заболеваний.

- Ребята, как вы думаете, справились мы с вами с третьим заданием, рассказали о целебных свойствах березы, выполнили?

- Мы тогда прикрепляем веточку для березки?

Воспитатель и дети прикрепляют четвертую веточку к березке.

Воспитатель снимает конверт с пятым заданием: (составьте картину, найдите подберезовик, найдите березовые листочки). Как же нам справится с таким количеством заданий? Давайте разделимся на подгруппы. Дети делятся на подгруппы по 6 человек.

Игра «Сложи березку» : Сложить разрезную картинку «Дерево березка). Дети, называют и выкладывают картинки в последовательности: семя березы, отросток, ствол, веточки с почками, листочки, сережки).

Игра «Найди подберезовик» : дети второй подгруппы из множества картин грибов находят подберезовик.

Игра «Определи березовый листочек» дети третьей подгруппы находят из нескольких разложенных листочков разных деревьев – березовые листочки

- Ребята, как вы думаете, справились мы с вами с пятым заданием? (Да).

- Мы тогда можем прикрепить веточку для березки? И немного отдохнуть:

ФИЗКУЛЬМИНУТКА:

-Как живёшь? Вот так!

-Как плывёшь? Вот так?

-Вдаль глядишь? Вот так?

-Ждёшь обед? Вот так?

-Машешь вслед? Вот так!

-Утром спишь? Вот так!

-А шалишь? Вот так!

-Как живёшь? Вот так!

В: Отдохнули? И снова выручать березку!

-Следующее задание последнее (Переберите орехи)

-Колдунье слуги собрали орехи в одну корзину. Поможем ей перебрать их?

Игра в парах «Перебери орехи трёх видов, посчитай и найди соответствующую цифру».

Воспитатель показывает на блюдо, где перемешаны : грецкие орехи, кедровые орешки и фундук.

Возьмите себе по одной тарелочке и отложите в неё орехи одного вида.

(дети выполняют задание).

- А теперь сосчитайте количество орех, и найдите нужную цифру.

(ребята выполняют задание).

- Витя, какие орешки ты взял?

(Я взял кедровые орешки).

- Посчитай сколько у тебя их?

(ответ ребёнка).

- Какую цифру ты возьмёшь, покажи её всем. (ребёнок находит и показывает).

- Молодец!

- Мы с вами прикрепляем последнюю веточку, какую назовите?

- Правильно шестую веточку.

Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.

- Ребята, мы с вами выполнили все задания злой колдуньи, спасли березку. Но почему-то березка все еще грустит, что мы еще должны сделать для неё? (Прикрепить листочки).

-Правильно, но листочки мы должны сначала вырезать. Помните, на прошлых занятиях мы нарисовали по шаблонам листочки и раскрасили их, теперь листочки надо вырезать и нарядить березку.

«Вырежи листочки для березки»

- Ребята березка нам с вами говорит спасибо за оказанную помощь.

Ну а сейчас возвращаемся в садик.

Физминутка.

Мы ногами топ-топ!

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг!

Мы плечами чик-чик!

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели,

Два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз – два, раз – два,

Возвращаться нам пора.

- Я думаю, мы сегодня убедились. Что береза не только красивое дерево, а ещё и целебное, поэтому мы должны беречь и заботится о ней.

- я предлагаю поиграть еще в одну.

Игра «Что ты знаешь про березку»

Дети стоя в кругу передают деревянную палочку и говорят.

Что они узнали о березке.

- Иней на берёзах – к морозу.

- Из берёзы течет много сока – к дождливому лету.

Берёза – символ России.

У Берёза – белый, стройный ствол.

У берёзы тонкие и гибкие ветви.

В жару берёза делает прохладу, а в холод согреет.

Берёза может лечить людей.

Берёза даёт берёзовый сок.

О берёзе пишут стихи и песни, картины.

В народе берёзу называют «берегиня».

Нужно бережно относиться к природе.

Словно девица русская, приумолкнув, стоит,

Над речушкой березка листвой шевелит.

Только ветер играет в косах длинных листвы,

Только звезды мигают ночью ей с высоты.

Рано утром встает она солнце встречать,

Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.

И, наверно, на свете нет березы родней,

Ведь береза – частица России моей.

Нам сегодня очень понравилось заниматься с вами. Вы замечательно справились со всеми заданиями. Ребята, за то, что мы помогли расколдовать березку, Лесовичок вас награждает вот такими вафлями, они похожи на спилы дерева.

Дети, я вам желаю чаще улыбаться,

По пустякам не огорчаться.

Всегда иметь весёлый вид,

Вовек не знать, где что болит.

Литература:

Детская хрестоматия ;

Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?» Москва 2010г. ;

Р. И. Жуковская «Родной край»;

Публикации по теме:

Белая береза. ФотоотчетБелая береза. Фотоотчет Наступила снежная зима. Все растительное царство уснуло под снежным теплым покрывалом. В зимнее время года природа особенно красива. Зимний.

Исследовательско-творческий проект «Белая береза»Исследовательско-творческий проект «Белая береза» роблема проекта: Никогда не стояла так остро, проблема воспитания духовной деятельности и формирование экологической культуры человека.

Конспект НОД по аппликации «Белая береза»Конспект НОД по аппликации «Белая береза» Конспект НОД по аппликации с использованием нетрадиционных техник «белая береза». Подготовила и провела Шурман Инна Николаевна Образовательные.

Конспект НОД с использованием ЭСО в средней группе «Белая береза — символ Родины моей» Программное содержание: 1. Расширять и углублять знания детей о березе, как о растении средней полосы России, используя электронные средства.

Конспект занятия по рисованию «Белая береза» Цель: Продолжать знакомить детей с нетрадиционным рисованием. Воспитывать у детей интерес к рисованию. Задачи: Закрепить знания о березе.

Проект по экологии «Береза белая» (средняя группа) Тип проекта – познавательно – исследовательский. Участники проекта – педагоги, дети, родители. Сроки реализации – 3 дня, краткосрочный.

Рисование «Белая береза»Рисование «Белая береза» Задачи: учить детей рисовать березу. Практиковать в рисовании разных частей дерева разными кисточками. Закреплять знания детей о частях и.

Сценарий итогового праздника по проекту «Белоствольная березка — символ Родины моей» МДОУ «Детский сад №17 комбинированного вида» Г. Луга Сценарий праздника «Белоствольная березка – символ Родины моей» Нарядные дети входят.

Сценарий праздника «Русская березка — символ Родины моей» Сценарий праздника «Русская березка – символ Родины моей» Цель: прививать любовь к традициям русского народа. Задачи: развивать интерес.

Конспект занятия по рисованию углем в старшей группе «Символ России — белая береза» Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в старшей группеЦель: Воспитывать у детей любовь к своей большой Родине - России, чувство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Белая береза — символ Родины моей!»
Опубликовано: 15 марта 2016 в 18:41
+37Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Белая береза — символ Родины моей!»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Лисова (УИ 179651) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД