Ольга Ланцева
Тематическая неделя в образовательном процессе ДОУ «Байкал — жемчужина Сибири»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида 116
«Тематическая неделя в образовательном процессе МБДОУ»
«Байкал – жемчужина Сибири»
Подготовила: Ланцева Ольга Владимировна.
воспитатель 1категории
г. Ангарск
Оглавление
1. Описание проекта
2. Актуальность
3. Цель
4. Задачи
5. Предполагаемый результат
6. План реализации проекта по видам деятельности
7. Работа с родителями
8. Список литературы
9. Отчёт по теме
Вид проекта: познавательно – деятельный
Участники проекта: дети подготовительной группы
Публикация «Тематическая неделя в образовательном процессе ДОУ „Байкал — жемчужина Сибири“» размещена в разделах
Продолжительность проекта: неделя
Актуальность темы:
В настоящее время актуальны вопросы, связанные с разработкой и реализацией содержания регионального компонента образования. Мы живём в Сибири, где озеро Байкал – мировая природная достопримечательность, великолепный источник красоты, мощи и величия. Байкал – это своеобразный музей, живая лаборатория природы.
А нам важно, воспитать личность, способную позитивно взаимодействовать с природой, быть гуманными и экологически грамотными к окружающей природе. Любить природу родного края. Поэтому и была взята эта тема.
Цель: Развивать познавательный интерес к уникальному озеру Сибири – Байкалу.
Задачи: Систематизировать, углублять, обобщать знания, полученные в старшей группе. Дать представление об экосистеме озера Байкал (взаимосвязи растительного и животного мира). Дать представление о труде людей на Байкале, воспитание уважение к труду рыбаков, лимнологов, водолазов.
Предполагаемый результат: Дети испытают чувство гордости и любви к родному краю. Так как узнают, что Байкал сказочно красивое, одно из самых древних и самых глубоких озёр мира. Смогут определять животных эндемиков Байкала среди других. Смогут моделировать «этажи» (слои) воды Байкала и располагать на них растения и животных, соответственно их образу жизни. Смогут отражать знания о Байкале в небольших связных рассказах, в изобразительной, музыкальной деятельности. Узнают стихи, сказки, загадки об обитателях Байкала.
План реализации проекта по видам деятельности:
Виды деятельности Совместная образовательная деятельность детей и взрослых
Двигательная Подвижные игры: «Резвые лягушки»
«Щука в реке»
«Кто дальше бросит шишку»
«Удочка»
«Море волнуется»
Игровая Дидактические игры: Настольная игра парочки «Рыбы»
Лото «Рыбы»
«Придумай предложение»
«Будь внимателен»
Сюжетно - ролевые игры: «Экскурсия на Байкал»
«Шофёры»
«Рыбалка» По желанию детей
Изобразительная Рисование : «Рыбы, живущие в Байкале»
«Байкальская нерпа с бельком»
Аппликация: «Бурятские узоры на полосе»
Коммуникативная Беседы: «Труд людей на Байкале»
«О бережном отношении к Байкалу, о правилах
поведения на природе»
Рассматриваем иллюстрации о природе, о животном мире озера Байкал
Составляем рассказы о нерпе, голомянке
Трудовая Дежурство по столовой, дежурство по занятиям, дежурство в уголке природы.
Труд в уголке природы, х/б труд, работа в книжном уголке.
Познавательная «Байкал – жемчужина Сибири»
«Эндемики Байкала»
Экология Байкала
Музыкально - художественная Музыкально – экологическое развлечение «Встреча с Байкалом»
Хороводная игра «А мы к озеру спустились»
Слушали: Альбом «Малыш у моря»
«Морской прибой» Ария С. Бах
«Океан» С. Бах
«Море» Л. Бетховен
«Шорох волн» Ноктюрн Шопен
«Морской бриз» Лунная соната Л. Бетховен
Чтение х/л C. Нестерова «Байкальская сказка», «Голомянка», «Байкал, Ангара, Енисей»
Сибирские сказки «Ангарские бусы»
М. Сергеев «А что это такое?», «Исток Ангары»
Ц. Жимбаев «Байкал»
В. Распутин «В тайге, над Байкалом», «На реке Ангаре»
Стихи и загадки о Байкале и его обитателях
Конструктивная Конструирование из бумаги: (оригами) «Рыбка»
Работа с родителями: Привлечь родителей к изготовлению макета озера Байкал.
Индивидуальные беседы по усвоению программы
Список литературы:
- Бойченко В. С. и др. «Байкальский заповедник» Изд. «Русская книга» Москва 1993
- Галазий Г. И. «Байкал» (в вопросах и ответах) Изд. «Восточно-сибирское» Иркутск 1987
- Гусев О. К. «Вокруг Байкала» Москва 1979
- Мишарина Л. А. «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал» Иркутск, 2006
- Мишарина Л. А., В. А. Горбунова «Ознакомление детей дошкольного возраста с животным миром Прибайкалья» Иркутск 2004
- Фрейдберг А., Сергеев М. «Байкал» Изд. «Планета» Москва 1990
- Фрейдберг А. «Байкал, Баргузинский заповедник» ЦЕПРУСС МГП Северные просторы
- интернет ресурсы
Отчё т по теме:
В результате проведённой работы дети знают эндемиков Байкала. Умеют моделировать «этажи» (слои) воды Байкала и располагать на них растения и животных, соответственно их образу жизни. Знают о профессиях людей на Байкале, их трудовой деятельности (рыбаки – промысел рыб, лимнологи – изучение вод). Знают правила поведения на Байкале. Испытывают чувство гордости и любовь к родному краю.
Итоговое мероприятие:
Конспект музыкально – экологического развлечения «Встреча с Байкалом»
Задачи:
Образовательные :
Продолжать знакомство детей с уникальным озером Байкал.
Развивающие:
Развивать способности к импровизации при слушании музыки. Развивать творческие способности детей в пении, игровой и музыкально – танцевальной деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать интерес и любовь к музыкальным инструментам.
Зал оформлен детскими рисунками об озере Байкал. Дети входят в зал под песню «Прибайкальские горы». В центре зала находится «озеро Байкал» оформлено из лёгкой ткани, дети располагаются вокруг «озеро Байкал»
Дети читают стихи о Байкале.
Ведущий: «У природы есть свои любимцы, которые она при создании отделывает с особым усердием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, и Байкал… Славен и свят Байкал – своей чудесной животворной силой, духом не бывалого. Не прошедшего, как многое ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям исконного величия и заповедного могущества» В. Г. Распутин, писатель.
Дети берут за кончик ткани и под музыку изображают волны Байкала.
Ребята, вам понравилась музыка Байкала, что вы услышали, каким бывает Байкал?
(Дети рассказывают, что Байкал бывает разный, то тихий и спокойный, то яростный и свирепый).
А инструмент, который звучал в «Байкальской сказке» называется варган, это самый древний музыкальный инструмент. Варган встречается в древних культурах большинства народов мира. Главная особенность его в том, что, не смотря на испытание временем, он практически не изменил внешний вид, в отличие от большинства других современных инструментов. Звуки определённых частот часто любимы в животном мире. Достаточно вспомнить медведя, сидящего на пне и дёргающего за щепу из русской сказки про мужика, что посеял репу. Человек оказался сообразительней медведя и значительно усовершенствовал «Щепу», создав различные музыкальные инструменты, но принцип оказался тот. Варган очень популярен у бурят. Для того чтобы научиться играть на варгане вам потребуется всего пятнадцать минут, чтобы понять, каким образом извлекается звук. И так, садитесь по удобнее и слушайте звучание варгана.
Во время прослушивание варгана включить слайды с детскими рисунками «О Байкале».
Вам понравилось звучание варгана? Послушайте, стихотворение называется «Варганная речь» - В. Черняковский.
А сейчас «Байкал» приглашает нас поиграть.
Дети при помощи считалки выбирают ведущего.
На Байкале люди жили,
По – байкальски говорили :
Об охоте и рыбалке,
О здоровье и закалке,
О животных и о птицах…
Ты чем хочешь поделиться?
Выходи поскорей,
Выбирай себе друзей!
Детям раздают по два платка синего цвета, они встают в центр «Озера Байкал» изображают волны и поют песню :
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Дети замирают в любой позе, остаётся продолжать игру тот ребёнок, который не шевелиться, остальные по команде ведущего покидают игру. Играют до тех пор, пока не останется один участник он и становится ведущим.
Звучит фонограмма песни «Славное море, священный Байкал», дети возвращаются в группу.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим. Байкал – жемчужина Сибири.
Цель: познакомить детей с природой озера Байкал
Задачи:
• Формировать обобщенное представление о водоемах, находить их на карте; познакомить с особенностями строения оз. Байкал, его обитателями; учить выделять признаки приспособления животных к определенной среде обитания (рыбы) ; устанавливать простые причинно – следственные связи;
• Развивать логическое мышление, внимание, диалоговую речь; мелкую моторику рук; расширять словарный запас;
• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, развивать природоохранную деятельность.
Оборудование: карта Иркутской области, фотографии и иллюстрации обитателей озера Байкал, модель строения рыб, карточки к дидактической игре «Что можно, что нельзя».
Словарь: нерест, холодолюбивые рыбы.
Ход занятия:
Работа с картой
- Посмотрите на карту. Что отмечено, синим цветом? (реки, озера)
- Отгадайте загадки.
1. Мы говорим – она течет.
Мы говорим – она играет.
Она бежит всегда вперед,
И никуда не убегает РЕКА
2. Шириною широкою
Глубиною глубоко.
День и ночь о берег бьется.
Из него вода не пьется.
Потому что невкусна,
И горька, и солона.
Кругом вода, а с питьем беда. МОРЕ
- Река, море, ручей, озеро – как одним словом объединить эти понятия? (водоем)
- Что такое водоем? (скопление воды в углублении - природном или искусственном)
- Найдите на карте самый большой водоем нашего края (озеро Байкал)
- Что означает слово «Байкал»? (тюрки «Бай-куль» - богатое озеро, буряты «Байгал» - огненное озеро)
Показ фото с пейзажами Байкала
- Как хороши закаты на Байкале,
Вода и небо золотом горят!
Все стихло, и лишь только птичьи стаи
Над озером задумчиво кружат.
И тот, кто на Байкале побывает,
Не позабудет больше никогда
Как солнце, опускаясь, запылает,
Как тихая на воду ляжет мгла.
-Ребята, о чем мы будем говорить? (о Байкале)
-Сколько ему лет? (>26 млн. лет)
Байкал – самое древнее озеро на планете. Оно не только самое древнее, но и самое глубокое (схема сравнения)
- Его глубина 1642 м. Ученые говорят, что Байкал – это зарождающийся океан. Только в океане вода соленая. А в Байкале? (пресная)
- В Байкале очень большие запасы пресной воды. Что помогает ему пополнять свои запасы? (подземные источники, реки, осадки)
- Именно реки являются основным источником пополнения пресной воды.
- Сколько рек впадает в озеро? (>336)
- Назовите некоторые из них (Турка, Снежная, Баргузин, Иркут, Селенга, Похабиха)
- Вода в озере очень холодная. Даже летом не каждый рискнет искупаться в холодной воде
- Почему она такая холодная? (потому что озеро глубокое и вода не прогревается полностью)
Однако, несмотря на это в озере обитает более 1000 видов разнообразных животных и растений, которые приспособились к жизни в холодной воде. Их так и называют – холодолюбивые.
-Кто является основным обитателем водной среды? (рыбы, моллюски, рачки, водоросли)
Посмотрите, какие разнообразные животные обитают в Байкале. Какая рыба наиболее на Байкале? (омуль)
- Омуль – рыба, которая обитает только в Байкале. Именно она по-настоящему прославила озеро. Одним из символов Байкала является омулевая бочка – та самая, из-за которой поссорились ветры-великаны Култук и Баргузин.
- Омуль означает «странствующий сиг». И недаром его так прозвали. В конце лета омуль собирается в косяки и идет на нерест, т. е. откладывать икру. При этом он может пройти против течения довольно большие расстояния.
-Почему омуль уходи в реки на нерест? (потому что в реках вода теплее, чем в озере)
- Когда из икры появятся мальки, они начинают путь обратно в озеро. Большинство мальков погибает во время путешествия. Те же, которые благополучно вернулись, растут и развиваются, чтобы затем самим дать потомство.
-Рассмотрите фото и назовите признаки приспособленности рыб к водной среде обитания.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
«Заселим Байкал»
- Перед вами макет Байкала. Какой он пустой и безжизненный.
-Что мы можем сделать, чтобы он не был таким пустым (заселить животными)
- Каких байкальских рыб вы знаете? (омуль, карась, осетр, голомянка, налим, таймень)
- Сегодня вы будете заселять озеро рыбами (на мелких карточках)
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Ребята, что мы можем сделать, чтобы в Байкале не перестали водиться различные животные, рыбы и растения? Чтобы природа всегда радовала нас своей красотой?
- Выберете карточки, на которых изображены ситуации, которые нельзя делать.
- Если мы будем беречь и охранять природу, то она будет радовать нас красотой растений и животных, чистотой неба, прозрачностью вод.
Приложение - 3