Кулигина Светлана Алексеевна
Азбука устной речи для неговорящих детей 2–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей
Составитель консультации: учитель-логопед КулигинаС. А.
МБДОУ №299, г. Ростов-на-Дону
Тема: «Азбука устной речи для неговорящих детей 2-5 лет».
Если ребёнок говорит не более 3-5 слов и у него отсутствует речевое подражание. Избегайте стимулирования речевого развития словами:
«скажи», «повтори», «назови».
Публикация «Азбука устной речи для неговорящих детей 2–5 лет» размещена в разделах
С такими детьми необходимо проводить подготовительную работу, которая заключается в том, чтобы научить их воспринимать и реагировать на слова взрослого. И даже в том случае, если ребёнок, по мнению родителей, делает это хорошо. Советую проработать с ним предлагаемый материал и сформи-ровать у него умение по первой просьбе показать и выполнить то, о чём вы просите. Не огорчайтесь, если на первых этапах работы придётся прибегать к неоднократным повторениям. Итак, сначала научите ребёнка показывать того, кого вы назвали: «Покажи маму, папу, бабушку» и т. д. Если ребёнок, кроме этого, может назвать родных, встретьте это радостным одобрением, даже если слова грубо искажены, например: «Ма» (мама, «Те» (Коля) и т. д.
Предложите показать близких ребёнку лиц на фотографиях.
Научите ребёнка показывать лица у мамы, папы, себя, куклы, а также части тела.
Если ребёнок по первой просьбе умеет показывать части лица на рисунке
(нос, глаза, уши, рот, то предложите ему показать у вас на лице те точки, которые вы укажите (карандашом или палочкой) на рисунке, например:
«Сделай мне такие же веснушки, как на рисунке» (палец ребёнка можно обмакнуть в пудру или муку).
Указывая разные точки на рисунке. Попросите ребёнка дотронуться пальчиком до соответствующих точек на его лице ( можно попросить:
«Сделай себе веснушки»).
Дети должны уметь показывать на картинке те точки, в которых они ощущают прикосновение взрослого на своём лице. Если такой показ затруднён не настаивайте на нём, но возвратитесь к этой работе, когда
она будет интересна ребёнку.
В процессе общения, занятий и игр с ребёнком он должен хорошо усвоить названия своих игрушек и окружающих его предметов. Чаще просите ребё нка совершать разнообразные действия с предметами и игрушками:
Раскладывать их в указанные вами места, передавать другим лицам, исполь-
зовать так, как вы об этом просите. ( Например : «Вытри полотенцем лицо кукле», «Поставь свою машину в гараж», «Положи конфету в карман» и др.)
Проверьте, умеет ли ваш ребёнок показывать хорошо знакомые ему предметы на картинках или в книжке. Для этого положите перед ним не более 3-4 карточек с изображением отдельных предметов и попросите показать один из них: «Покажи чашку, козу, лошадку» и др.
Если ребёнок хорошо ориентируются в таких просьбах, рассмотрите с ним картинку и попросите показать на ней игрушки. Затем показать на картинке те игрушки, которые есть у вашего малыша, а потом показать те, каких у него нет.
Проведите игры-загадки (о предметах, об игрушках). Не называя хорошо знакомый ребёнку предмет или игрушку, предложите угадать (узнать, о чём или о ком вы говорите. Например: «Угадай, о ком я рассказываю: она в красивом белом платье, она умеет открывать и закрывать глаза, ты её любишь больше всех игрушек».
Положив перед ребёнком 3-4 знакомых предмета или их изображения, предложите: «Дай мне то. Чем ты ешь суп и кашу». Или: «Покажите то, из чего ты будешь пить чай». Или: «возьми то, чем мама причесывает тебе волосы» и т. п.
Теперь учим показывать, кто что делает. После того как ребёнок научился (или уже умеет) выполнять поручения с использованием предметов и без них, запомнил (или знал) названия окружающих предметов и узнают их изображения на картинках, надо серьёзно заняться работой над пониманием названий действий (глаголов) и вопросов, связанных с ними.
Рассматривая одну за другой сюжетные картинки, расскажите ребёнку их содержание. Будет лучше, если вы, рассматривая один ряд, закроете осталь-ные листом белой бумаги.
Чаще показывайте ребёнку различные сюжетные картинки. При этом обязательно рассказывайте их содержание.
После попросите малыша показать то действие, которое изображено на рисунке, например: «Покажи, какая девочка читает книгу, а какая рисует цветок?» Или: «Кто поливает цветы, а кто копает песок лопаткой?».
Также можно попросить ребёнка показать все те игрушки, какие лежат на полу, а затем показать, кто из них стоит, а кто сидит.
Научите хорошо понимать вопросы косвенных падежей, для чего просите показывать предметы, животных или лиц, формируя свои просьбы таким образом, чтобы в них были разнообразные вопросительные слова: кому?
для кого? чем? с кем? у кого? в чём? на чём? и т. д.
Например: Что ты кушаешь и чем ты кушаешь суп?
Избегайте прямых вопросов: «Кто это?» или «Что это?»
Затем предложите малышу показать то, что он умеет делать сам, а в чём ему помогает мама (папа, бабушка).
Старайтесь обращать внимание на парные картинки. Рассказывая их содержание, спросите, как бывает и как не бывает в жизни.
Рекомендую использовать подборку книг Ольги Андреевны Новиковской «Малыш учится говорить», «Альбом по развитию речи» - в этом альбоме 300 логопедических заданий, ярких иллюстраций, «Азбука» -сочетание традиционной и логопедической методике, «Логопедическая грамматика для детей 2-4 лет» - в книге вы найдё те: грамматические игры, методические советы, грамматические справки для взрослых. Книга поможет развитию: правильной речи, лексике, мышления, логике, кругозора.
Как научиться слушать сказки
Читая детям книжки, отстающим в развитии, постарайтесь учесть совет.
Не увлекайтесь длинными текстами, насыщенными сложными словами. Это ведёт к перегрузке ребёнка информацией. Старайтесь подобрать хорошо иллюстрированные тексты с ясным, простым содержанием.
Не бойтесь читать и рассказывать один и тот же текст по нескольку раз, но только с обязательным перерывом во времени, например через2-3 дня.
Дети любят то, что им знакомо.
При повторном чтении задайте вопросы по тексту, предложив ребёнку ответить на него показом или каким-либо звукосочетанием.
Уважаемые родители соблюдайте мои советы и используйте методику О. А Новиковской, вы занимаясь со своим малышом, без особых усилий поможете ему научиться говорить красиво и правильно.