Бирюкова Юлия
Рабочая программа вариативной части формируемой участниками образовательных отношений «Азбука Безопасности» для 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа вариативной части формируемой участниками образовательных отношений «Азбука Безопасности»
Содержание:
Введение ….….3
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка ….4
1.1.1. Нормативно-правовое обеспечение ….5
1.1.2. Сведения о парциальной программе, на основе которой составлена рабочая программа ….6
1.1.3. Цель и задачи рабочей программы …. 3
1.1.4. Срок реализации рабочей программы ….3
Публикация «Рабочая программа вариативной части формируемой участниками образовательных отношений „Азбука Безопасности“ для 5–6 лет» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
1.1.5. Принципы к формированию рабочей программы …7
1.2. Планируемые результаты освоения программы …. 8
II. Содержательный раздел
2.1. Особенности организации образовательного процесса …8
2.2. Содержание рабочей программы кружка …8
III. Организационный раздел
3.1. Комплексно тематическое планирование …. 10
3.2. Педагогическая диагностика …17
Информационно – методическое обеспечение …ВВЕДЕНИЕ
Проблема поиска оптимальных путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих всегда остается актуальной. Знания по безопасности жизнедеятельности формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье граждан.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе. Программа реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:
• создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их добрыми, общительными, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
• уважительное отношение к результатам детского творчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи.
1.1.1 Перечень нормативно-правовых документов на основе которых составлена рабочая программа кружка.
Программа направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице.
Рабочая программа по формированию основ безопасности у детей группы общеразвивающей направленности (от 5 до 7 лет) составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования на основе парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой.
Рабочая программа разработана на основании следующей нормативно – правовой базы:
• Конституция РФ
• Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 – ФЗ от 29.12.2012
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155
• СанПин 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 г;
1.1.2. Сведения о парциальной программе на основе которой составлена рабочая программа кружка.
Программа кружковой работы составлена на основе программы Авдеевой Н. Н. «Безопасность»; пособий: методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений по обучению детей мерам пожарной безопасности, К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников»; О. А. Скорлупова «Занятия с детьми старшего возрата «Правила и безопасность дорожного движения»; методические рекомендации по формированию безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста; В. А. Шипунова «Детская безопасность».
1.1.3. Цель и задачи рабочей программы кружка «Азбука безопасности»
Цель программы : формирование у детей навыков разумного адекватного поведения в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими бытовыми предметами, животными и ядовитыми растениями; формирование основ экологической культуры, приобщение к здоровому образу жизни.
Основные задачи по программе
Ребенок и другие люди
• Формировать представления о том, что внешность (приятная или уродливая) человека не всегда означает его намерения.
• Формировать у детей навыки безопасного поведения при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице и дома.
• Учить правильно оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно» и соответственно реагировать на них.
• Учить безопасным правилам взаимодействия с друзьями, в том числе со старшими приятелями на улице, дома, в детском саду.
• Учить говорить «Нет!» при вовлечении ребенка в опасную ситуацию.
Ребенок и природа
• Формировать основы экологической культуры.
• Формировать представления о том, какие действия человека вредят природе и ее обитателям.
• Показать взаимосвязь человека и природы.
• Продолжать знакомить с правилами поведения в природе.
• Научить различать съедобные и несъедобные грибы.
• Познакомить со съедобными ягодами и ядовитыми растениями.
• Формировать навыки безопасного поведения при контактах с животными.
Ребенок дома.
• Формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды. Закреплять правила безопасного обращения с бытовыми предметами.
• Расширить представление об источниках опасности в доме, таких как открытое окно и балкон.
• Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности.
• Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «Один дома», «Пожар», «Утечка газа». Формировать умение обращаться за помощью к взрослым.
• Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи. Уточнять знания о работе пожарных, правилах поведения при пожаре. Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03», «04».
• Закреплять умение называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
Здоровье ребенка
• Продолжать расширять знания детей о пользе овощей и фруктов.
• Дать представления о здоровой пище.
• Сформировать представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.
• Формировать навыки личной гигиены.
Эмоциональное благополучие ребенка
• Научить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты.
• Учить по возможности избегать межличностные конфликты.
• Помочь детям снять психологическую напряженность и возможное чувство страха.
Ребенок на улице
• Углубить представления детей об устройстве улицы, о дорожном движении.
• Продолжать знакомить с дорожными знаками - предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.
• Научить детей безопасному алгоритму действий, если они потерялись на улице.
Решение задач по данной программе предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольника.
1.1.4 Срок реализации рабочей программы кружка – 1 год.
Программа предполагает проведения одного занятия в неделю во второй половине дня продолжительностью не более 25 минут.
1.1.5. Принципы к формированию рабочей программы кружка «Азбука безопасности»
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда», «дети – пожарная безопасность», «дети – личная безопасность». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов; правила пожарной безопасности; соблюдение правил личной безопасности.
4. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
5. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.
1.2. Планируемые результаты реализации рабочей программы кружка.
В качестве целевых ориентиров социально-коммуникативного развития во ФГОС ДО представлены:
- самостоятельность, целенаправленность и саморегуляция собственных действий как интегративные качества, раскрывающие возможность ребенка без участия взрослого выбирать вид деятельности, способы взаимодействия с другими людьми, пути решения прикладных и творческих задач, определять цели деятельности и выбирать действия по ее осуществлению в соответствии с заранее определяемым результатом;
- «эмоциональный интеллект» как способность распознавать, осознавать, принимать и регулировать эмоциональные состояния и чувства других и самого себя;
- «социальный интеллект» как способность, проявляющаяся в умении использовать знания основ социальной культуры и объяснении и аргументации социального взаимодействия, в понимании мыслей и чувств, намерений других в ситуации межличностного диалога, в прогнозировании последствий общения;
- «эмоциональная отзывчивость» (эмпатия, проявляющаяся в сопереживании, сочувствии, сострадании, содействии сверстникам, литературным персонажам, взрослым людям в ситуации социальной коммуникации.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Особенности организации образовательного процесса.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению
программы осуществляется в четырех основных моделях организации образовательного процесса :
— образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности: предметная деятельность и игры, общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание
и действия с бытовыми предметами-орудиями, рассматривание картинок, двигательная активность;
— образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;
— самостоятельной деятельности детей;
— взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы кружка.
Построение образовательного процесса основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно
и зависит от индивидуальных особенностей, эмоционального
состояния ребенка (группы детей).
2.2. Содержание рабочей программы кружка «Азбука безопасности».
По разделу «Дорожная азбука»
• Знакомить детей с наземным транспортом и его назначением
• Формировать умение определять красный как запрещающий сигнал (стоять, зеленый цвет как разрешающий движение (идти)
• Учить детей различать элементы дороги (дорога, тротуар, проезжая часть)
• Учить играть в обстановку на дороге, водителя за рулем автомобиля, в движении е транспорта на проезжей части
• Учить ориентироваться в пространстве (понятия «далеко» «близко» «вверху» «внизу» «слева» «справа»)
• Знакомить с детской литературой по дорожной тематике
По разделу «Мой дом»
• Учить называть свой домашний адрес.
• Знакомить детей с пожароопасными предметами, профессией пожарного.
• Знакомить с электроприборами.
• Формировать чувство безопасности и самосохранения, умение ориентироваться в пространстве.
• Воспитывать у детей аккуратность, бережное отношение к предметам.
• Знакомить с детской литературой по теме
По разделу «Я и природа»
• Учить бережно относиться к природе : не топтать зеленые насаждения, не ломать ветки, не рвать цветы, не сорить на участке.
• Формировать понятие о том, что в природе все взаимосвязано.
• Приучать не брать в рот растения, ягоды, грибы, узнавать некоторые ядовитые и съедобные грибы и ягоды
• Знакомить с животными, воспитывать навыки осторожного общения с ними.
• Знакомить с детской литературой о природе
По разделу «Азбука здоровья»
• Дать понятие о микробах и некоторых способах защиты от них. Не давать другому ребенку свою и не брать чужую зубную щетку, расческу, носовой платок и т. д.
• Воспитывать привычку мыть руки перед тем, как взять в руки еду, после пользования туалетом, после любой грязной работы.
• Формировать понятие о необходимости чистить зубы, полоскать рот и горло для защиты зубов и всего организма от болезней.
• Внушать детям, что опасности для здоровья можно избежать, если правильно вести себя в определенной ситуации.
• Учить вести себя за столом, во время еды не допускать шалостей, чтобы не пораниться ножам, вилкой, не опрокинуть тарелку, чашку с горячей пищей и др.
• Приучать не брать в рот лекарства, мелкие предметы, не играть с острыми, огнеопасными, стеклянными предметами. Дать детям элементарное понятие о закаливании и его значении для здоровья.
• Воспитывать в детях стремление как можно быстрее вылечиться в случае заболевания, приучать не бояться доктора и лечебных процедур.
По разделу «Я и другие люди»
• Воспитывать любовь к родителям и близким людям, знать свое имя, имена членов своей семьи.
• Формировать опыт поведения в среде сверстников, объяснять детям, что нельзя драться и обижать других детей.
• Довести до сознания детей мысль о том, что не всегда приятная внешность человека означает его добрые намерения, и наоборот.
• Знакомить с детской литературой по теме
Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что определено содержание работы по основам безопасности жизнедеятельности, которое включает в себя разные формы работы как с детьми и их родителями, так и с педагогами. Это позволяет осуществлять процесс воспитания целенаправленно.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Комплексно-тематическое планирование кружка «Азбука безопасности»
Месяц Работа с детьми
тема Задачи, форма проведения Примечание
Сентябрь
1 неделя педагогическая диагностика Выявление уровня представлений о безопасном поведении
опрос
2 неделя
«Мой дом» Пожароопасные предметы Познакомить детей с пожароопасными предметами, сформировать чувство опасности огня; довести до сознания мысль о том, что этими предметами нельзя пользоваться самостоятельно И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Огонь – друг, огонь – враг», стр. 31
2 неделя
Предметы, требующие осторожного обращения Познакомить с предметами, требующими осторожного обращения И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Опасные предметы, существа и явления»; стр. 9; 7.
К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр. 11
3 неделя
Использование и хранение опасных предметов Рассказать об опасных предметах, объяснить, где необходимо хранить такие предметы, чтобы не причинить вреда себе и окружающим. И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Опасные предметы, существа и явления»; стр. 6; 12, 13
4 неделя
Пожар Рассмотреть и обсудить причины и ситуации возникновения пожаров, научить детей, как действовать во время пожара И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Огонь – друг, огонь – враг», стр. 39, 44
К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр. 20
Октябрь
1 неделя Как вызвать полицию Рассказать о профессии «полицейский», познакомить с номером «112», научить вызывать милицию по телефону в экстренных случаях.
2 неделя
Скорая помощь Познакомить со службой скорой помощи, с номером телефона «112», научить вызывать скорую помощь по телефону. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр. 37, 38
3 неделя Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности Рассказать, чем могут быть опасны игры у окна и на балконе, познакомить с другими бытовыми опасностями. И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Опасные предметы, существа и явления»; стр. 5
К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр. 13
4 неделя
Азбука здоровья Как устроено тело человека Рассказать, как устроено тело человека. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр. 30
Ноябрь
1 неделя
Отношение к больному человеку Воспитывать чувство сострадания, соучастия к инвалидам, больным, немощным, увечным, престарелым и одиноким людям; пробудить желание помочь, облегчить тяжелую участь таких людей.
2 неделя
Микробы и вирусы Рассказать об инфекционных болезнях и их возбудителях: микробах и вирусах. И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Опасные предметы, существа и явления»; стр. 17
3 неделя
Здоровье и болезнь Рассказать о профилактике заболеваний, воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр. 33
4 неделя
Личная гигиена Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур.
Декабрь
1неделя
Витамины и здоровый организм Познакомить с понятием «витамины» и продуктами, в которых они встречаются, рассказать о значении витаминов для здорового развития организма. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр. 37
2 неделя
Здоровая пища Рассказать о продуктах питания и о их значении для человека, познакомить с понятиями «питательные вещества», «правильное» или «здоровое» питание.
3неделя
Режим дня Сформировать представление о правильном режиме дня и о его значении для организма. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр. 31
4неделя
Детские страхи Попытаться выяснить, чего боятся дети; помочь детям избавиться от возможного чувства страха.
Январь
1 неделя
Одежда и здоровье Рассказать о видах и назначении одежды.
2 неделя
Дорожная азбука В городском транспорте Рассказать о видах транспорта, научить правилам поведения в общественном транспорте К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр. 45
Методические рекомендации по формированию безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста (Интелин)
3 неделя
Наши помощники на дороге Рассказать о назначении светофора на проезжей части, познакомить с дорожными знаками. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр. 42
Методические рекомендации по формированию безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста (Интелин)
4 неделя
Игры во дворе Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе; научить детей предвидеть и по возможности избегать их. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр. 26
Февраль
1 неделя
Опасный лед Объяснить детям, какую опасность может представлять замерзшая вода. В. А. Шипунова «Детская безопасность», стр. 80
2 неделя
Опасные участки на пешеходной части улицы Рассказать об опасных участках на пешеходной части улицы. Методические рекомендации по формированию безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста (Интелин)
3неделя
Безопасное поведение на улице Научить детей безопасному поведению на улице; закрепить изученный ранее материал. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр. 40
Методические рекомендации по формированию безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста (Интелин)
4 неделя
К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице Объяснить детям, к каким взрослым можно обратиться за помощью, если потеряешься на улице. И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Азбука безопасного общения и поведения», стр. 43
Март
1 неделя
Катание на велосипеде, самокате и роликах Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях, при катании детей на велосипеде (самокате, роликах); научить детей, как можно избежать таких ситуаций.
2 неделя
Я и природа
Как вести себя в лесу. Научить ребенка дружить с природой, видеть красоту природы, развить понимание того, что Земля – наш общий дом, а человек часть природы. В. А. Шипунова «Детская безопасность», стр. 84
3 неделя
Будем беречь и охранять природу Воспитывать природоохранное поведение, бережное отношение к своей земле
4 неделя
Съедобные и несъедобные грибы Познакомить детей со съедобными и несъедобными грибами, научить различать грибы по внешнему виду. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр. 52
Апрель
1 неделя Съедобные ягоды и ядовитые растения Познакомить детей со съедобными ягодами, ядовитыми растениями, научить различать их по внешним признакам. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр. 51
И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Опасные предметы,. существа и явления», стр. 43, 44
2 неделя
Как не пострадать от насекомых Познакомить детей с насекомыми, опасными для человека К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр. 49
И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Опасные предметы,. существа и явления», стр. 47
3 неделя
Контакты с животными Рассказать об опасных ситуациях, которые могут возникнуть при контакте с животным. К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр.
56, 59
И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Опасные предметы,. существа и явления», стр. 19
4неделя
Я и другие люди
Один дома. В дверь звонок Довести до сознания детей мысль о том, что не всегда приятная внешность человека означает его доброе намерение и, наоборот, отталкивающая внешность не всегда означает его недобрые намерения. Л. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Азбука безопасного общения и поведения», стр. 5, 8
Май
1 неделя Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице Рассмотреть и обсудить опасные ситуации, которые могут возникнуть на улице при контакте с незнакомыми людьми. Л. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Азбука безопасного общения и поведения», стр. 11, 15
2 неделя
Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми дома. Обсудить опасные ситуации, которые могут возникнуть при контакте с незнакомыми людьми дома; научить правильному поведению в таких ситуациях. Л. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Азбука безопасного общения и поведения», стр. 17, 26, 28
3 неделя
Один не дома. Опасные места и ситуации Научить говорить «нет», если приятели, старшие по возрасту, предлагают опасную игру или занятие. Л. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Азбука безопасного общения и поведения», стр. 37
4 неделя
Антитерроризм детям. Правила поведения в толпе. Правила поведения в опасных ситуациях Л. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Азбука безопасного общения и поведения», стр. 44.
педагогическая диагностика Выявление уровня представлений о безопасном поведении
опрос
3.2. Успешность освоения воспитанниками программы по формированию основ безопасности жизнедеятельности (педагогическая диагностика)
Педагогическая диагностика проводится воспитателем 1 раз в год (в мае).
Система оценки уровня знаний детей.
Работа с родителями (законными представителями)
Эффективность работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников обусловлена положительным примером поведения взрослых. Поэтому основной задачей детского сада становиться создание организационной структуры скоординированной деятельности педагогов, родителей, служб, ведомств, которая приведет к согласованной деятельности по решению проблемы ОБЖ детей.
В этих целях в ДОУ широко используются следующие направления:
- привлечение родителей (законных представителей) к работе по формированию у детей навыков безопасного поведения,
- индивидуальное и групповое консультирование,
- родительские собрания, беседы с участием инспектора ГИБДД и других заинтересованных лиц,
семинары-практикумы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний, умений (правила дорожного движения, безопасного поведения в быту, на улице, пожарная безопасность).
- «открытые дни» для родителей с просмотром занятий по ОБЖ в разных возрастных группах,
- устные журналы, дискуссии, где заслушивается опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть в жизни дошкольника,
- совместные праздники и развлечения «Папа, мама и я – пешеходная семья», «Спички не игрушка, огонь не забава», «Каждый маленький ребенок это должен знать с пеленок».