Эльмира Гасанова
Эссе «Творческое мышление по Эйнштейну»
▼ Скачать + Заказать документы
«Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме» (А. Эйнштейн).
Воспитатель ДО №5 «Улыбка»
ГБОУ Школа №2116 Зябликово г. Москва
Гасанова Эльмира Ясин кызы
Почему люди рождаются очень похожими, но постепенно становятся такими разными? Человек, развивая свои психологические качества, и, взаимодействуя с окружающими людьми, приобретает социальный опыт, который придает ему уникальность и делает его неповторимым. Предполагается, что успех зависит от смелости принятия решений, умения их реализовывать и умения творчески мыслить — это необходимые качества педагога.
Публикация «Эссе „Творческое мышление по Эйнштейну“» размещена в разделах
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
Способность человека нарушать правила, перестраивать свой мозг на нестандартное мышление — это основа «Эйнштейновской» креативности.
Как известно, для Альберта Эйнштейна удобные и привычные пути достижения цели, упрощение картины мира для легкого его восприятия не являлись методом решения поставленных задач. По мнению ученого эффективным способом решения задачи является выход за рамки здравого смысла, уход с привычных путей решения творческих проблем. Нарушать правила нелегко, но понимая, что это мощное средство в конкурентной борьбе в любой сфере деятельности и, сам создавая правила, А. Эйнштейн со временем стал законодателем в науке…
Исследователи проблемы творчества выделили три уровня качества проявления творчески активной личности педагога: пассивный — не проявляет инициативу в своей деятельности; эвристический — не меняя характера деятельности совершенствует ее методы и приемы; креативный — педагог лично, независимо от того, требуют ли от него этого, мотивирован ставить цели и задачи в своей деятельности, требующие новые, нестандартные и творческие пути, подходы и методы решения.
Исходя из этого, теория использования педагогических технологий тесно переплетается с умением анализировать сложившуюся ситуацию и путем творческого преобразования найти такие методы, приемы и технологии, которые позволят более эффективно осуществлять развитие детей с учетом их индивидуальных особенностей.
Изо дня в день убеждаюсь в том, как это трудно — воспитывать детей! За время практики мое понимание о том, что если постоянно не менять что-либо в своей работе и что-либо в себе, как личности, не развиваться профессионально путем самообразования, работать в педагогике просто невозможно. Ведь постоянно вокруг нас происходят изменения. Появляются новые законы, реформы, меняются тенденции в дошкольном образовании, меняются подходы в воспитании детей и т. д. Поэтому так нужны не только всесторонние знания и опыт, но и творческое мышление, умение нестандартно подходить к решению проблем, умение экспериментировать, причем вместе с детьми. Обучая, мы зачастую даем детям готовые шаблоны и даже начинаем переживать, когда дети выходят за их рамки. Но ведь эксперимент — это новое открытие, рождение индивидуальности маленького человека. Дети не воспринимают это как нарушение правил, а просто приобретают новый жизненный опыт. Для воспитания уверенной и успешной личности, который сможет самостоятельно принимать решения, не угождая нам или общепринятым правилам, а по собственным выводам и интуиции, нам, педагогам, предстоит нелегкая, совместная работа с ним. Нужно учить детей мыслить творчески, не боясь выходить за рамки традиционности, самостоятельно отыскивать ответы и решения задач. Но прежде всего этими качествами должен обладать сам педагог.
Как известно, творческое мышление заставляет человека усомниться в верности его привычных представлений. Работа педагога словно складывание мозаики, частички которой необходимо подобрать по всем параметрам — это трудоемкая и кропотливая работа. И, к сожалению, частички не всегда совпадают. Иногда необходимо всё начинать заново, пересматривать варианты, методы и приемы — это нужно для большего терпения и мудрости в решении проблем, развития способности критически мыслить.
Являясь взрослым человеком, я должна понимать и чувствовать детский мир, одновременно контролировать ребенка и давать свободу, уважать маленького человека и требовать выполнения общепринятых правил и норм в обществе. Но все дети, как и взрослые, очень разные — кто живет по правилам, а кто-то отстаивает свою личность, нарушая их. Чтобы индивидуально и точно применять знания педагогики и психологии, необходимо проявлять терпение и гибкость мышления, мобильность, умение импровизировать и не бояться признаться себе (и даже детям) в том, что чего-то не знаешь, делая при этом процесс решения задачи совместной и увлекательной игрой.
Не исключение в работе педагога и проблемы в отношении с коллегами, правильное решение которых укрепляет место в коллективе, определяет потенциал и профессиональные возможности, раскрывает суть человеческих взаимоотношений. Я рада признать, что работаю в очень дружном и творческом коллективе!
У. Шекспир писал: «Наши сомнения — предатели, заставляют нас лишаться многого, чего мы могли бы достичь, из-за страха попытаться это сделать». Не боюсь признаться, но эти «сомнения-предатели» по жизни меня преследуют во всем, что я делаю… Но цитируя философа Ф. Бэкона, появляется надежда на лучшее будущее: «Кто начинает с уверенности, закончит тем, что усомнится; а кто начинает с сомнения, закончит уверенностью»…