МААМ-картинки

Конспект урока «Мышление и логика» (2 фото)

Алина Сотникова
Конспект урока «Мышление и логика»
▼ Скачать + Заказать документы

Организационная информация

Тема урока «Мышление и логика»

Предмет Интегрированный урок информатики и психологии

Класс 10

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Сотникова Алина Петровна, учитель информатики;

Овчинникова Екатерина Владимировна, психолог.

Образовательное учреждение МОУ СОШ№3

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья) Россия

Республика/край Хабаровский край

Город/поселение Г. Амурск

Методическая информация

Публикация «Конспект урока „Мышление и логика“» размещена в разделах

Тип урока (мероприятия, занятия) урок обобщения материала

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные) Цель урока : обобщить материал по теме «Мышление и логика»

Задачи урока (мероприятия, занятия) -обучающие: закрепить навыки использования логики при решении задач различного вида;; закрепить навыки создания таблиц истинности в Excel;

-развивающие :определить уровень развития логического мышления;

-воспитательные: способствовать развитию творческого мышления. показать взаимосвязь информатики и психологии.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы Словесные методы, практические задания

Время реализации урока (мероприятия, занятия) 40мин.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия) умение составлять составные высказывания, определять их истинность или ложность; навыки составления составных высказываний с помощью логических связок; умение работать в группах, делать самостоятельно выводы.

Необходимое оборудование и материалы Компьютерный класс, проектор, экран, локальная сеть

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия) Презентации, карточки с задачами.

Ход и содержание урока,

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся Логика и мышление играют огромную роль в нашей жизни. Только с помощью мышления человек может в полной мере осуществить познавательную деятельность. А без познания невозможна ориентация человека в мире и успешное преобразование этого мира.

Подробное описание всех этапов урока (мероприятия, занятия).

1 этап – 3 мин. Учитель информатики: Сегодня мы проведем интегрированный урок по психологии и информатике в необычной форме: вам будут предложены различные задания, выполнять которые вы будете как индивидуально, так и по группам. Причем отмечать выполнение заданий вы будете на бланках, которые сдадите в конце урока на проверку.

Психолог: Чтобы узнать тему урока, вы должны разгадать ребус.

Презентация слайд 1

Верно, тема нашего урока – Мышление и логика.

Презентация слайд 2

Психолог: Логика и мышление играют огромную роль в нашей жизни. Только с помощью мышления человек может в полной мере осуществить познавательную деятельность. А без познания невозможна ориентация человека в мире и успешное преобразование этого мира.

Учитель информатики: На уроках информатики вы уже изучали, что существуют различные формы мышления, одной из которых являются высказывания. Давайте ответим на вопросы:

Что такое высказывание? (это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о свойствах реальных предметов и отношениях между ними)

Какие бывают высказывания? (ложные и истинные)

2 этап - 7 мин. Психолог: Сейчас, используя ваши знания по теме «Высказывания», мы выполним тест-упражнение, которое поможет определить ваш уровень развития логического мышления.

Вам будут предложены вопросы в презентации. В каждом вопросе задания с двумя связанными между собой категорическими суждениями и вывод – умозаключение. Умозаключения частично даны истинно, а в ряде случаев заведомо ложно. Требуется определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные. Ответы («да» или «нет») будете записывать в бланке, который лежит у вас на столе. Работа индивидуальная. Откройте презентацию «Логичность» и приступайте к выполнению задания. На него отводится 5 минут. (Включить CD – диск с релаксацией).

Давайте проверим, верно ли вы выполнили задание. За каждое совпадение с ключом – начислите себе 1 балл.

Презентация слайд 3

Сравните ваши ответы с уровнями логического мышления.

Презентация слайд 4

Подобные задания на логичность способствуют развитию логического мышления.

3 этап - 7 мин. Учитель информатики: Также этому способствует решение логических задач.

Для этого объединитесь в группы по 4 человека. (Раздать группам по одному бланку с задачей 1). Вам дана задача, ее ответ вы должны записать в бланке. На это задание у вас 5 мин. ….

Вы устали. Физкультминутка под музыку. Учащиеся выполняют ее стоя. Предлагаются логические выражения. Если выражение истинно – подъем рук вверх, если ложно – наклоны туловища в стороны.

1 или 1shock

1 & 1 =1

не 0shock

1 & 1 =1

1 & 0 =0

1 или 0 =1

не 1 =0

1 или 0 =0

не 0 =1

1 & 1 =0

4 этап - 5 мин.

Психолог: Мышление бывает шаблонным - стандартным и нешаблонным – нестандартным. Какое же мышление преобладает у вас : шаблонное или нешаблонное? Ответить на этот вопрос вы сможете, решив нестандартную задачу. На решение задачи 4 минут. (Раздать группам по одному бланку с задачей 2).

(Включить CD – диск с релаксацией).

По истечении времени заслушать ответы.

Интерпретация задачи:

Шаблонно мыслящие люди сосредоточены в основном на камешке, который надо вытащить, поэтому они предлагают варианты, которые равным образом мало помогают девушке. Это такие варианты: отказаться тащить камешек; девушка должна дать понять, что ей известна хитрость ростовщика, и выставить его мошенником; девушке остается вытащить черный камешек и пожертвовать собой ради отца.

Мыслящие нешаблонно сосредоточены в основном на оставшемся камешке. Итак, девушка опустила руку в сумку, вытащила камешек и, не взглянув на него, уронила прямо на дорожку, усыпанную гравием, где он сразу же смешался с другими камнями и затерялся.

«Какая досада!» - воскликнула она. - Ну да дело поправимо, по цвету оставшегося камешка мы тотчас узнаем, какого цвета камешек достался мне».

А поскольку камешек, оставшийся в сумке, был, как известно, черный, стало быть, она могла вытащить только белый камешек. Ростовщик не станет же признаваться в собственном мошенничестве. Таким образом, нешаблонное мышление помогло девушке выйти из безвыходного положения. Она избежала нежелательного замужества и спасла отца от долговой тюрьмы.

Очень хорошо, что среди вас нашлись люди, обладающие нестандартным, творческим мышлением. Оно придет вам на помощь на уроках при решении творческих задач, написании проектов при решении каких-либо жизненных трудностей.

5 этап - 11 мин.

Учитель информатики: Теперь мы немного отвлечемся от общего понятия высказываний и перейдем к высказываниям, записанным на формальном языке логики. Вам на карточках предложено задание: определить равносильны ли следующие высказывания:

1) (AvB)& A 2) (AvB)&A)

с помощью таблиц истинности, построенных в программе Excel. На это задание отводится 10 минут.

Проверим правильность выполнения задания.

Презентация слайд 5

6 этап - 3 мин. Психолог. Вы сегодня выполняли различные задания по логике и мышлению.

Давайте в заключении все вместе напишем на ватмане рекомендации по развитию логического мышления.

Для работы выдаются фломастеры, мелки.

Учащиеся работают совместно в группе.

Итоги урока - 3 мин.

Учитель информатики: Таким образом, сегодня мы увидели, что изучением мышления, логических высказываний занимается как информатика, так и психология.

Психолог: И, подводя итоги урока, хотелось бы услышать от вас саморефлексию урока.

Пожалуйста, кто бы хотел высказаться? (Высказывания детей)

Презентация слайд 6

Обратите внимание на фразу: «Я мыслю – значит, я существую!» Умение мыслить - главное достоинство человека. Ум, мышление, разум всегда считались достоинством человека, а отсутствие ума – большой бедой. Есть даже такое выражение: «Если бог хочет наказать человека, он лишает его разума». Специальными упражнениями, тренировками можно достичь высокого уровня овладения мыслительными операциями. Л. Н. Толстой писал «Старайтесь дать уму как можно больше пищи».

Учитель информатики. На этом наш урок закончен. До свидания.

Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии) Психолог: И, подводя итоги урока, хотелось бы услышать от вас саморефлексию урока.

Пожалуйста, кто бы хотел высказаться? (Высказывания детей)

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить Использование данного ресурса позволяет привить интерес к изучаемой теме, в ходе урока меняются виды деятельности учащихся.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим На следующем уроке целесообразно повторить изученный материал.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Интерактивная игра «Где логика» Отличительной чертой нашего времени, является стремительное вхождение информационных технологий во все сферы жизни. Современные дети, к.

Как развивать логическое мышление у дошкольников Одним из основных периодов психологического развития ребенка, является дошкольное детство. Именно в этом возрасте педагог принимает в развитии.

Конспект занятия «Страна Логика» Страна «Логика» Цель: 1. Развивать логическое мышление, внимание, память. Материалы: картинка к игре «Чего не хватает» Ход непосредственной.

Консультация «Логическое мышление дошкольников» Консультация для воспитателей. Тема «Развиваем логическое мышление» Дошкольное детство – это период интеллектуального развития всех психических.

Лэпбук «Веселая логика»Лэпбук «Веселая логика» Целью лэпбука «Веселая логика» является развитие у детей дошкольного возраста таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сериация,.

Мышление и речь на кончиках пальцевМышление и речь на кончиках пальцев «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие.

Образное мышление детей с нарушением слуха В познавательной деятельности дошкольника отечественные психологи выделяют ведущую роль наглядно-образного мышления (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец,.

Речевое мышление детей с общим недоразвитием речи Мышление взрослых и детей, имеющих нарушения речи, — одна из центральных проблем нейропсихологии и дефектологии. Ее особое значение определяется.

«Путешествие в Страну Логика». Конспект НОД в подготовительной группе Задачи: 1. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания. 2. Закрепление пройденного материала. 3. Воспитывать.

План-конспект непосредственной образовательной деятельности «Встреча с королевой Мыслью с планеты Мышление» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 27 ОГОНЁК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока «Мышление и логика»
Опубликовано: 3 марта 2018 в 19:53
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока «Мышление и логика»» (включая файлы) размещена пользователем Алина Сотникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД