Ольга Кураш
Мышление и речь на кончиках пальцев
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки
с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке,
тем ребенок умнее…»
В. А. Сухомлинский
В результате исследований, было установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Ученые пришли к выводу, что формирование речи у малыша начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности и координированности. Другими словами, речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук, а точнее, от пальцев. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, старательно рисующий, пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?
Публикация «Мышление и речь на кончиках пальцев» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» декабрь 2017
В первобытном обществе люди общались при помощи жестов, т. е. развитие функций руки и развитие речи у них шло параллельно. Речь ребенка развивается по такому же пути. Сначала совершенствуются тонкие движения пальцев рук, затем ребенок начинает произносить первые слоги. Дело в том, что в головном мозге, в коре больших полушарий, двигательная зона, куда поступают импульсы с кончиков пальцев и речевая зона находятся рядом и возбуждение, возникшее в двигательной зоне, распространяется на речевую.
Таким образом, движения пальцев рук и речевая моторика имеют единые механизмы. Поэтому пальчиковая гимнастика и игры с пальчиками играют главную роль в развитии речи. Пальчиковые игры, сопровождающиеся текстом, чаще стихотворным, не только развивают мелкую моторику и речь, но и слуховое внимание (умение слушать, умение улавливать ритм речи. Они способствуют установлению телесного контакта малыша и мамы, который необходим для психического развития ребенка.
Виды деятельности:
-массаж кистей рук
-пальчиковая гимнастика, физкультминутки
-пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
-лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки)
-конструирование: из бумаги (оригами)
-работа с конструктором ЛЕГО
-различные виды аппликаций
-рисование по трафаретам
-копирование узоров, рисунков, работа в тетрадях
-штриховка
-дорисовка (по принципу симметрии)
-лабиринты
-графические диктанты
-игры с сыпучими продуктами
-игры с мелкими предметами
-пазлы, мозаика
Пальчиковый театр с родителями для детей
Разучивание самомассажа и взаимомассажа с педагогами