Сарычева Анастасия
Логопедическое пособие «Словарные пазлы» для развития лексической стороны речи старших дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
В разработанном в рамках проектного исследования логопедическом пособии «Словарные пазлы» представлена инновационная технология обогащения словарного запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. Эта технология предполагает обогащение словарного запаса в процессе обучения старших дошкольников словообразованию на примере образования сложных слов состоящих их двух основ с использованием картинного материала в формате «пазлов». Эта инновационная технология повышает эффективность коррекционно-развивающей работы, так как дошкольник сопровождает речевое высказывание игровой деятельностью с пазлами. Сложным словом называют слово, имеющее в своем составе два или более корня. Данные слова образуются от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. Образованные сложные слова закрепляются в процессе заучивания стихотворений и в работе по составлению с данными словами предложений. Сложные слова, которые образовывали старшие дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития совместно с учителем-логопедом, объединены в лексические темы, которые традиционно изучаются детьми дошкольного возраста. Логопедическое пособие может быть использовано в практической работе учителями-логопедами, воспитателями, родителями, студентами дефектологических факультетов.
Публикация «Логопедическое пособие „Словарные пазлы“ для развития лексической стороны речи старших дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Логопедические игры
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Пазлы. Игры и занятия с пазлами и разрезными картинками
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Логопедическая работа с использованием инновационного продукта
«Словарные пазлы» проводится учителем-логопедом на фронтальных или
индивидуальных занятиях два раза в неделю. Работать с интеллектуальным
пособием «Словарные пазлы» нужно в свободном и тихом помещении. Перед
дошкольником не должно быть отвлекающих вещей.
Учитель-логопед или родитель должен быть партнером в данной
работе, который в нужный момент подскажет и организует деятельность в
нужном направлении. В работе с логопедическим пособием «Словарные
пазлы» ребенку необходимо время на размышление, и даже время на
исправление своих ошибок.
Материалы данного пособия позволит повысить эффективность
коррекционной работы по развитию лексической стороны речи у
дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня речевого
развития.
Задания были подобраны в соответствии с тематическим
планированием работы по обогащению словарного запаса старших
дошкольников с ОНР III уровнем речевого развития.
Методика работы заключается в том, что ребенок из двух простых слов
образовывает одно сложное слово. Затем использование нового слова
рекомендуется закрепить в активном словарном запасе посредством
6
заучивания стихов, в которых закрепляем у дошкольников понимание
лексического значения нового слова, и самостоятельного составлений
предложений.
Ребенку поочередно предлагаются три картинки в форме «пазлов».
Учитель-логопед или родитель дает инструкцию для выполнения задания.
На следующих этапах коррекционной работы учитель-логопед
предлагает ребенку послушать и выучить стихотворение, составить
предложение с новым сложным словом.
Длительность занятия по обогащению словарного запаса с
использованием данного продукта 15-20 минут. В конце работы необходимо
подвести итог, задать вопросы ребенку о том, что ему понравилось, с какими
словами он познакомился, а также похвалить дошкольника.