Елена Доронина
Дидактическое пособие по экологическому воспитанию «Экологический кейс»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка - детский сад № 57 «Аленушка»
города Рубцовска
Авторское дидактическое пособие
"Экологический кейс"
Подготовила:
Доронина Елена Леонидовна,
воспитатель,
высшей квалификационной категории
2020г.
Публикация «Дидактическое пособие по экологическому воспитанию „Экологический кейс“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель дидактического пособия: создание условий для формирования начал экологической культуры у дошкольников.
Задачи дидактического пособия:
- знакомить с разными объектами живой и неживой природы, показывать ее взаимосвязь с окружающим миром;
- формировать навыки экологической безопасности;
- развивать интерес, любознательность и познавательную мотивацию по отношению к окружающему миру, творческие способности детей;
- воспитывать любовь к родной природе, желание участвовать в природоохранной деятельности.
Доступность:
«Экологический кейс» находится в групповой комнате, в доступном для детей месте. Дидактический материал расположен в кармашке «кейса».
Оборудование:
«Экологический кейс» – многофункциональный чемоданчик с ручкой. В развернутом виде представляет собой игровое поле, которое можно использовать для разных дидактических игр: «Экологическая тропинка», «Путешествие в лес», «Играем в театр».
Дидактический материал в конвертах: сказочный герой «Старичок - Лесовичок», деревья, кусты, цветы, дикие животные, птицы, насекомые, муравейник.
Экологические знаки: «Условные обозначения объектов», «Правила поведения в природе».
Результативность:
Через разнообразную деятельность в ходе работы с «экологическим кейсом», дети узнают о жизни растений, птиц, животных, насекомых в разное время года. У детей формируются познавательные интересы, накапливаются знания о правилах поведения в природе. Происходит обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Возрастают коммуникативные способности.
Этапы воплощения решения:
Первый этап: определение темы, разработка макета, приобретение материалов для изготовления «Экологического кейса».
Второй этап: создание игрового поля из ткани «флис», изготовление дидактического материала из фетра: сказочный герой «Старичок -Лесовичок», деревья, кусты, цветы, дикие животные, птицы, насекомые, муравейник. Экологические знаки из картона: «Условные обозначения объектов», «Правила поведения в природе».
Эффекты в учебно-воспитательной деятельности:
Воспитание любви к природе - одна из главных задач дошкольного образования. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка в связи, с чем закладываются основы воспитания к окружающему миру, желание любить и понимать природу. Неотъемлемой частью в данном процессе является игра.
Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами живой и неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой.
При создании «Экологического кейса» был учтён региональный компонент (природа родного края).
При работе с дидактическим пособием у детей снижается уровень психоэмоционального напряжения, развивается тактильная чувствительность, яркие цвета привлекают, стимулируют и поддерживают внимание у детей, создают радостную атмосферу.
Перечень дидактических игр используемых в повседневной работе с «Экологическим кейсом».
Дидактическая игра «Экологическая тропа»
Цель: создание условий для формирования начал экологической культуры, ознакомление детей с разными объектами живой природы на территории детского сада.
Задачи:
- освоение новых знаний, закрепление и обогащение ранее усвоенного;
- формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;
- умение видеть взаимосвязь явлений в природе, делать выводы;
- самовоспитание через общение с природой;
-развитие у детей ориентировки в пространстве: «близко», «далеко», «слева», «справа», «сзади».
- воспитание любви к природе, Родине.
Оборудование: игровое поле «Экологическая тропа»; деревья; кусты; птицы, муравейник. Знаки: «Условные обозначения объектов», «Правила поведения в природе».
Экологическая тропа - демонстрационный маршрут, проходящий через различные объекты и использующийся для целей экологического образования. Наша импровизированная тропа имеет и эстетическую привлекательность и информационную емкость. …. Разнообразие экологической тропы позволяет расширять знания и представления детей о многообразии растительного и животного мира.
В экологическую тропинку нашего детского сада включены следующие объекты:
- участок леса с хвойными и лиственными деревьями, муравейником, мхом и грибами – трутовиками;
- цветники;
- птичье дерево (для установки скворечников и кормушек);
- старое поваленное дерево, где живут насекомые, улитки;
- вытоптанные и не вытоптанные участки для наблюдения изменения растительного покрова под влиянием вытаптывания;
- старый пень, покрытый мхом;
- «фито огород» (участок лекарственных растений).
Эффективной формой работы с детьми на экологической тропе способствует прием использования сказочных героев: «Старичок-Лесовичок» – лучший друг и помощник ребят в решении экологических проблем.
Дидактическая игра «Путешествие в лес»
Цель: создание условий для формирования у детей дошкольного возраста целостного представления об экосистеме «Лес».
Задачи:
- уточнить и обобщить представления детей о разнообразном значении леса в жизни человека, закрепить полученные знания об обитателях леса;
- развивать устойчивый интерес к природе родного края, внимание, логическое мышление, умение работать в коллективе сверстников;
- воспитывать у детей желание беречь природу, способствовать осмыслению своего места в ней, ответственность за сохранения красоты и богатства родной природы.
Материалы и оборудование:
конверты с заданиями, дидактический материал в конвертах: сказочный герой «Старичок-Лесовичок», деревья, кусты, цветы, дикие животные, птицы, насекомые, муравейник.
Дети отправляются в увлекательное путешествие по лесным тропинкам. Во время прогулки они делают остановки, где выполняют различные задания, которые приготовил для них «Старичок-Лесовичок».
Дидактическая игра «Играем в театр»
Цель: познакомить детей дошкольного возраста с понятием «театр», приобщить детей к миру театрального искусства, посредством театрализованных игр.
Задачи:
- развивать и тренировать выразительность речи;
- способствовать развитию воображения, фантазии, мышления, памяти;
- формировать волевые черты характера;
- способствовать раскрытию творческого потенциала.
Материалы и оборудование: домик из флиса, фигурки животных к сказкам: «Теремок», «Репка», «Белка и волк», «Сказка о маленьком Ёжике» и т. д.
Театрализованные постановки сплачивают детей, поднимают им настроение и помогают сопереживать героям художественных произведений. Дети начинают овладевать монологической и диалогической речью, могут отразить свои впечатления и чувства от знакомых сказок, играя в театр.