Антонина Пижамова
Дидактическое игровое пособие по сенсорике «Веселые гномы» для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №240» городского округа Самара
по сенсорике :
«Веселые гномы».
Автор-разработчик:
Пижамова Антонина Александровна,
воспитатель
г. Самара 2016 уч. год
Фотографии дидактического игрового пособия
по сенсорике «Веселые гномы».
Публикация «Дидактическое игровое пособие по сенсорике „Веселые гномы“ для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2016
Дидактическое игровое пособие по сенсорике
«Веселые гномы».
Возраст : данное пособие предназначено для детей раннего дошкольного возраста. (от двух до четырех лет)
Цель: Оформление дидактического пособия в контексте ФГОС ДО, содержащее комплекс материалов способствующих, как познавательному, так и сенсорному развитию детей.
Задачи:
1. Развивать детей раннего возраста на основе дидактических игр, разработанных педагогом;
2. Создать психологически комфортную среду, направленную на формирование игровой деятельности у младших дошкольников;
3. Обобщить опыт работы по организации игровой деятельности, как ведущей, путем создания многофункционального дидактического пособия для сенсорного развития детей раннего возраста.
Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. Ему самому часто бывает очень трудно разобраться во всем этом многообразии, и он нуждается в помощи взрослого, нашей помощи.
Сенсорное воспитание направлено на обучение детей умению, точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства. Накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом, формой и величиной. Психологические исследования показали, что без такого обучения, восприятие детей длительное время остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладение различными видами деятельности (рисованием, конструированием, для полноценного усвоения знаний и навыков в дальнейшем. Причем, я заметила, что малыши легче овладевают выбором по величине, с трудом по форме. Наибольшую трудность для них представляет выбор по цвету.
Наблюдая за детками в группе, сделала вывод - что знания, полученные словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны и не отчетливы. Без обогащения чувственного опыта у ребят возникают самые фантастические представления об окружающей действительности. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира позволяет игра. Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей, также она увлекла и меня.
Организация игры - это обязательное требование Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Тема игры красной нитью проходит во всех разделах Стандарта. Среди требований к компетентности педагога – способность стимулировать самостоятельность, активность детей в разных видах игровой деятельности. При этом от педагога требуется умение вовлечь детей в игру, приобщить к ней, поддержать детскую инициативу. Педагог должен стать равноправным участником игры, быть творческим, активным, эмоционально выразительным.
Поэтому уже в начале учебного года в группе был оборудован уголок развивающих дидактических игр, но ни одна игра не могла в комплексе решать стоящие передо мной педагогические задачи, поэтому возникла идея дополнить его таким пособием, которое было бы удобно в использовании для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, именно в направлении сенсорного развития.
Дидактическое пособие «Веселые гномы» создано своими руками. Оно позволило объединить игру и обучение, появилась возможность сделать осмысленными и интересными выполнение многих заданий. Самое главное - заинтересовать малышей, пробудить их творческую и познавательную активность. Играя, малыши приобретают умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов; овладевают разнообразными новыми движениями. И все это своеобразное обучение элементарным умениям и навыкам осуществляется в игровых формах, увлекательных и доступных для ребенка.
Дидактическое игровое пособие изготовлено по принципу «от простого к сложному», соответствует возрасту, каждая страница - это отдельное занятие, расчитанное на определенный временной промежуток, соответствующий данному возрасту воспитанников. Удобство заключается и в том, что к каждому сюжету прилагается методическая подсказка-разработка, которая непременно поможет каждому взрослому, желающему провести занятие с ребенком.
Книга полностью безопасна, оригинальна в своем роде. Дети играют, не подозревая, что осваивают новые умения и знания, овладевают навыками действий, учатся культуре общения друг с другом; вырабатывают усидчивость, развивают такие психические процессы как: память, мышление, творческое воображение. Воспитанники имеют возможность использовать ее как самостоятельно, так и со взрослыми. Родители с удовольствием берут книгу домой, для индивидуальной работы со своими чадами.
Этим играм присущ эффект неожиданности, что позволяет детям испытывать удовольствие и радость. Пособие яркое и красочное, на каждой страничке живут любимые герои - разноцветные гномики и их друзья. Данное пособие полезно во всех образовательных областях, так как затрагивает социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Оно доступно, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья. Никакие промышленные игры и игрушки, не могут заменить то, что изготовлено своими рукам, ведь в них заложено столько доброты и тепла.
Я заметила, что процесс усвоения материала по сенсорике идет значительно быстрее. Малыши имеют возможность сразу видеть конечный результат своей деятельности, а достижение результата вызывает у них чувство радости и желания помочь тому, у кого пока что- то не получается. В книге детали крепятся на различные клепки, специальную ленту, что способствует развитию мелкой моторики у детей.
В заключении хочется сказать о том, что мир цвета, форм и величин сказочен не только для детей! Когда я погружалась в создание нового сюжета, то сама попадала в мир сказки и фантазии, каждая завершенная игра давала толчок к изготовлению новой. Мне очень хотелось подарить детям веселую, яркую, цветную мягкую сказку сделанную с любовью и добротой, собственными руками. Надеюсь, что данный опыт будет полезен и моим коллегам! Итак, добро пожаловать на странички доброй и полезной книги.
Страничка № 1.
Дидактическая игра
«Домики для гномиков»
Цели: 1. Учить детей соотносить предметы по цвету;
2. Развивать мелкую моторику рук;
3. Воспитывать внимательность и усидчивость.
Ход игры:
Проводится пальчиковая игра «На опушке дом стоит».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые дома! Они все разного цвета. Вот этот дом какого цвета?
Дети: Красный.
Воспитатель: Правильно. А этот дом какого цвета?
Дети: Желтый!
(Аналогичная работа проводится по другим цветам. Если цвет назван правильно, взрослый хвалит малыша.)
Воспитатель: А знаете, ребята, кто живет в этих домах? В них живут веселые гномы. В красном доме живет гном одетый в красную одежду. Какого цвета у гнома шапочка?
Дети: Красная.
Воспитатель: А у этого гнома? (дети отвечают на вопрос)
(Подобный диалог продолжается по поводу всех цветов и костюмчиков гномов.)
Воспитатель: Гномы очень любят свои дома и никогда их не путают. Видите, у каждого гнома дом такого же цвета, что и его одежда. Попробуйте поместить каждого гнома в свой дом.
Далее дети самостоятельно выполняют задание. Воспитатель оказывает помощь лишь тем малышам, которые затрудняются. В конце занятия проводится любая подвижная игра.
Страничка № 2.
Дидиктическая игра
«Веселые гномы собираются на праздник».
Цели: 1. Продолжать закреплять умение детей соотносить разнородные предметы по цвету;
2. Развивать воображение и творческие способности малышей;
3. Закреплять практические умения действовать с предметами разной формы.
Ход игры:
Проводится пальчиковая игра «Надуваем быстро шарик».
Воспитатель: Наши веселые гномы решили устроить себе праздник. Они купили много разноцветных шаров и стали их надувать, вот так (фонематическая гимнастика «Надуем шарик»). Долго, долго надували, а когда надули - шары разлетелись! Давайте поможем каждому гному найти свой шар. Гномы одеты в костюмы разных цветов и шары они выбирали в магазине такого же цвета, что и одежда. Шары разной формы: Одни круглые-вот такие, а другие – овальные. (Воспитатель демонстрирует шары)
Воспитатель: Посмотрите, я гному в красной одежде нашла красные шары - круглый и овальный. Теперь Алина поможет гному в желтой одежде найти его шары. (ребенок выполняет задание самостоятельно).
Аналогично раскладываются все шары для всех гномов. Взрослый следит за тем, как дети выполняют задание, хвалит тех, у кого это получается, и помогает, если малышу трудно найти шары определенного цвета. Далее все любуются тем, как красиво выстроились веселые гномы.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, помогли гномам разобрать шары, и у них получился очень веселый праздник. За это они благодарны вам и прислали несколько воздушных шаров в подарок, вот они, давайте поиграем! Далее следует подвижная игра с шарами.
Страничка № 3.
Дидактическая игра
«Помоги гномам найти свою тень».
Цели: 1. Учить детей ориентироваться в трех контрастных величинах (большой, средний, маленький).
2. Развивать умение вставлять в «пазы»-домики гномов соответствующего размера;
3. Воспитывать доброжелательное отношение к сказочным персонажам и друг к другу.
Ход игры:
Проводится пальчиковая игра «Дружба».
Дружит орел с небом,
Молоко с хлебом,
Ручьи с овражками,
Пчелы с ромашками,
Дымок голубой дружит с трубой,
А мы крепко дружим с тобой!
Воспитатель: Наши ребята очень дружные - вот такие! (руки сжимают в замок). Никогда не дерутся, не кусаются и не толкаются. Наши гномы тоже никогда друг друга не обижают, они любят веселые игры. Особенно им нравится играть со своими тенями, но, к сожалению, часто их путают, ведь тени разные по величине. Вот и сейчас гномы не могут понять, где, чья тень. Давайте им поможем, вы согласны? (дети соглашаются помочь).
Воспитатель: Этот гном какой по размеру?
Дети: Большой.
Воспитатель: А это гном какой? (Средний)
А этот? (Маленький)
Воспитатель: У большого гнома тень какая по размеру?
Дети: Большая.
Воспитатель: А у маленького? (Маленькая)
Воспитатель: А сейчас самостоятельно каждому гному попробуйте найти его тень. (Дети выполняют задание).
Далее проводится подвижная игра «Гномы и великаны». По команде «гномы»- дети присаживаются, становятся маленькими, а по команде «великаны» малыши встают, поднимают руки вверх.
Страничка № 4.
Дидактическая игра
«Веселые гномы строят домики для своих друзей»
Цели: 1. Продолжать знакомить детей с предметами различной формы;
2. Учить соотносить предметы, различая их по форме и цвету;
3. Формировать умение составлять целое из частей;
4. Развивать творческие способности.
Ход игры:
Проводится пальчиковая игра «На опушке дом стоит».
Воспитатель: У гномов есть верные друзья - это их собаки. Только вот у собачек не домиков. Гномы решили построить для них домики, они привезли много кирпичиков и крыш разных цветов. У них получилась целая гора материала для строительства, и гномы никак не могут в ней разобраться. Давайте им поможем! Вот у меня желтый пес, ему нужно построить дом желтого цвета. Я беру желтый квадратик (кирпичик) и такого же цвета треугольник (крышу). Приставлю крышу к кирпичику сверху, получился желтый дом для желтого песика.
Воспитатель:- Алина, у тебя какой песик? Красный, найди для него квадрат и треугольник такого же цвета. Правильно, теперь построй дом для своего песика. Молодец, хорошо! Посмотрите, ребята, -песик красный и дом у него красный.
В ходе игры - занятия воспитатель регулирует поведение детей, напоминая им, чтобы они не торопились, а внимательно смотрели на квадратики и треугольники, находили глазами нужные и только после этого брали их для строительства дома.
В конце занятия проводится игра подвижная «Возле елочки зеленой»…
Возле елочки зеленой,
В ритме музыки веселой,
Мы идем широким кругом
Друг за другом, друг за другом!
Страничка № 5.
Дидактическая игра
«Гномы и машины»
Цели: 1. Закреплять умение детей группировать предметы по цвету;
2. Продолжать обогащать их опыт при действии с предметами;
3. Развивать воображение, образное мышление.
Ход игры:
Дети сидят на подушечках на паласе. Воспитатель загадывает им загадку:
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко,
Возит грузы и людей
Ты знаком, конечно, с ней!
-Ребята, что это?
Дети: Машина.
Воспитатель: Как машина заводит свой мотор?
Дети: -Р-Р-р-Р-р-р-р (выполняют вращательные действия руками перед грудью).
Воспитатель: Наши гномы тоже хотят сделать себе машины и покататься на них. Они набрали много кубиков и кирпичиков и теперь спорят, какие им машины строить. Нужна наша помощь.
Вот посмотрите у меня в руках гном зеленого цвета. Я беру такого же цвета прямоугольник и квадрат, прикладываю круглые колеса -и у меня получилась отличная зеленая машина для зеленого гнома. !
Далее педагог дает каждому ребенку по гномику и предлагает выбрать квадратик и прямоугольник такого же цвета, что и их гномы. Когда дети построят машины, воспитатель проводит небольшую беседу, уточняя цвета машин и гномов.
Подвижная игра «Воробышки и автомобиль».
Страничка № 6.
Дидактическая игра
«Сложи матрешек»
Цели: 1. Учить детей собирать разрезные картинки (на 2 части и на 4 части);
2. Развивать целостное восприятие предметов;
3. Проверить пространственное восприятие (отношение «целое», «часть», «верх», «низ».
Ход игры:
Воспитатель: У наших друзей-гномов, есть подружки-матрешки. Вот они. Воспитатель демонстрирует две деревянные матрешки.
Воспитатель: Эта матрешка какая по размеру? (Большая)
-А эта матрешка какая? (Маленькая)
Матрешки очень любят фотографироваться. Они и нам привезли свои фотографии, но эти фотографии не простые, а с секретом, чтобы увидеть на ней матрешку сначала нужно правильно сложить картинку!
Воспитатель: Вот так! (Первый раз взрослый показывает ребятам, как нужно правильно складывать разрезные картинки).
Затем дети самостоятельно выполняют задание. Причем маленькая матрешка разделена на две части, а большая уже на четыре.
Далее целесообразно провести дидактическую игру «Матрешка за столом».
Вот такое дидактическое игровое пособие по сенсорике для детей младшего возраста у меня получилось.
Я очень рада была представить Вам свой
творческий труд!