Наталья Путилова
Логопедические игры для старших дошкольников с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская дидактическая игра №1
«Подводный мир»
с речевыми нарушениями
Цель:
Развивать речевую активность в ходе игровой деятельности, фонематические процессы, правильное звукопроизношение, счётные операции (прямой и обратный счёт, мышление, память;
формировать понятия «звук», «буква», «слог»;
изучать гласные и согласные звуки речи, знакомить с их графическими символами-буквами;
Публикация «Логопедические игры для старших дошкольников с речевыми нарушениями» размещена в разделах
закреплять навыки слогового и звукобуквенного анализа и синтеза слов;
профилактика дисграфии;
совершенствовать зрительное и слуховое внимание, графические навыки, моторику рук;
формировать длительный плавный выдох;
использовать здоровьесберегающие технологии – солетерапию и песочную терапию.
ПРАВИЛА ИГРЫ
Вариант 1.
Дидактическая игра «Я вижу…»
Рассмотрим картинки на тему: «Морские обитатели» Проведём беседу. Зададим проблемные вопросы - Зачем? Почему? Учим детей развёрнутому высказыванию, составляя предложения (опорные слова - водолаз, акваланг, лодка, чайка, краб, кашалот….и т. д.).
Вариант 2.
Дидактическая игра «Встреча с рыбками»
Рассмотри рыбку - картинку (6 «плавающих рыбок» на лески). Определи первый гласный звук в данных словах и запомни, какой буквой его обозначают. Пропеть гласные звуки речи: А У О Ы Э И. Выложить на планшете обозначения гласных звуков речи – гласные буквы.
Вариант 3.
Дидактическая игра «Какая наша рыбка?»
а) Произнеси название каждой рыбки – картинки
(лук, слива, вилка, кружка, малина, виноград, картошка и др.).
Найди рыбку – картинку, в названии которой один гласный звук, т. е. одна часть слова - (лук). Это короткое слово. «Выпусти» её в море, прикрепляя к леске.
Найди рыбку – картинку, в названии которой, два гласных звука, т. е. две части в слове – два слога (слива, вилка, кружка). «Выпусти их в море», прикрепив к леске.
Найди рыбку – картинку, в названии которой три гласных звука, т. е. три части в слове – три слога (малина, виноград, картошка). Это длинное слово.
б) «Внимательные ушки» слушают, какую ты рыбку – картинку должен поймать (несколько рыбок «плавающих» на леске). Слово произносим по звукам (без призвука - Э).
Например: Г Р У Ш А Ф И Л И Н и т. д.
Произнеси чётко и внятно данное слово – название картинки - рыбки!
Вариант 4.
Дидактическая игра «Поймай и запомни»
Произнеси название каждой рыбки – картинки (6 «плавающих рыбок» на леске, определи первый звук в слове (дать характеристику согласному звуку) и запомни, какой буквой его обозначают.
Поймай «плавающую рыбку» по заданному согласному звуку и в воздухе «напиши» графический символ данного звука. Выложи на планшете данную букву.
Вариант 5.
Дидактическая игра «Лишняя рыбка»
Найди лишнюю рыбку – картинку и «поймай» её.
«6 плавающих рыбок» на лески; из них 5 рыбок имеют в названии картинки первый гласный звук, а у одной первый звук- согласный. ЕЁ и нужно «поймать»! Дать характеристику данному согласному звуку. Найти на планшете букву (обозначение этого звука) среди других букв.
Вариант 6.
Дидактическая игра «Глубже - мельче»
Помоги разместить рыбок на определённую глубину. На длинную леску «глубже» отправляем «плавать» рыбок, в названии картинок которых мы слышим и произносим твёрдые согласные звуки в начале слова. На «мелкую» глубину (короткую леску) отправим рыбок, в названии картинок которых произносим и слышим мягкие согласные звуки речи в начале слов. На планшете набираем буквы - обозначения данных звуков.
Вариант 7.
Дидактическая игра «Рыбья цепочка»
Сосчитай «плавающих» друг за другом рыбок (на леске их может быть от 3 до 6). Данная цепочка - звуковая схема к словам. Назови, что обозначает красный кружок на рыбке, а синий, зелёный?
Сколько звуков речи в задуманном слове?
Сколько в нём гласных звуков?
Сколько частей – слогов в слове?
Какой первый (гласный или согласный) звук, а последний? Сколько согласных звуков в задуманном слове?
Придумай слова к данной звуковой схеме.
Вариант 8.
Дидактическая игра «Рыбка с сюрпризом»
Поймать сачком из воды «рыбку – киндер», вскрыть её и произнести чётко название картинки или буквы.
Составить к заданному слову звуковую схему - «рыбью цепочку». Например – слово «У Л И Т К А». «Цепочка» из рыбок: 1- красный кружок на рыбке (обозначение гласного звука);
2- зелёный (мягк. согл. звука); 3 - красный; 4, 5 –синий (твёрд. согл. звуки); 6-красный кружок.
Длительно и целенаправленно подуть на плавающую рыбку -киндер, не раздувая щёк. Поймать её сачком.
Теперь соревнуются 2 игрока, делая плавный длительный выдох (каждый на свою рыбку). Как можно дальше
продвинуть рыбок целенаправленной дыхательной струёй.
Вариант 9.
Дидактическая игра «Ловкая удочка»
Поймать «удочкой» рыбок, «живущих» в цветных «домиках» - пробках, произнося чё тко заветные слова:
«Ловись рыбка и мала и велика»! (3 раза)
Сосчитать их, назвать цвет, укладывая в ведёрко. Произнести внятно чистоговорку:
«Рыбки плавают, ныряют,
пузырьки в воде пускают».
Вернуть их обратно в свои цветные «домики», закрепляя обратный счёт.
Вариант 10.
Дидактическая игра «Удачный улов»
В морскую соль и белый песок опускаем наши пальчики и купаем их, перебирая крупинки. Находим «клад» – буквы и выкладываем их на планшете. Составляем из них слова различной слоговой структуры (сом кит рак соль мир рыба клады крабы раки водолазы).
На поверхность большого зеркала, лежащего на столе насыпать тонким слоем морскую соль и белый песок. На ней изображать (указательным пальцем) графические символы звуков речи – БУКВЫ.