Наталья Ертулова
Авторские игры с логическими блоками Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
1. Д\Игра «Кто, где живет?»
Дидактическая задача: развивать логическое мышление, умение выявлять и абстрагировать свойства предметов, развивать разговорную речь.
Материал: таблица с изображением дорожек, домов, логические блоки.
Правила игры : брать по одному блоку.
Публикация «Авторские игры с логическими блоками Дьенеша» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
Игровое действие: детям предлагается рассмотреть таблицу карту и свою фигуру, выбрать необходимую дорожку к дому и объяснить свое решение. При не правильном ответе фигура остается у игрока. Проигрывает тот, у кого больше останется штрафных фигур.
Организовать игру можно по-разному:
1. вариант: одна таблица на всех детей, участники поочередно провожают фигуру в свой домик.
2. вариант: у каждого участника своя карточка дети меняются карточками, проверяя друг друга.
3. вариант: дети делятся на пары. У каждой пары своя таблица и набор фигур. Игроки поровну делят фигуры и по очереди провожают их домой. В случае ошибки игрок возвращает фигуру себе. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры.
2. Д\Игра «Морской бой»
Дидактическая задача: учить выявлять и абстрагировать свойства предметов. Находить нужную фигуру упражнять, в умении кодировать и декодировать информацию о них.
Материал: таблицы – поле, логические блоки в мешочке.
Правила игры : доставать фигуры из мешочка по одной.
Игровое действие: ведущий достает из мешочка фигуру и описывает ее.
( Н-р: красный квадрат, маленький, толстый). У игроков карточки - поле им необходимо заполнить клетки расставив корабли на карточке – поле в соответствии с условными знаками. Выигрывает тот, кто первым заполнит игровое поле.
3. Д\Игра «Радист»
Дидактическая задача: учить детей самостоятельно составлять алгоритм простейших действий (линейный алгоритм). Кодировать и декодировать информацию о геометрических фигурах.
Материал: набор логических блоков, таблицы с алгоритмом (правилами, информацией, набор карточек символов.
Игровые правила:
1. вариант: детям предлагается шифр – таблица необходимо расшифровать ее найти нужную геометрическую фигуру.
2. вариант: детям показывается фигура. Задание: составить шифр этой фигуры с помощью карточек символов.
4. Д\Игры «Угадай-ка»;
«Торопись, да не ошибись»
Дидактическая задача: учить выделять и называть отдельные свойства блоков.
Материал: набор логических блоков.
Игровое действие: в игре принимают участие 3-10 человек. Каждый ребенок выбирает себе понравившиеся блоки 2-3 штуки. По сигналу ведущего «красный», «большой», и т. д. Дети поднимают блоки названного свойства.
5. Д\Игры «Волшебная дорожка», «Бусы»,
«Млечный путь».
Дидактическая задача: развивать умение выделять свойства предметов, абстрагировать их от других, следовать определенным правилам при решение практических задач.
Материал: набор логических блоков, таблицы с правилами построения.
Игровое действие: в игре участвуют 3 и более человек. Детям предлагается построить из Л. Б. Д. сказочную дорожку (можно ввести сказочный персонаж). Правила построения дорожки записаны в таблице. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно построит свою дорожку.
6. Игровые упражнения на знакомство детей с составом чисел 5, 6, 7; из двух меньших.
Дидактическая задача: познакомить детей с составом чисел из 2-х меньших с использованием логических блоков.
Материал: набор логических блоков, набор цифр от 1 до 7.
Игровое действие: предложить детям разделить блоки (заранее отобранные) по свойствам. Обозначить каждую группу цифрами.
7. Д\Игра «Украсим елку бусами»
Цель: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закрепление навыков порядкового счета.
Материал: изображение елки 15 карточек с символами, комплект логических фигур.
Содержание игры : надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке.
8. Д\Игра «Архитекторы»
Цель: Развивать умения выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать алгоритмы», умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами.
Материал: алгоритмы №1, №2., блоки Дьенеша.
Содержание игры : детям предлагается разработать проект детской площадки
• Выбрать необходимый строительный материал
• Построить объекты детской площадки
Выбор строительного материала в строгом соответствии с правилами (по алгоритму №1 или по алгоритму №2). Берем любой блок. Пусть это будет, например, синий большой толстый треугольный блок. Слово «начало» подсказывает нам откуда начинать путь. В ромбе вопрос: «красный наш блок?» - нет. Двигаемся вправо. Во втором ромбе вопрос: «круглый наш блок?» - нет и попадаем на конец блок- схемы. Наш блок может быть использован при строительстве.
Возьмем красный большой тонкий круглый блок. На вопрос «красный?» отвечаем «да» и двигаемся влево. По правилу красный цвет меняем на синий и уже с синим блоком возвращаемся к началу. На вопрос «красный?» отвечаем «нет» и двигаемся вправо. На вопрос «круглый?» отвечаем «да» и затем изменим круглую форму на квадратную. Таким образом к концу наш блок будет синим квадратным большим тонким. Таким образом весь наш строительный материал будет не красным и не круглым (размер и толщина роли не играют). Можно приступать к строительству.
9. Д\Игра «Логический поезд»
Цель: развитие способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке, умение видоизменять свойства предметов в соответствии о схемой, изображенной на карточке, умение действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами.
Материал: три паровоза разного цвета с номерами: 1234, 5678, 9 10 11 12.,
4-ре вагона. ; карточки с символами изменения свойств, карточки с изображением отношений между числами; комплект блоков.
Содержание игры : в игре может участвовать от 3 до 12 человек.
Педагог раскладывают игровой материал: поезда, вагончики, над каждым вагончиком кладут карточку с символом изменения свойств (карточка выбирается произвольно, также раскладываются карточки с числовыми соотношениями. Наш поезд необычный, логический. Грузы, которые он везет, перезагружаются из вагона в вагон. В каждом вагоне с ними происходят изменения в соответствии с правилами, изображенными на карточке над вагоном.
• Каждый ребенок берет карточку с числовыми соотношениями.
• Свой груз надо провезти по всем вагонам в соответствии с правилами
• (по часовой стрелке). Например, в желтом вагоне едет логическая фигура : большой красный треугольник, в первом вагоне (то головы поезда) он изменит величину и станет маленьким красным треугольником, во втором вагоне после изменения цвета, он станет маленьким желтым треугольником, в третьем вагоне изменится его форма он станет маленьким желтым прямоугольником, в последнем четвертом вагоне повторное изменение цвета – наш груз маленький синий прямоугольник.
• Положить груз, с которым начинаем путешествие слева от поезда, груз, побывавший во всех вагонах справа от последнего вагона. Таким образом, слева от поезда мы положим большой красный треугольник, справа от последнего вагона маленький синий прямоугольник. Все дети команды участвуют вместе с воспитателем в проверке правильности выполнения задания.
• Взять следующий груз, произвести с ним те же действия. Выигрывает команда, подготовившая к перевозке большее количество груза.
10. Д\Игра «Строители»
Цель: развитие способности декодировать информацию, изображенную на карточке, умение выбирать блоки по заданным свойствам. Закрепление навыков вычислительной деятельности.
Материал: 48 карточек с изображением символов и примеров. 12 числовых карточек. Карточки с изображением предметов, 15 предметных карточек, блоки Дьенеша.
Содержание игры : дети распределяют между собой 48 карточек с изображением символов и примеров. Каждый ребенок решает пример на своей карточке, «расшифровывает» ее и берет блок, соответствующий шифру и находит место для него на изображении предметов. Если все блоки выбраны верно, будут заполнены все 15 изображений предметов.