Марина Агошкова
Развивающие игры для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ школа №1739
дошкольное отделение корпус 1510
Выступление на педагогическом совете
«Инновационная деятельность»
Декабрь 2015
Из опыта работы педагога-психолога Агошковой М. Д.
ТВОРИМ И ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ.
Игра и игрушка имеют колоссальное значение для полноценного развития ребенка дошкольного возраста. В настоящее время для детей предлагается огромное количество игр и игрушек. Это неплохо, всегда есть возможность подобрать интересную игру для ребенка. Работая педагогом-психологом,наблюдая за детьми разного возраста, отметила, что игрушки и игры, изготовленные своими руками, остаются привлекательными для детей и не теряют своего развивающего эффекта, а иной раз- оказывают более сильное воздействие на них, особенно в коррекционно-развивающей работе. Возможно из-за своей простоты и доступности. Особенно нравятся детям игры изготовленные совместно с ними из подручного материала.
Публикация «Развивающие игры для дошкольников» размещена в разделах
Предлагаю вашему вниманию несложные игры, которые легко сделать вместе с ребятами и использовать их в своей работе. Игры будут полезны педагогам-психологам, дефектологам, логопедам в коррекционно-развивающей работе; родителям, воспитателям для развивающей и досуговой деятельности с детьми.
Настольная игра «ПОСТРОЙ БАШНЮ».
Для детей старшего дошкольного возраста.
Цель : развитие логического мышления, произвольности, сотрудничества, тонкой моторики рук, точности, аккуратности.
Содержание и правила игры :
Для игры необходимо подготовить пластмассовые пробки в большом количестве от пластиковых бутылок (тщательно гигиенически обработать). Сделать карточки-схемы с нарисованными кружочками, взять обычный кубик для настольных игр. Схемы с кружочками можно выполнить так, как подскажет фантазия - дети в произвольном порядке обводят пробки на листочках картона, а взрослые помогают их оформить по цвету. Все приготовления закончены. Можно играть! Играют вдвоем, втроем и более человек. Можно одному, но скучно.
Варианты игры
1. Каждый из участников выбирает карточку, это могут быть одинаковые или разные карточки по расположению кружочков. Считалочкой выбирают начинающего игру. Он бросает кубик и в соответствии выпадающим количеством очков, устанавливает такое же количество пробок на своей карточке, точно по контуру обозначенных кружков. Если кружочков меньше, чем выпало очков, то пробки ставят друг на друга в следующий по высоте ряд, таким образом, чтобы башня не рассыпалась. Кубик бросают по очереди. Выигрывает тот, чья башня продержится дольше. Количество пробок в башне не имеет значения.
2. Играющие выбирают одну карточку на всех, и по вышеперечисленным правилам, начинают строить башню - одну на всех, бросая кубик по очереди. Игра продолжается до тех пор, пока башня не упадет.
Настольная игра «ЗВУЧАЩИЕ ПАРЫ».
Для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Цель: Развитие слухового внимания, навыков самоконтроля.
Содержание и правила игры :
Для игры необходимы пластмассовые баночки из-под витаминов или питьевого йогурта (гигиенически обработать)- четное количество. Они должны быть одинаковыми по размеру. Будем делать из них погремушки. Вместе с детьми обклеиваем их цветной бумагой. Внутрь баночек насыпаем наполнитель - пуговицы, горох, песок, бусинки, бисер, палочки, ракушки и т. д. Готовим по две одинаковых баночки. Две с равным количеством гороха, две с камушками, две с пуговицами и так далее. На внутреннюю сторону крышки приклеиваем отличительный знак (для погремушек с пуговицами -зеленый кружок, для бисера- красный, для гороха- желтый и так метим все баночки с наполнителями.) Это необходимо для самоконтроля ребенка.
Все погремушки перемешиваются, ребенку предлагается легенда о том, что сказочные музыканты перепутали погремушки, чтобы им помочь, их надо разобрать по одинаково звучащим парам. После выполнения задания, ребенок сам проверяет, как он справился с заданием, открыв крышку баночки и сверив отличительные знаки. Можно усложнить задание - сделать не пары,а тройки баночек, одинаковых по звучанию. Дети с удовольствием играют с самодельными погремушками.
Настольная игра-тренажер «ПОПАДИ В ЦЕЛЬ».
Для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Цель: Развитие глазомера ребенка, зрительной памяти, навыков самоконтроля. Обучение соотнесению зрительного образа фигуры со зрительным восприятием объекта через координацию руки.
Содержание и правила игры : Для игры изготавливают панно-картинки с изображением клоуна, рукавички, цветочка, коровы и др. На них кружочком обозначают цель, куда необходимо поставить недостающую деталь (нос у клоуна, серединка цветка, хвост у коровы и т. д.) Эти детали изготавливают из пластмассовых пробок, пуговиц, картона, ленты-липучки.
Сначала- ребенок пробует поставить недостающие детали на панно с открытыми глазами, потом с закрытыми. Неудачное попадание в цель не вызывает огорчения у детей, так как получается шуточная ситуация (нос на голове, хвост на спине и так далее). Это доставляет радость, способствует развитию целеустремленности в достижении правильного результата. Это является очень хорошей тренировкой внимания и координации руки в соответствие со зрительным восприятием.
Панно «Клоун»
Панно «Цветок»
Панно «Коровка»
Игра-тренажер с прищепками для белья. «СДЕЛАЙ ПРАВИЛЬНО».
Для дошкольников от 3-х до 7лет.
Цель: Развитие мелкой моторики, закрепление цветовых этолонов. Для детей старшего дошкольного возраста развитие произвольной сферы и навыков самоконтроля.
Правила игры и оборудование :
Игры с прищепками известны давно. Их используют психологи, воспитатели в основном для развития мелкой моторики. Для этого надо вместе с детьми заготовить из прочного картона шаблоны - яблоки, свекла, морковки, елочки, ежики, зайчики, круги и т. д. И запастись большим количеством прищепок для белья разнообразных цветов.
Для развития мелкой моторики элементарно предлагается детям прищепнуть хвостики-прищепки котикам, ушки- зайчикам, ботву- свеколке, листики- яблочкам и грушам, иголочки ежикам, из кружочка сделать солнышко или цветочек астру и т. д. А вот для развития произвольного внимания и навыков самоконтроля задание в игре меняется по типу упражнения «Образец». Детям задается порядок прикрепления прищепок по цвету- две желтые прищепки, одна красная, три синих. Эти задания делаются на больших шаблонах. Задание можно выполнять в индивидуальном порядке, можно и в парах по очереди. Главное -не нарушить очередность прищепок по цвету. Для шаблона «Елочка» предлагаем задания с ориентировкой –на нижних ветках две оранжевых игрушки- прищепки,на верхних одна красная, на средней синяя, две желтых и т. д. Сначала ребенку задается образец, он выполняет задание по образцу. Потом задание задается по голосовой инструкции взрослого. Задания можно менять несколько раз, главное задать игровую мотивацию –кому помогаем, зачем это делаем, почему важно сделать правильно задание. Детям очень нравится их выполнять. Для тренировки, если нет шаблонов, можно просто использовать плотный лист картона, как будто шарфик или коврик, который надо украсить бахромой с определенным узором из прищепок.
ежик
солнышко
елочка