Ольга Зеленко
Основные понятия в сказкотерапии. Авторские коррекционные сказки
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА:
«Основные понятия в сказкотерапии».
Содержание:
1. Введение
2. Определение и значение сказкотерапии
3. Алгоритм для составления сказок.
4. Темы и задачи сказок
5. Этапы работы со сказкой.
6. Авторские сказки:
Сказка для мальчика 5 лет
7. Заключение
Список литературы
1. Введение.
Публикация «Основные понятия в сказкотерапии, Авторские коррекционные сказки» размещена в разделах
Классическая сказка сформировалась далеко за пределами первобытнообщинного общества. Уже в Древнем Египте существовали сказка о животных, волшебная сказка и бытовая сказка.
Метод сказкотерапии самый древний в человеческой цивилизации, насчитывающий не одно тысячелетие, но при этом и один из самых молодых методов в современной научной практике – ему пока нет и двадцати лет. И надо сказать, что процесс по её развитию и формированию идёт до сих пор.
Так как же работает сказка в детском возрасте? Всё очень просто. До 10-12 лет наиболее важная информация для развития и социализации ребёнка должна быть передана через яркие образы.
Лучше всего эту роль выполняют сказочные и мифологические истории, благодаря которым формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций, некий образ Мира. Причём, если ребёнку просто читать истории, то этот образ окажется в пассивном состоянии, а обсуждение прочитанного заставит информацию использоваться активно. Такое сказочное восприятие Мира даёт ощущение гармонии и радости не только детям, но и взрослым.
В качестве предмета метода сказкотерапии с подростками и взрослыми можно определить воспитание Внутреннего Ребёнка, развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.
Это помогает иначе взглянуть на собственные поступки, различные ситуации, переосмыслить свою жизнь. Сказка помогает диагностировать, воздействовать и развивать. При этом каждому возрасту присуща своя собственная сказка: притча или легенда, басня или баллада, песня или миф.
2. Определение и значение сказкотерапии.
Существует множество определений понятия «сказкотерапия». Вот лишь некоторые из них:
Сказкотерапия – лечение сказками, совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.
Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Сказкотерапия – это еще и процесс объективизации проблемных ситуаций, процесс активизации ресурсов, потенциала личности, процесс экологического образования и воспитания ребенка.
Значение сказкотерапии:
• Воздействуют на правое и левое полушарие головного мозга;
• Активизируют мышление, воображение, память и др. психические процессы;
• Задействуют глубинные структуры психики;
• Язык эмоциональных, творческих личностей, сопротивляющихся личностей (строптивых, с негативизмом);
• Передают информацию в сжатом виде;
• Передают субъективные впечатления, переживания в стереотипной форме;
• Обогащают модель мира
Метафорические выражения, требования к ним:
• Стереотипность (золотые руки; ежовые рукавицы; белая ворона, синий чулок)
• Соответствие ментальности, образованию.
• Этнические требования (национальные, областные особенности).
• Возрастное соответствие.
3. Алгоритм для составления сказок.
А) Общие требования:
1) Краткость сказок и предложений;
2) Отсутствие лишних образов, героев;
3) Смысловая и целевая нагрузка на все фразы;
4) Включение всех сенсорных каналов (аудиальный, визуальный кинестетический);
5) Отсутствие осуждения, назидания; меньше использовать частицу «не».
6) Включение проблемы в сказку:
• Описание похожих эмоций, ситуации;
• Использование ключевых слов;
• Соответствие отношений между героями в сказке и в реальности.
7) Индивидуальный подход к составлению сказки:
• Учёт темперамента (холерикам - кратко, динамично, с конфликтом;
Сангвиникам – кратко, динамично, с юмором;
Меланхоликам – с описанием чувств, сентиментальности, романтизма;
Флегматикам – с подготовительным этапом, структурно).
• Учёт ведущего сенсорного канала.
Б) Требования к героям:
1) Ограничение и обобщение героев.
2) Главный герой диссоциирован (предмет, животное, пол, возраст, национальность и др.).
3) Прямое соотношение диссоциации и остроты проблемы.
4) Стереотипные возрастные диссоциации:
• Дошкольники, младшие школьники – животные, сказочные персонажи.
• Подростки, взрослые – дети, люди из других городов, стран, планет, времени.
5) Введение героя-спасателя ассоциируется с психологом, который предлагает помощь, решение проблемы.
В) Действия, динамика событий.
1) Эмоциональная фокусировка на проблеме и её решении.
2) Естественный подход к решению проблемы:
• Практичность, можно использовать в реальной жизни.
• Постепенное изменение отношения к проблеме в сказке (сомнение, сопротивление и др.)
4. Темы и задачи сказок.
1) Реальные – фантастические, сказочные.
2) Бытовые – научные.
3) Исторические – мифические.
4) Литературные – документальные.
Задачи сказок:
1) Терапевтическая задача (внутренний вопрос, осмысление).
2) Коррекционная задача (исправление).
3) Дидактическая задача (обучение).
4) Медитационная, релаксационная задача.
Введение, предъявление сказки.
1) Естественное, личное предложение (мне понравилось, хочется и др.).
2) Неожиданное включение истории в эмоциональный момент, вместо нотаций, выговора (снятие стереотипа).
3) Настольный театр, кукольный театр, сценка (наблюдение – участие).
4) Рисунок.
5) Игра.
5. Этапы работы со сказкой.
1) Определить цель, задачу.
2) Изучить индивидуальные особенности клиента (анализ личности, состояний, отношений, ключевых слов).
3) Выбор темы, героя.
4) Выбор схемы.
5) Составление сказки с учётом всех требований.
6) Анализ с позиции решения задачи.
7) Анализ внутренней гармонии сказки (дополнение или исключение деталей, снижение или усиление эмоциональной ситуации, сохранение необходимого баланса).
6. Сказка для мальчика 5 лет, который очень расстраивался, когда у него что-нибудь не получалось:
Задача: Коррекционная.
Цель: Научить бороться преодолевать трудности, не бросать начатое дело, научиться трудолюбию и упорству.
В одном большом лесу на болоте, покрытом множеством красивых кувшинок и лилий, жила обычная лягушачья семья. В этой семье рос маленький лягушонок Кваки. Он был такой добрый, умный, зелененький, как и все его родственники. Его все любили и он любил свою семью и друзей. Еще он очень любил узнавать все новое, что его окружает, ведь это так необычно, увлекательно и интересно!
Только если у него что-нибудь не получалось, то Кваки сразу начинал расстраиваться, плакать и бросать начатое дело. Мама часто говорила ему, что не надо так сильно расстраиваться, что надо упорно тренироваться, продолжать пробовать дальше и результат обязательно будет!
Еще Кваки очень расстраивался из-за того, что у него не получалось правильно произносить все звуки своего лягушачьего языка. И тогда мама отвела его к опытной взрослой лягушке, которая славилась тем, что помогала маленьким лягушатам правильно и красиво говорить. И Кваки начал заниматься. Было непросто, он научился многим интересным упражнениям для губ, щек и языка, но одно упражнение никак не удавалось ему. Нужно было высунуть язык как можно дальше, чтобы он стал длинным и острым, а затем резко убрать его внутрь. Опытная лягушка говорила, что этот навык поможет ему во взрослой жизни быстро и ловко на лету ловить мошек и комаров. На очередном занятии у Кваки оно опять не получилось, он расстроился, расплакался и удалился.
Он упрыгал совсем недалеко и, вдруг, перед его взором раскинулось огромное желто-золотое поле. У него заслепило в глазах, он слегка прищурился и подошел поближе. Это было целое поле ярко-желтых подсолнухов. Они стояли такие красивые, величественные, слегка раскачиваясь на ветру. И Кваки даже показалось, что они качают своими головами. «Вот, хорошо быть подсолнухом, стоит такой высокий, сильный…» - подумал Кваки и подошел к самому высокому подсолнуху.
- «Ты такой сильный, гибкий» - сказал ему Кваки.
- «Ох, ох, я не сразу стал таким» - ответил Подсолнух. «Сначала я тоже был маленьким, слабым, у меня многое не получалось. Я учился бороться с сорняками, которые мешали мне расти. Я боролся с вредителями-жучками, которые норовили съесть меня, я учился противостоять ветру, чтобы он не переломил меня. Проходили дни, недели, дождик поливал меня и я становился выше, сильнее. Солнышко светило ярче и теплее, а моя голова наливалась сочными семечками».
- «И ты станешь ловким и умелым, должно пройти время тренировок и стараний и результат будет обязательно!»- закончил свою речь Подсолнух.
И Кваки попрыгал обратно к свому дому. И тут он заметил прямо над собой стаю мошек, он прыгнул, высунул язык и… промахнулся. Слезы так и полились из его глаз. Он хотел - было расстроиться, но вспомнил слова Подсолнуха. Он попробовал ещё разок и ещё, затем ещё и ещё, он всё старался и старался. И, вот, когда силы были почти на исходе, он высунул язык так сильно, как только мог, подпрыгнул, изловчился и…поймал-таки на лету аппетитную мошку. Это была самая вкусная мошка на свете, ведь он поймал её сам! Он был так рад и счастлив, что во всю прыть поскакал домой поделиться радостной новостью.
С тех пор лягушонок Кваки старался еще упорнее и даже если слезинки по привычке убегали из его глаз, то он уже и не думал расстраиваться, а еще упорнее занимался.
Сказка для влюбленной девочки-подростка, которая чрезмерно навязчива молодому человеку, отвергшему ее.
7. Заключение
Сказкотерапия как направление практической психологии привлекательно тем, что имеет немного ограничений по сравнению с другими подходами. Так, например, у нее нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня, баллада, песня и т. д. Не выявлено ограничений и по шкале «нормальное – отклоняющееся развитие»: сказкотерапия «работает» и с «нормально развивающимися», и с «альтернативно развивающимися» людьми (имеются в виду особенности применения сказкотерапии в области дефектологии. Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов. Но… в каждом случае свои комбинации, акценты, «посылы».
Список литературы:
1. Панфилова М. А. Игротерапия общения. - М. - 2008
2. Панфилова М. А. Лесная школа// Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. - М. - 2002
3. Хулаева О. В. Тропинка к своему Я. Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. - М. -
4. Практикум по сказкотерапии. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – Спб. -2002
5. Авторская сказкотерапия. А. В. Гнездилов. – Спб. -2004