Людмила Соколовская
Программа по реализации этноэкологического компонента «Родной край»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Наименование программы : Программа «Родной край»(этноэкологический компонент)
Адрес: п. Усть-Ордынский, Иркутская область
Автор программы : Соколовская Людмила Николаевна, воспитатель МДОУ детский сад №28 «Туяна»
Тип программы : общеобразовательная
Группы: старший дошкольный возраст
Срок реализации : 2 года
Основное содержание работы с детьми по программе строится по нескольким блокам:
Публикация «Программа по реализации этноэкологического компонента „Родной край“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
1 блок – «Мой родной поселок»
2 блок – «Коренные жители нашего края»
3 блок – «Животный и растительный мир нашего леса»
4 блок «Наши пернатые друзья»
5 блок – «Жемчужина Сибири – озеро Байкал»
6 блок – «Мы друзья природы»
Направленность программы : приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент они проживают, знакомство с бытом, традициями коренных народов Сибири.
Новизна и актуальность: система подачи программных задач, методов, средств направлена на ознакомление детей с растительным и животным миром нашего края, с традициями своего народа. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и методических требований в непосредственно образовательной деятельности. Она имеет не только большое значение в области развития дошкольного учреждения поселка, но и исключительно важна для воспитания нового (молодого, современного) поколения людей, для которых– малая родина, это – уникальная часть России.
Цель: формирование целостной картины мира посредством ознакомления с родным краем.
Задачи:
• Учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы Иркутской области;
• Формировать знания о коренном населении (буряты, русские, татары, их образе жизни; о традициях и фольклоре народностей;
• Воспитывать любовь к родному краю, поселку, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об их истории
Основное содержание работы с детьми по программе строится по нескольким блокам:
1 блок – «Мой родной поселок»
2 блок – «Коренные жители нашего края»
3 блок – «Животный и растительный мир нашего леса»
4 блок «Наши пернатые друзья»
5 блок – «Жемчужина Сибири – озеро Байкал»
6 блок – «Мы друзья природы»
2. Цель и задачи программы
Цель: Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи:
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить мыслить, фантазировать;
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
- Формировать у старших дошкольников любовь к родному городу и чувство гордости за него; развивать уважение к землякам, прошлому, настоящему, культуре, достопримечательностям родного края.
- Создать условия в ДОУ: кадровые, материально-технические, нормативно-правовые, научно-методические
- Создать преемственные связи ДОУ, родителей, музея.
- Использовать инновационные технологии, направленные на развитие у старших дошкольников потребности в духовном развитии, развитии интереса к истории родного края.
- Отслеживать результативность работы всех участников
Образовательного учреждения с помощью системы мониторинговой деятельности.
- Повысить инновационную активность педагогов (разработка дидактических материалов, методических разработок, участие в мероприятиях по данной проблеме).
- Создать методические условия для интегрированного обучения и воспитания дошкольников по развитию познавательной активности у детей, формированию гражданско-патриотических чувств.
- Создать условия для равноправного взаимодействия ДОУ и семьи по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному городу.
3. Содержание программы
Занятия развивают у детей способность видеть красоту и гармонию родного края, знакомят с традициями своего народа, развивают такие психические процессы, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.
Работа по воспитанию любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста состоит из следующих блоков:
1 блок – «Мой родной поселок»
2 блок – «Коренные жители нашего края»
3 блок – «Животный и растительный мир нашего леса»
4 блок – «Наши пернатые друзья»
5 блок – «Жемчужина Сибири – озеро Байкал»
6 блок – «Мы друзья природы»
4. Работа с педагогическим коллективом
дошкольного учреждения
Цель: повышение образовательного уровня педагогов в воспитании у детей любви к родному краю. Основными направлениями работы являются:
-знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых технологий в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
-создание информационной базы по педагогическим образовательным технологиям по воспитанию у детей патриотических чувств к малой Родине.
-внедрение современных методов мониторинга патриотического и духовно - нравственного воспитания дошкольников.
-пропаганда этнической и культурной жизни народов Сибири (проведение конкурсов, распространение рекламно-информационной литературы).
-оказание педагогической помощи педагогам в поисках эффективных методов работы с детьми.