Светлана Аникеева
Программа нравственно-патриотической направленности «Мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
«Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает». «Конвенция о правах ребенка», статья 29.
Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки родной культуры, для усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.
Публикация «Программа нравственно-патриотической направленности „Мой край родной“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Задача современного дошкольного образования — заложить нравственные основы в детях, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Эта идея стала источником создания программы нравственно-патриотической направленности «Мой край родной». Предлагаемая программа отражает основные национально - культурные условия регионального компонента с учетом возможностей методического потенциала педагогов, информационного и технического обеспечения доу и реализуется в образовательной деятельности в рамках основной программы дошкольного образования дошкольного учреждения.
Система и последовательность работы с детьми по приобщению их к русской национальной культуре и истории родного края представлена следующим образом:
Блок «Мой дом – моя семья»
Блок «Прогулка по городу»
Блок «Народная культура края»
Блок «Богатство родного края»
Цели и задачи реализации программы.
Цель программы : формирование у дошкольников целостного отношения к Красноярскому краю.
Для достижения этой необходимо решение следующих задач:
• формирование у детей чувства принадлежности к культуре русского народа, уважение к культурам других народов, проживающих на территории Красноярского края;
• формирование представлений об истории и культуре родного города и края;
• формирование представлений о живой и неживой природе Красноярского края.
Педагогические условия необходимые для эффективной реализации национально – культурного и регионального компонента:
• создание культурно-развивающей среды в ДОУ
• интеграция национально – культурного и регионального компонента в образовательную деятельность (народные праздники и традиции: Рождество, Новый год, Масленица, День Земли и т. д,; государственные праздники: 8 марта, День защитника Отечества, День Победы и т. д. ; традиции дошкольного учреждения и группы: День открытых дверей, фестиваль подвижных игр и т. д.)
• организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Принципы к формированию программы.
Образовательный процесс, направленный на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и приобщение детей к истории, культуре, природе родного края будет успешен при соблюдении следующих принципов:
• принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности
• принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений
• принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
• принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства
• принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
• принципа учета этнокультурной ситуации развития детей.
Подходы к реализации программы :
Подход личностно-ориентированного взаимодействия.
Позволяет обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, условия для развития личности ребенка, его творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, а также обеспечить открытое образовательное пространство ДОУ, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение ребенка и семьи в образовательном процессе.
Деятельностный подход.
Предусматривает организацию целенаправленной воспитательной деятельностью воспитанника в общем контексте образовательного процесса, обращая внимание на следующие позиции: структуру деятельности, которая включает в себя мотивы, цели, содержание, операционно-деятельностный компонент, предполагаемый результат и отношения субъектов; взаимосвязь мотивов и целей воспитательного процесса; виды деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие) и их влияние на процесс воспитания; формы и методы воспитания; возрастные особенности ребенка при включении в воспитательную деятельность и другие вопросы.
Компетентностный подход.
Основным результатом образовательной деятельности становится формирование компетентностей как постоянно развивающейся способности воспитанников самостоятельно действовать при решении актуальных проблем
Содержательный раздел.
В программе разработано комплексно – тематическое планирование, которое включает четыре блока. В каждом блоке определены формы работы с учетом возрастных особенностей детей группы. Предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о Красноярском крае.
I блок «Мой дом – моя семья»
Темы:
1) Семья
2) Я и моё имя
3) Мужчины и женщины в семье.
4) Традиции моей семьи
Задачи:
развивать у детей коммуникативные умения,
расширять представления о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях;
воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им;
развивать самопознание и воспитывать у ребёнка уважение к себе.
развивать у детей интерес к обычаям и традициям, своей семьи
II блог «Прогулка по городу»
Темы:
1) Я люблю свой детский сад
2) Улицы родного города
3) История города
4) Символика
Задачи:
Развивать интерес детей к истории возникновения Красноярска, к жизни наших предков;
Развивать интерес детей к достопримечательностям города;
Закрепить представления детей о Красноярске (символике, местоположением на карте)
Познакомить детей с историей возникновения Красноярска, с жизнью А. Дубенского, основателя г. Красноярска, знать, что в городе есть памятник, названа улица в его честь и ажурный вантовый мост, соединивший Стрелку с островом Татышева.
Закрепить знания детей о Красноярске (символике, местоположением на карте)
III блог. «Народная культура края»
Темы:
1 Забавы вокруг печки. Народные игры
2. Город чудный – город древний.
3. Как живут в Сибири?
4. Кто живет с нами рядом. знакомство с народами края
Задачи
познакомить детей с историей русского народа: бытом, обычаями;
- продолжать знакомить с устным народным творчеством – пословицами, поговорками, прибаутками;
- познакомить с архитектурой старого, деревянного Красноярска, разнообразием видов построек и жилищ народов, населяющих наш край их украшениями,
учить создавать макет многоэтажного терема, украшая его куполами, башнями, крылечками;
- продолжать формировать уважение к традициям русского народа, поддерживать интерес к национальной одежде, знакомить с русской старинной одеждой.
IV блог. «Богатство родного края»
Темы:
1) Что такое заповедник?
2) Флора и фауна родного края
3) Водные просторы края
4) Красная книга нашего края
Задачи:
Закреплять представления об особом характере рельефа, многообразий животного и растительного мира, приспособлении диких животных к жизни в природных условиях.
Познакомить с Красной книгой Красноярского края. Продолжать воспитывать у детей любовь к природе стремление заботиться о растениях и животных.
Примерный перечень мероприятий по темам:
Как живут наши друзья целевая прогулка по территории детского сада, условия для жизни растений
«Город, в котором я живу» Конкурс рисунков.
«История нашего края» Беседа с презентацией
«Что значит быть хорошим сыном и дочерью» Беседа.
«Почему меня так назвали» Презентация детских проектов
«Кто живет в лесах Красноярского края» Виртуальная экскурсия по лесам
«Спешите творить добро!» Ситуативный практикум
«Дорогая моя столица края» Заочное путешествие по городу Красноярску.
«Города и села Красноярского края на карте» исследовательская деятельность
«Из истории края» рассказы детей, подготовленные с родителями.
Музыкально – литературная гостиная «Песни и стихи для тебя Красноярский край»
«Макет города» Изготовление
«Флаги и гербы» Беседа с творческим заданием.
«Мой папа – мастер на все руки» Презентация семейных творческих работ
Д/и «Растения нашего леса» составление альбома
«Полезные богатства края экспериментирование
«Животные нашего края» изготовление макетов природных зон
Животные из Красной книги. Просмотр видеофильма
Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.
«День птиц» Викторина.
«Там, где погиб неизвестный солдат» Выставка рисунков.
«Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь» Фестиваль творчества о Красноярском крае