Виктория Резник
Программа по патриотическому воспитанию «От Руси до наших дней»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад № 41» города Хабаровска
Авторская программа
по патриотическому воспитанию
«От Руси до наших дней»
Разработала: Резник В. С
г. Хабаровск
2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Сущность духовной жизни маленького гражданина должна заключаться в изумлении, восхищении, одухотворении красотой человека и красотой идеи, в стремлении, в жажде стать настоящим патриотом, настоящим борцом. Тот, кто живет в мире нравственных ценностей, с малых лет чувствует себя сыном Отечества».
Публикация «Программа по патриотическому воспитанию „От Руси до наших дней“» размещена в разделах
Сухомлинский В. А.
Все большую актуальность приобретает проблема нравственно-патриотического воспитания детей, ведь среда, в которой растут дети, представляет собой беспорядочный набор элементов различных традиций и культур. Очень часто в наши дни можно услышать : «Какие дети пошли!», «У нас таких проблем не было», «Неуправляемый ребенок».
Действительно, настали времена, когда дети предоставлены зачастую сами себе, телевизору, компьютеру, родители занимают не ведущее место в воспитании своих детей. Данную функцию выполняют персонажи зарубежных мультфильмов с экранов ТВ, просторов интернета. Чего же мы хотим, если главным занятием ребенка сейчас является не дворовая коллективная игра, а скорее домашние игры в одиночку, а главное занятие родителей – не дом, а карьера и статусность. Смена приоритетов привела нас к тому, что мир и традиционная система семьи перевернулись. Вряд ли, включив телевизор, ребенок сейчас выберет добрый советский мультфильм или передачу о животных. Пришло время, задать себе и обществу вопрос: «Таким ли мы хотим видеть подрастающее поколение?». А может быть вернуться назад, оглянуться и напомнить людям о главном: о своих исконно русских традициях. Ведь дети пресытились иностранной моралью, они так легко идут за своей исконно русской моделью поведения, им нужно только помочь. Именно сейчас в условиях всемирного конфликта, необходимо вспомнить о своих корнях, своих предках, устоях, обычаях, традициях.
Наши дети начинают свой жизненный путь в непростое для страны время, которое отличается заимствованием всего иностранного, в то время когда во многих странах идет уничтожение любых отголосков русской культуры, переписи истории. Далеко не в каждой русской семье остались семейные традиции, отмечаются народные праздники. Не многие помнят народный фольклор и культуру нашего великого русского народа.
Подготовка ребенка к жизни в социуме, разностороннее его развитие и воспитание - главные задачи, решаемые обществом и семьей. Ребёнок дошкольного возраста очень восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.
Программа «От Руси до наших дней» направлена не только на достижение целевых ориентиров социально-коммуникативного развития, заявленных во ФГОС ДО, а также создавалась на основании Указа Президента РФ от 20.10.2012 г. №1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» (Приложение 1) и Постановлении правительства РФ от 30.12.2015 г. №1433 о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020г.»
Отбор содержания блоков программы, приобщение к которым возможно на протяжении дошкольного возраста, осуществлё н в соответствии со следующими принципами:
- принцип доступности, обеспечивающим адаптацию материала в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста;
-принцип преемственности - предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности родителей и ребенка;
- принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых, и детей;
Реализация программы «От Руси до наших дней» может осуществляется как на протяжении всего дошкольного детства (от 3 до 7) с более подробным изучением блоков, так и в течение одного года. Ее содержание представлено циклами «Русь моя. Наши предки», «Я живу в России», «Моя маленькая Родина», «Моя семья-частичка России», каждый из которых дифференцирован по темам (см. таблицу).
Блоки программы Тема блока
«Русь моя. Наши предки» «Русская изба, быт»
«Семья, труд людей на Руси»
«Народный фольклор»
«Народные праздники, традиции, обычаи»
«Я живу в России» «Наша Планета – Земля»
«История России (элементарное представление)»
«Россия. Символы государства»
«Народы России»
«Природа России»
«Животные России»
«Государственные праздники»
«Промыслы народов России (чем славиться наша Родина)»
Не прикладное искусство (художественная литература, изо, театр, музыка)
.
«Моя маленькая Родина» «Мой город (село) - местоположение. Достопримечательности».
«Природа родного края».
«Мой детский сад».
«Мой район – моя улица»
«Моя семья-частичка России» «Мои предки (родословная)»
«Моя семья. Наши традиции».
Разработка программы основывалась на следующих нормативных документах: ФГОС ДО, СанПин 2.4.1.3049-13 и программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020г.»
. Каждый блок программы содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса приобщения детей к русской народной культуре. Наличие блоков и тем способствует системному и целенаправленному блочно - тематическому планированию процесса реализации программы.
Результаты освоения программы будут значимы для детей, родителей, педагогов и страны в целом. С помощью данной программы достигается основная цель:
– формирование духовно-нравственного, патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами приобщения их к русской народной культуре.
Для достижения цели программы первостепенное значение имеют следующие задачи:
1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, нравственно-патриотическому воспитанию.
2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций, обычаев, народного творчества.
3. Развивать эстетический и художественный вкус, через знакомство с декоративно-прикладным творчеством, народным фольклором.
4. Воспитывать уважение к семейным ценностям, учить различать добро и зло;
5. Воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
6. Чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
7. Толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Реализация Программы призвана способствовать:
Наличию у детей знаний об истории страны, родного края, достопримечательностях, природных богатствах;
Возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему страны;
Чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма;
Привлечение семьи к воспитанию детей.
Ожидаемый результат в процессе освоения программы :
Дети получат представление:
О планете, на которой мы живем;
О своей нации, языке, традициях;
О столице нашей Родины – Москве;
О символах (флаг, герб, гимн) России;
О природе родных мест, флоре и фауне (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
О народных традициях, праздниках, обычаях;
О представителях других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
О семье, родственных отношениях, о ценности труда родителей и близких родственников;
О культурных местах своей малой Родины;
О культуре общения с взрослыми и сверстниками;
О культуре поведения в общественных местах;
О добре и зле;
О выражении внимания к больному, проявлении заботы к малышам;
Направления работы по реализации Программы
Работа с детьми
Совместная работа воспитателей и родителей.
Самообразование воспитателей.
Создание РППС
Формы работы с детьми.
Беседы;
Игры;
Проведение совместных праздников;
Просмотр фильмов и мультфильмов;
Презентации;
Организация выставок;
Театрализация;
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
Отзывы родителей;
Создание театрального уголка;
Создание уголка России;
Создание альбома «Моя семья», «Мой город (село)», «Животный мир родного края», «Растительный мир родного края», «Мой район»; «Моя улица и дом».
Выставки.
Работа с родителями
Направления деятельности:
1. Просветительское (предоставление информации для повышения нравственно – патриотической компетентности, повышение уровня культуры родителей);
2. Практическое (повышение заинтересованности родителей, проявлении творческих способностей).
Цель: создание благоприятной среды для совместного общения детей, родителей, педагогов,
Задачи:
- приобщить родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка;
- обеспечить психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах воспитания.
- развитие креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
- обобщить опыта семейного воспитания.
Анкета для родителей «Что я знаю о фольклоре?»
Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание»
Анкета для родителей «Трудовое воспитание в семье».
Консультация «Роль фольклора в развитии детей»
Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»
Помочь в организации среды, беседы с детьми, повторение материала, участие в мастер-классах.
1. Александрова Г. А. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. Рабочая тетрадь. ФГОС
2. Ветохина А. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. -192 С.
3. Емельянова Э. Л. Как наши предки выращивали хлеб. Карточки для занятий с детьми 3-7 лет. – «Мозайка – синтез», 2012.
4. Затулина Галина Яковлевна. Россия - Родина моя. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации. – Центр педагогического образования, 2017. – 80 с.
5. Леонова Н. Н. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников. Целевой творческий практико-ориентированный проект – Учитель. – 104 с.
6. Матвеева Л. В. Проектирование тематической недели "Дал присягу - назад ни шагу!" в рамках работы по патриотическому воспитанию детей 5-7 лет. - СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016. -112 с.
Патриотическое воспитание. Комплект плакатов-раскрасок с методическим сопровождением. ФГОС ДО
7. Панасенко И. Н. Формирование нравственных ценностей и патриотических чувств у детей 5-7 лет: планирование, комплексные познавательные занятия. ФГОС ДО – Учитель. – 126 с.
8. Писарева Алла. Живем в "Ладу". Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2007. – 128 с. – (Растим патриотов России).
9. Россия. Информация для детей и родителей. Методическое пособие
10. Сертакова Н. М. Патриотическое воспитание детей 4-7 лет на основе проектно-исследовательской деятельности. ФГОС ДО - Учитель. – 116 с.
11. Тимофеева Л. О. Приобщение старших дошкольников к традициям родного края. Программа, конспекты занятий. ФГОС – Учитель, 2016 – 173 с.