Светлана Сульманова
Авторская программа «Русские забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА
«Русские забавы. Русские народные праздники
как средство
художественно-эстетического развития детей
старшего дошкольного возраста»
Автор-составитель : С. Г. Сульманова, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад №11 «Радуга», 1 квалификационная категория
Рецензенты:
З. В. Каскина, преподаватель АУ ПО ХМАО-ЮГРЫ Ханты – Мансийского технолого-педагогического колледжа, «Почётный работник среднего профессионального образования»
Публикация «Авторская программа „Русские забавы“» размещена в разделах
Ю. Ю. Брюжецова, преподаватель ПМ «Организация музыкальных занятий и музыкального досуга в дошкольных образовательных организациях», методист БПОУ Омского педагогического колледжа
Программа «Русские народные праздники как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста» нацелена на развитие у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с русскими календарными праздниками. Актуальность программы и её новизна определяются созданием условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста универсальных, в том числе творческих способностей, что соответствует современным требованиям педагогики и методики дошкольного музыкального воспитания и образования.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. Освоить программу дошкольники могут на разных этапах её реализации, поскольку музыкальная деятельность в рамках программы проводится в игровой форме.
Данная программа рекомендована воспитателям, музыкальным руководителям детских садов, педагогам дополнительного образования, работающим с дошкольниками по приобщению их к русскому фольклору.
Апробация программы производилась в МБДОУ «Детский сад №11 «Радуга» г. Ханты - Мансийска и в МКДОУ ХМР «Детский сад «Светлячок» д. Шапша Ханты-Мансийского района в 2013-2015гг.
СОДЕРЖАНИЕ
Рецензия на программу «Русские народные праздники как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста»…. 5
Рецензия на программу «Русские народные праздники как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста»…. 6
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка…. 7
1.2. Планируемые результаты освоения программы….9
2. Организационный раздел
2.1. Проектирование образовательного процесса…. ….9
2.2. Формы организации…10
2.3. Методическое и организационное обеспечение программы ….10
3. Содержательный раздел
3.1. Направления работы с детьми….11
3.2. Педагогическая диагностика…. ….15
Библиография…. 17
Приложения…. 18
РЕЦЕНЗИЯ
На программу «Русские народные праздники как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста»
Приобщение детей к народной музыкальной культуре как направлению отечественной педагогической мысли стало активно разрабатываться в конце 20 столетия, когда в условиях изменения концепции воспитания происходило активное обращение к народному опыту как основанию жизненного пространства, его духовно-нравственного наполнения. Одним из определяющих факторов становления личности дошкольника является эстетическое воспитание.
Задачу художественно-эстетического воспитания помогает решать авторская программа музыкального руководителя МБДОУ №11 «Радуга» Сульмановой С. Г.
Данная программа актуальна, она составлена в соответствии с требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников дошкольного образовательного учреждения.
Содержание программы чётко структурировано с указанием требований к результатам освоения материала и количества часов, отведённых на освоение данной програмы.
Образовательные цели и задачи сформулированы по этапам обучения, что определяет высокую технологичность данной программы.
Содержание учебно-тематического плана предполагает постепенное усложнение учебного материала на каждом этапе обучения.
Методическое обеспечение программы представлено перечнем необходимых условий и пособий для успешной реализации содержания.
В паспорте программы отражены направления, формы и методы работы, оценки результатов обучения и воспитания с учётом специфики.
В программе систематизирован фольклорный репертуар из разных источников, с акцентом на нравственное и эстетическое развитие дошкольников.
Оригинальность программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторнистии переодичности событий.
Авторская программа «Русские народные праздники как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста», представленная музыкальным руководителем МБДОУ №11 «Радуга» Сульмановой Светланой Геннадьевной, имеет социальную значимость и представляет практический интерес. Может быть использована музыкальными руководителями, воспитателями ДОУ, учителями начальных классов.
Рецензент, преподаватель АУ ПО ХМАО-ЮГРЫ
Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа,
«Почетный работник
среднего профессионального образования» З. В. Каскина
Учебно-тематический план
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Сердце, воображение и разум — вот та среда,
где зарождается то, что мы называем культурой.
К. Г. Паустовский
Народные традиции, обряды, праздники занимают важное место в жизни каждого народа, предоставляют огромное поле деятельности в работе с детьми по художественно-эстетическому развитию, обладают большими воспитательными возможностями.
Дошкольный возраст - значимый период в развитии личности. Именно в этот период у ребё нка формируются многие качества: складываются интересы, начинается процесс самопознания, — ребёнок пытается понять, кто он в этом огромном мире.
Мир народной культуры открывает детям нравственные ценности русского народа : трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле. Актуальность программы определяется созданием условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей посредством приобщения детей к культуре родного края.
Основой, на которой составлена данная программа, является технология проведения праздника. Она строится по принципу коллективного творческого дела. Ребё нок может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности: петь, плясать, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки, играть на шумовых инструментах, стать участником игры – все эти возможности предоставляет народный праздник. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни.
Программа составлена на основе цикличности русского народного календаря. Разработан календарно-тематический план, структура, подобраны сценарии праздников и развлечений.
Нормативно - правовое обеспечение программы :
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13
5. Образовательная программа МБДОУ «Детский сад №11 «Радуга» (в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
Цель программы : развитие у детей старшего дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с русскими календарными праздниками.
Задачи:
Образовательные:
1. Формирование представления детей о русских народных календарных праздниках.
2. Обогащение музыкального кругозора посредством русского музыкального фольклора.
Развивающие:
1. Развитие музыкальных способностей: чувства ритма, ладового и музыкально-слухового восприятия.
2. Развитие познавательного интереса детей к русской традиционной культуре.
Воспитательные:
1. Воспитание уважительного отношения детей к русским народным традициям и обычаям.
Срок реализации – 1 год
Возраст детей – 6-7 лет
Новизна:
1. Эстетическое воспитание дошкольников, с опорой на культурную традицию.
2. Обогащение расширенной тематикой нетрадиционных приёмов, творческими заданиями для воспитателей, детей и родителей.
3. Не требует сложной и длительной подготовки.
4. Доступна для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Принципы построения:
1. Доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).
2. Наглядность (наличие иллюстративности и дидактических материалов).
3. Позитивная социализация ребенка (предполагает освоение ребёнком в процессе сотрудничества с обучающим взрослым и сверстниками культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми).
4. Личностно-ориентированное взаимодействие с детьми (отношение к ребёнку как к качественно отличному от взрослого, но равноценному партнёру).
5. Научность (обоснованность, наличие теоретической основы).
6. «От простого к сложному» (научившись специальным навыкам, ребенок сможет применить свои знания на практике).
Психолого-педагогические условия реализации Программы
Согласно ФГОС ДО, данная программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребё нка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами:
1. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, т. е. создание таких ситуаций, когда каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.
2. Обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
5. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
1. Ребёнок рассказывает о русских народных праздниках.
2. Ребёнок исполняет музыкальные произведения на русских народных шумовых инструментах (трещётке, ложках, бубне, рубеле).
3. Ребёнок выполняет танцевальные движения при инсценировании песен и хороводов.
4. Ребёнок владеет вокальными навыками.
5. Ребёнок может быть активным участником русского народного праздника.
Время проведения: занятия проводятся фронтально во время совместной деятельности во второй половине дня и во время проведения НОД.
Взаимодействие со специалистами и родителями: Реализация программы проходит более эффективно и результативно при взаимодействии с педагогами и специалистами, которые принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей или зрителей.
2. Организационный раздел
2.1. Проектирование образовательного процесса
Учебный план
№ Наименование тем Общее количество часов в том числе
теоретических практических
1. Спас 3
2
1
2. Осенины 3 2 1
3. Капустница 3 2 1
4. Куделица 3 2 1
5. Русское гостеприимство 3 2 1
6. Рождество 3
2
1
7. Святки. Колядки 3
2
1
8. Масленица 3 2 1
9. Вербное воскресенье 3 2 1
10. Троица 3 2 1
Итого:
30 20 10
2.2. Формы организации подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей детей, специфики содержания данной программы и возраста детей :
- непосредственно-образовательная деятельность;
- индивидуальные занятия с солистами;
- совместная деятельность педагога и детей;
- народная игра;
- праздники и развлечения.
2.3. Методическое и организационное обеспечение программы
Техническое:
Помещения:
1. Музыкальный зал.
2. Мини-музей «Русская изба».
Оборудование:
1. Музыкальный центр.
2. Клавишный синтезатор.
3. Принтер, ксерокс, ноутбук.
4. Мультимедийная установка.
Кадровое:
1. Музыкальный руководитель.
2. Воспитатель.
3. Специалисты ДОУ.
Организационно-методическое:
1. Фонотека народных песен, оркестра народных инструментов.
2. Картотека народных игр.
3. Картотека закличек, потешек.
4. Сценарии праздников и развлечений.
5. Русские народные костюмы для детей.
6. Русские костюмы для взрослых.
7. Комплект русских народных шумовых инструментов предметы декоративно-прикладного искусства.
8. Атрибуты для игр.
3. Содержательный раздел
3.1. Направления работы с детьми
Слушание русской народной музыки – это знакомство с колыбельными, плясовыми, хороводными песнями, записи оркестра русских народных инструментов, современных исполнителей русских народных песен.
Игры и хороводы – знакомство с тематическими хороводами и играми (согласно особенностей времени года, погодными изменениями). Разыгрывание сюжета.
Игра на русских народных шумовых инструментах – знакомство с русскими шумовыми и музыкальными инструментами, формирование навыка игры на музыкальных инструментах по одному и группами.
Пение потешек, закличек, пестушек. Их использование в повседневной жизни, раскрытие возможности детского голоса - его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии без музыкального сопровождения.
Основные методы и приё мы:
1. Словесный (объяснения, беседа, рассказ, декламация потешек, пестушек).
2. Наглядно-зрительный (показ презентации, просмотр картин, костюмов, иллюстраций, предметов домашнего обихода, инструментов).
3. Наглядно-слуховой (исполнение-показ).
4. Художественно-практический (исполнительские приёмы, импровизация, поэтическое музицирование).
Календарно-тематическое планирование
Месяц
Форма
Тема
Цель
Задачи
Участ-ники
август Посиделки в мини музее «Русская изба»
«Яблочный спас» Спас
1. Формировать представления о яблочном, ореховом, медовом спасе.
2. Знакомить с формой проведения народных праздников – посиделки.
3. Способствовать развитию творческих способностей. 1. Дать представления о яблочном, медовом, ореховом Спасе.
2. Познакомить с пословицами и приметы о яблоках.
3. Разучить хоровод-игра «Яблонька».
4. Создать атмосферу непринуждённости, для самовыражения детей в драматизации сказки «Яблочный пирог».
Приложение №1
Дети
Воспитатель
Музык. руководитель
Родители
сентябрь
Развлечение
Осенины 1. Формировать представления о празднике осени по русскому календарю, как начале нового года.
2. Создавать радостную атмосферу.
1. Дать представление о празднике Осенины.
2. Познакомить с поговорками, приметами, загадками про осень.
3. Разучить закличку «Осень, осень в гости просим».
4. Выразительно передавать движение в игре «Огородная».
5. Развивать тембровый слух у детей, играя в оркестре.
Приложение №2
Дети
Воспитатель
Музык. руководитель
Родители
октябрь Посиделки в мини-музее
Вечер хороводных игр Капустница 1. Формировать представления о празднике Капустница – время окончания огородно-полевых работ.
2. Создавать радостную атмосферу.
3. Способствовать развитию творческих способностей. 1. Закрепить знания детей о трудовых и игровых хороводах- «Как пошли наши подружки», «Мельница»
2. Декламация потешек
3. Познакомить с поговорки о капусте.
4. Познакомить с новыми пословицами и поговорками о труде, побуждать детей осознанно использовать их в повседневной жизни.
5. Разучить пальчиковую игру «Мы капусту солим».
6. Развитие творческих способностей в инсценирование сценки «Капуста на огороде».
7. Развивать тембровый слух у детей, играя в оркестре.
Приложение №3
Дети
Воспитатель
Муз. Руководитель
Родители
ноябрь Посиделки
в мини-музее Куделица 1. Формировать представления об укладе русской семьи, о посиделках в осеннее-зимний период.
2. Дать представление о предметах домашнего обихода: веретено, кудель, прялка, пряжа, спицы, рукоделие.
3. Создать атмосферу радости общения с мамами.
1. Дать предствления о празднике Куделица
2. Познакомить с песней «Прялица»
3. Обогащать словарный запас детей старинными словами: молодец, девица, терем, светлица, горница, веретено, кудель, прялка, пряжа, спицы, рукоделие.
4. Познакомить детей с предметами быта, которые использовались в качестве музыкальных инструментов: деревянные ложка, пила, гребень, рубель.
5. Слушание песни «В низенькой светёлке»
6. Пальчиковая игра «Мамины помощники»
7. Разучивание с мамами потешек, пестушек и колыбельных песен.
Приложение №4
Дети
Воспитатель
Муз. руководитель
Родители
декабрь Презентация
для старших групп в мини-музее «Русская изба» Русское гостеприимство 1. Формировать представления о русском доме, убранстве, традициях русского гостеприимства. 1. Дать представление о русском гостеприимстве.
2. Просмотр мультфильмов «Лиса и журавль», «Винни Пух идёт в гости», «Каша из топора»
3. Познакомить с пословицами о доме, самоваре, гостях.
4. Разучивание песни «Самовар», «К нам гости пришли»,
5. Инсценирование «Гости приехали».
Приложение №5
Дети старших групп
Воспитатели
Музык. руководитель
Январь
Тематическая беседа в группе Рождество 1. Формировать представления о празднике Рождество, его традициях на Руси, создавать радостную и светлую атмосферу праздника.
1. Дать представление о празднике Рождество
2. Просмотр мультфильма «Рождественская сказка»
3. Пополнить песенный репертуар колядками. Уметь передавать их веселый характер.
4. Разучить Песню «Рождество»
5. Разучить игру «Валенки», «Пирог»
6. Формирование навык координировать произношение текста с движением в хороводе «Ой, ты, зимушка - зима!».
Приложение №6
Дети
Воспитатель
Муз. руководитель
Развлечение в зале
«Коляда пришла-
отворяй ворота» Святки. Колядки 1. Формировать представления о традиции колядовать на Руси после Рождества,
2. познакомить с особенностями гадания, создавать радостную атмосферу. 1. Дать представления о колядовании на Руси и в наше время.
2. Просмотр фильма «Святки на Руси»
2. Разучить Колядки
4. Продолжать развивать тембровый слух у детей, играя в оркестре.
Приложение №7
Дети
Воспитатель
Муз. руководитель
специалисты
февраль Праздник на участке Масленица 1. Формировать представления о празднике Встречи Весны, о масленичной неделе, создавать радостную атмосферу. 1. Дать представление о масленичной неделе.
2. Разучить заклички о масленице.
3. Разучить песню «Блины»
4. Продолжить формирование навыка координировать произношение текста с движением в хороводе «А мы Масленицу провожали».
5. Развивать чувство взаимопомощи, товарищества в играх, «Горшок», «Сковорода», «Гори ясно», «Ручеёк».
Приложение №8
Дети
Воспитатель
Муз. руководитель
специалисты
Март
апрель Посиделки в мини-музее Вербное воскресенье 1. Формировать представления о празднике славян – Пасха, Вербное воскресенье.
1. Дать представление о праздновании Пасхи.
2. Просмотр фильма «Верба»
3. Разучивание поговорок, пословиц о вербе.
4. Познакомить с пасхальными играми.
Приложение №9
Дети
Воспитатель
Муз. руководитель
Родители
май Развлечение на участке, плетение венков, украшение берёзки Троица 1. Формировать представление о хороводных играх, о празднике Троица и его традициях, создать радостную атмосферу во время хороводных игр и забав на улице. 1. Дать представление о празднике Троица.
2. Разучивание стихов поговорок, примет о берёзе.
3. Показ видеозаписи хореографического ансамбля «Берёзка»
4. Совершенствовать умение двигаться хороводным шагом, выполнять перестроения в Хороводе с платочками.
5. Совершенствовать исполнительские навыки детей в театрализации, пении, танцах.
Песня «Во поле берёза стояла»,
Игра «Венок», «Ворон».
Приложение №10
Дети
Воспитатель
Муз. руководитель
специалисты
3.2. Педагогическая диагностика
Основная задача диагностики заключается в том, чтобы определить степень освоения данной программы и влияние её на художественно-эстетическое развитие дошкольника.
Диагностика проводится 2 раза в год: сентябрь, май. Диагностика детей проводится в форме наблюдения. Таблица 1. Для родителей проводится анкетирование (Приложение 11).
1. Слушание
Слушает музыкальное произведение до конца, и узнаёт его название.
Метод: наблюдение в организованной деятельности, беседа.
Материал: музыкальное произведение в исполнении оркестра русских народных инструментов.
Форма проведения: групповая.
Задание: Прослушать знакомое музыкальное произведение, назвать автора музыки и название произведения.
2. Игра на народных инструментах
Умеет играть на русских народных музыкальных инструментах: трещётке, треугольнике, рубеле, ложках, бубне. Исполнять произведения в ансамбле.
Метод: наблюдение.
Материал: трещётка, треугольник, рубель, ложки, бубен.
Форма: групповая.
Задание: Исполнить ритмично знакомое произведение на предложенном инструменте.
3. Музыкально-ритмические движения
Умеет импровизировать под музыку соответствующего характера. Может самостоятельно придумывать движения.
Метод: наблюдение.
Материал: русская плясовая мелодия.
Форма проведения: групповая.
Задание: придумать движения в соответствии характера музыки.
4. Пение потешек и закличек
Имеет навык выразительного исполнения потешек и закличек, поёт самостоятельно и коллективно.
Метод: наблюдение.
Материал: знакомые потешки и заклички.
Форма проведения: подгрупповая, индивидуальная.
Задание: исполнить знакомую потешку или закличку.
5. Формирование представления о русских народных праздниках.
Может назвать русские народные праздники и рассказать об их традициях
Метод: беседа.
Материал: иллюстрации народных праздников.
Форма: подгрупповая, индивидуальная
Задание: рассказать о празднике, который изображен на иллюстрации.
Таблица 1- Параметры освоения программы
№3№ ФИО ребёнка 1. Слушание 2. Игра на русских народных инструментах 3. Музыкально- ритмические движения 4. Пение потешек и закличек 5. Формирование представления о русских народных праздниках
Слушает музыкальные произведение до конца, и узнаёт. Умеет играть на русских народных музыкальных инструментах: трещётке, треугольнике, рубеле, ложках, бубне. Исполнять произведения в ансамбле. Умеет импровизировать под музыку соответствующего характера. Может самостоятельно придумывать движения. Имеет навык выразительного исполнения потешек и закличек, поёт самостоятельно и коллективно Может назвать русские народные праздники и рассказать об их традициях.
Критерии оценивания:
3 балла - ребёнок выполняет задания без помощи взрослого.
2 балла - выполняет частично с помощью взрослого.
1 балл – ребёнок не может выполнить задания.
Библиография
1. Боронина. Е. Г. «Оберег». Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду. – М. : Владос, 1999.
1. Доломанова Н. Н. Сборник «Подвижные игры с песнями в детском саду» (хороводы, инсценировки) Творческий центр Сфера Москва 2002. -148 с.
2. Загогуля Г. А, Мазурик А. М, Учебное пособие «Путешествие в мир фольклора» ГУПП «Полиграфист» Ханты-Мансийск, 1999. – 291 с.
3. Зацепина М. Б., Антонова Т. В, Учебное пособие «Народные праздники в детском саду» Издательство Москва: Наука 2012. -148 с.
4. Картушина М. Ю. Сборник «Русские народные праздники в детском саду» Творческий центр Сфера Москва 2000. -320 с.
5. Картушина М. Ю. Осенние детские праздники. Сценарии с нотным приложением Издательство: Сфера 2013. -128 с.
Спасибо за внимание![/b]