Ольга Кондрашова
Образовательная программа секции «Мастерилка» (работа с гофррированной бумагой)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
«Творчество-это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создаёт что-либо новое»
Выготский Л. С.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Наше время требует творческих, нестандартных, мыслящих и действующих во благо развития личности и общества людей. Поэтому социальный заказ общества – развитие у детей творческих способностей, умения мыслить не по шаблону, не бояться высказывать мнение отличающиеся от общепринятого, видеть необычное в обычном. Занятия с детьми продуктивными видами деятельности являются необходимой частью развивающего обучения. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память, т. е. разносторонние психические процессы, воспитывается легкость и быстрота овладения знаниями и умениями. Таким видом художественно-творческой деятельности является
Публикация «Образовательная программа секции „Мастерилка“ (работа с гофррированной бумагой)» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Гофрированная бумага, поделки
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
работа с бумагой.
При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков. Образовательная программа секции «Мастерилка» направлена на развития умения воспитанников работать с гофрированной бумагой в технике «торцевания». Данная техника способствует не только развитию у детей мелкой моторики, но и развитию воображения, мышления, фантазии. Сколько прекрасных, ярких и объемных композиций может создать ребенок, да и взрослый, освоив основные приемы данной техники.
Торцевание – это один из видов продуктивной деятельности – техника изготовления объемных поделок из бумаги. Это вид бумажного конструирования – искусство бумагокручения, при котором с помощью наклеивания на шаблон или основу скрученных кусочков бумаги – трубочек - торцовочек создаются объемные махровые композиции: картины, панно, мозаики, открытки и т. д. Торцевание на бумаге бывает :
-контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения, не заполняя внутреннее пространство);
- плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);
- объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение;
- многослойное (торцовки вклеивают друг в друга слоями, одну внутрь другой).
Для изготовления поделок в технике торцевания необходимо следующее оборудование:
Креповая (гофрированная бумага) или салфетки
Пластилин или клей ПВА (возможно использование клея-карандаша)
Ножницы
Емкость для хранения бумажных заготовок
Стержни от шариковых или гелевых ручек, или ватные палочки, или кисточки с тупым концом
Основа: бархатная бумага, картон, объемные формы, пенопласт, плотная бумага, форма из пластилина и т. д.
Этапы работы :
из гофрированной цветной бумаги вырезают небольшой квадратик, размером от 1 – 1,5 см
на середину квадратика ставят торцом стержень (например, не заточенный карандаш) и плотно закручивают бумагу вокруг стержня. Получается трубочка - торцовочка.
Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают на заготовку и только тогда вынимают стержень.
Каждую следующую торцовку приклеивают рядом с предыдущей плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков. Работа готова.
Работы, выполненные в технике торцевания необыкновенно красивы, объемны и очень нравятся детям и их родителям.
Цель программы : всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающие:
1. формировать умения следовать устным инструкциям;
2. обучать приему «торцевания» из гофрированной бумаги;;
3. обогащать словарь ребенка специальными терминами;
4. закреплять знания о правилах техники безопасности при работе с ножницами, клеем;
5. развивать умение создавать композиции;
6. совершенствовать умение работать по схеме.
Развивающие:
1. развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
2. развивать мелкую моторику рук и глазомер;
3. развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
4. развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.
Воспитательные:
1. воспитывать интерес творческой деятельности, к конструированию из бумаги;
2. формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
3. учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Программа рассчитана на 1 год обучения с детьми подготовительной группы. Длительность занятий 30 минут. Проводится один раз в неделю.
Формы организации занятий:
- групповая;
- индивидуальная;
- подгрупповая.
Формы проведения занятий:
- комбинированное занятие;
- беседа;
- наглядно-демонстрационное занятие;
- практическая работа, связанная с выполнением поделок.
Методы и приемы обучения: познавательный рассказ; игровой; беседа; объяснение с показом приема изготовления; демонстрационный; наглядный; создание игровых и проблемных ситуаций; использование схем, художественного слова, музыкальных произведений.
Способы проверки ожидаемых результатов: выставки детских работ; оформление помещений ДОУ; участие в конкурсах.
Ожидаемые результаты:
К концу года дети знают:
- что такое торцевание;
- технику и прием «торцевания»;
- правила композиционного построения изображения;
- правила пользования и правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем.
К концу года дети умеют:
- создавать композиции, выполненные в технике «торцевания»;
- следовать словесной инструкции;
- использовать схемы при изготовлении поделок;
- аккуратно пользоваться ножницами;
- подбирать нужный материал (по цвету, форме, величине);
- видеть прекрасное вокруг себя, отображая это в своих работах;
- выполнять работу самостоятельно, доводить начатое дело до конца;
- работать в коллективе;
- создавать коллективные работы.
Перспективный план работы кружка на 2016 -2017 учебный год.
месяц Тема занятия Цели и задачи Оборудование
сентябрь «Что такое торцевание».
(1 занятие) Ознакомление дошкольников с инструментарием и приемами техники торцевания; развивать интерес к работе с бумагой; учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
готовые работы в технике торцевания, гофрированная бумага, клей ПВА, торцовочные палочки.
«Техника безопасности при работе с ножницами, клеем» (2 занятие) Закреплять навыки безопасного поведения при работе с ножницами, клеем. Схема, ножницы
«Необыкновенные цветы» (3-4 занятие). Формировать умение правильно делать «торцовки», умение приклеивать их плотно друг к другу на силуэтном изображении; развивать мелкую моторику рук, аккуратность в работе, воображение, усидчивость и внимание; формировать культуру труда, учить бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. образцы, гофрированная бумага различных цветов, клей ПВА, торцовочные палочки, силуэтное изображение, ножницы.
октябрь «Осенний лист» (1-2 занятие) Продолжать развивать умение правильно делать «торцовки» на картоне, умение приклеивать их плотно друг к другу на силуэтном изображении; развивать мелкую моторику рук, аккуратность в работе, воображение, усидчивость и внимание; формировать культуру труда, учить бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место; учить выполнять словесную инструкцию и работать в коллективе.
образцы, гофрированная бумага различных цветов, клей ПВА, торцовочные палочки, силуэтное изображение, ножницы.
«На морском дне» (коллективная работа)
(3 занятие) Закреплять умения детей в работе техникой торцевания на плоскости; развивать мелкую моторику рук, аккуратность в работе, внимание, точность движений; воспитывать радость от изготовления поделки своими руками и от работы в коллективе.
образцы, гофрированная бумага различных цветов, клей ПВА, торцовочные палочки, силуэтное изображение, ножницы.
«Для чего нужна бумага?» (4 занятие) Дать первоначальные знания об изобретении бумаги; о разновидности бумаги; о ее использовании человеком.
Презентация, разная бумага
ноябрь «Осенние деревья» (коллективная работа)
(1-2 занятие) Закреплять умения детей в работе техникой торцевания на плоскости; развивать мелкую моторику рук, аккуратность в работе, внимание, точность движений; воспитывать радость от изготовления поделки своими руками и от работы в коллективе.
образцы, гофрированная бумага различных цветов, клей ПВА, торцовочные палочки, силуэтное изображение, ножницы.
«Пожарная машина» (3-4 занятие) Продолжать развивать умение правильно делать «торцовки» на картоне, умение приклеивать их плотно друг к другу на силуэтном изображении; развивать мелкую моторику рук, аккуратность в работе, воображение, усидчивость и внимание; формировать культуру труда, учить бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место образцы, гофрированная бумага различных цветов, клей ПВА, торцовочные палочки, силуэтное изображение, ножницы.
декабрь «Свойства бумаги» (1 занятие) Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги; учить детей анализировать, делать простейшие умозаключения; активизировать в речи детей слова, обозначающие свойства бумаги; воспитывать наблюдательность, внимание. Бумага разного вида, емкости, вода, краски, ножницы
«Мой любимый сказочный герой» (2-3 занятие) Продолжать развивать умение правильно делать «торцовки» на картоне, умение приклеивать их плотно друг к другу на силуэтном изображении; развивать мелкую моторику рук, аккуратность в работе, воображение, усидчивость и внимание; формировать культуру труда, учить бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место образцы, гофрированная бумага различных цветов, клей ПВА, торцовочные палочки, силуэтное изображение, ножницы, презентация.
«Новогодняя игрушка» (4 занятие) Развивать умение правильно делать «торцовки», приклеивать их в одну линию; учить подбирать нужный материал (по цвету, форме, величине); развивать мелкую моторику рук, воображение; совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, содержать в порядке рабочее место.
образцы, гофрированная бумага различных цветов, клей ПВА, торцовочные палочки, силуэтное изображение, ножницы, схемы.
январь «Снежинка» (1 занятие) Формировать умение правильно делать «торцовки», приклеивать их в одну линию; развивать мелкую моторику рук, воображение; совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, содержать в порядке рабочее место.
образцы, гофрированная бумага различных цветов, клей ПВА, торцовочные палочки, силуэтное изображение, ножницы, схемы.
«Зимний пейзаж» (2-3 занятие) Познакомить детей с приемом многослойного торцевания, формировать умение втыкать «торцовки»- лепестки друг в друга, закреплять сочетания различных цветов в изображении; развивать мелкую моторику рук, аккуратность в работе; продолжать воспитывать интерес к работе с бумагой.
образцы, гофрированная бумага различных цветов, клей ПВА, торцовочные палочки, силуэтное изображение, ножницы
февраль «Техника безопасности при работе с ножницами, клеем» (1 занятие) Закреплять навыки безопасного поведения при работе с ножницами, клеем. Схемы, ножницы
«Пингвин» (2-занятие) Закреплять умения детей в работе техникой торцевания на плоскости; развивать мелкую моторику рук, аккуратность в работе, внимание, точность движений; воспитывать радость от изготовления поделки своими руками и от работы в коллективе.
образцы, гофрированная бумага различных цветов, клей ПВА, торцовочные палочки, силуэтное изображение, ножницы
«Подарок для папы» (3-4 занятие) Подготовить силуэт изображения подарка; формировать умение пользоваться приемом многослойного торцевания, формировать умение втыкать «торцовки»- лепестки друг в друга, закреплять сочетания различных цветов в изображении; развивать мелкую моторику рук, аккуратность в работе; продолжать воспитывать интерес к работе с бумагой.
образцы, гофрированная бумага различных цветов, клей ПВА, торцовочные палочки, силуэтное изображение, ножницы, схемы
март «Подарок для мамы» (1 занятие) Подготовить силуэт изображения подарка; формировать умение пользоваться приемом многослойного торцевания, формировать умение втыкать «торцовки»- лепестки друг в друга, закреплять сочетания различных цветов в изображении; развивать мелкую моторику рук, аккуратность в работе; продолжать воспитывать интерес к работе с бумагой.
образцы, гофрированная бумага различных цветов, клей ПВА, торцовочные палочки, силуэтное изображение, ножницы, схемы
«Птицы на дереве» (2-3 занятие) Закреплять умение правильно делать «торцовки», умение приклеивать их плотно друг к другу на силуэтном изображении; развивать мелкую моторику рук, аккуратность в работе, воображение, усидчивость и внимание; совершенствовать трудовые навыки, учить бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
образцы, гофрированная бумага различных цветов, клей ПВА, торцовочные палочки, силуэтное изображение, ножницы, схемы
«Цыпленок» (4 занятие) Закреплять умения детей в работе техникой торцевания на плоскости; развивать мелкую моторику рук, аккуратность в работе, внимание, точность движений; воспитывать радость от изготовления поделки своими руками и от работы в коллективе.
гофрированная бумага различных цветов, клей ПВА, торцовочные палочки, силуэтное изображение, ножницы
апрель «Пион» (1-2 занятие) Формировать умение пользоваться приемом многослойного торцевания, формировать умение втыкать «торцовки»- лепестки друг в друга, закреплять сочетания различных цветов в изображении, развивать мелкую моторику рук, аккуратность в работе; продолжать воспитывать интерес к работе с бумагой.
гофрированная бумага различных цветов, клей ПВА, торцовочные палочки, силуэтное изображение, ножницы
«На пруду» (коллективная работа) (3 занятие) Закреплять умение правильно делать «торцовки», приклеивать их в одну линию; учить подбирать нужный материал (по цвету, форме, величине); развивать мелкую моторику рук, воображение; совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, содержать в порядке рабочее место; закреплять умения создавать коллективные работы.
гофрированная бумага различных цветов, клей ПВА, торцовочные палочки, силуэтное изображение, ножницы, схема
«Голубь» (4 занятие) Закреплять умение правильно делать «торцовки», приклеивать их в одну линию; учить подбирать нужный материал (по цвету, форме, величине); развивать мелкую моторику рук, воображение; продолжать воспитывать интерес к работе с бумагой.
гофрированная бумага различных цветов, клей ПВА, торцовочные палочки, силуэтное изображение, ножницы
«На весеннем лугу» (1-2 занятие) Формировать умение пользоваться приемом многослойного торцевания, формировать умение втыкать «торцовки»- лепестки друг в друга, закреплять сочетания различных цветов в изображении, развивать мелкую моторику рук, аккуратность в работе; продолжать воспитывать интерес к работе с бумагой.
гофрированная бумага различных цветов, клей ПВА, торцовочные палочки, силуэтное изображение, ножницы
май «На пруду» (коллективная работа) (3 занятие) Закреплять умения детей в работе техникой торцевания на плоскости; развивать мелкую моторику рук, аккуратность в работе, внимание, точность движений; воспитывать радость от изготовления поделки своими руками и от работы в коллективе.
различных цветов, клей ПВА, торцовочные палочки, силуэтное изображение, ножницы
«Итоговое занятие» (выставка работ) (4 занятие) «Вот как мы умеем»
Подвести итоги работы секции за год. выставка готовых работ
Используемая литература:
https://pobedpix.com/torcevanie-iz-bumagi
https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2016/02/28/master-klass-tortsevanie-kak-odin-iz-vidov
https://dschebnmc.edu22.info/images/Техника_Торцевание. pdf