Надежда Лебедева
Программа театрального кружка
▼ Скачать + Заказать документы
Программа театрального кружка
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Отрадный»
Программа
Г. Отрадный
2016
Возрастной состав учащихся: 10-13лет
Срок реализации: 3 года
Лебедева Надежда Юрьевна воспитатель
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Публикация «Программа театрального кружка» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
Полное название учреждения Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Отрадный»
Наименование программы Программа художественно-эстетического воспитания «»
Основной разработчик программы Руководитель детского объединения- Лебедева Надежда Юрьевна
Цель программы Формирование творческой личности, способной к самореализации.
Задачи программы 1. Образовательные
• оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
• учить действовать на сценической площадке естественно и оправданно;
• дать возможность полноценно употребить свои способности и само выразится в сценических воплощениях;
• привлечь знания и приобретенные навыки в постановке сценической версии;
• научить осмысливать: как же рождается произведение, формируется и предстаёт перед нами таким, какое оно есть. Понять, как рождается сюжет
2. Коррекционные•
• развивать умение владеть своим телом;
развивать зрительное и слуховое внимание,память,наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;
• развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях
• развивать воображение и веру в сценический вымысел;
• развивать умение одни и те же действия выполнять в разных обстоятельствах и ситуациях по разному;
3. Воспитательные
• воспитывать в ребенке готовность к творчеству
• воспитывать умение осваивать сценическое пространства, обретать образ и выражение характера героя;
• развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях
•
Срок реализации 2016– 2019 г. г.
Исполнители основных
мероприятий программы
Обучающиеся, воспитанники 3-5-х классов, педагогический коллектив школы, общественность.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Театральный кружок предназначен обучать и воспитывать одаренных к творчеству детей и подростков. Даная программа базируется на психологических особенностях детей 10-14 лет. Темы программы сочетают в себе определенный понятийный материал с многообразными формами практической творческой работы. При этом программа предусматривает развитие театрально-творческой активности учащихся в едином процессе освоения ими знаний и представлений об искусстве театра. Вместе с тем эти темы могут помочь в подготовке литературно- драматических композиций, театрализованных программ и спектаклей.
В занятиях с данной возрастной группой первостепенное значение имеет опора на имеющийся уже у учащихся опыт общения с театральным искусством. Задача руководителя – мобилизовать этот заранее приобретенный опыт, помочь им заново его осмыслить, чтобы на этой основе пробуждать их творческую активность, эмоциональную память и воображение.
Структура программы предполагает возможность творческой интерпретации ее содержания. Учитель вправе выстраивать свою работу, исходя из потребностей и возможностей данного школьного коллектива.
Общие методические принципы работы педагога по программе театрального кружка :
Занятия проводятся со всеми желающими детьми, без какого-либо отбора. Оптимальное количество детей на занятиях 12-16 человек. Занятия желательно проводить в просторном помещении.
Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.
Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков. Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Педагог стремиться воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получать они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.
Данная программа не предполагает буквального выполнения, она ориентирует педагога на создание условий для активации у ребёнка эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Использование программы позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействует фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Программа реализуется в течении трех лет по 2 часа в неделю.
Направления:
- развитие эстетических способностей;
- развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
- активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
- овладение навыками общения и коллективного творчества;
К концу первого года обучения ученик:
ЗНАЕТ:
1. Что такое театр
2. Чем отличается театр от других видов искусств
3. С чего зародился театр
4. Какие виды театров существуют
5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли)
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
1. Об элементарных технических средствах сцены
2. Об оформлении сцены
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале
УМЕЕТ:
1. Направлять свою фантазию по заданному руслу
2. Образно мыслить
3. Концентрировать внимание
4. Ощущать себя в сценическом пространстве
ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
1. Общения с партнером (одноклассниками)
2. Элементарного актёрского мастерства
3. Образного восприятия окружающего мира
4. Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
5. Коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
В конце второго года занятий ребенок
ЗНАЕТ:
1. Что такое выразительные средства.
2. Фрагмент как составная часть сюжета.
3. Действенную формулу: Исходное событие, конфликтная ситуация, финал.
УМЕЕТ:
1. Применять выразительные средства для выражения характера сцены.
2. Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.
3. Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.
4. Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.
ИМЕЕТ ПОНЯТИЕ:
1. О рождении сюжета произведения.
2. О внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.
3. О сверхзадаче и морали в произведении.
ИМЕЕТ НАВЫКИ:
1. Свободного общения с аудиторией, одноклассниками.
2. Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.
3. Анализировать последовательность поступков.
4. Выстраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.
К концу третьего года воспитанник будет:
Знать:
1. Знает древнегреческие, современные, кукольные, музыкальные театры
2. Что такое ширма
3. основы актерского мастерства
Умеет:
1. Создавать образы и декорации для спектаклей
2. Распределяет роли. Анализировать произведение
3. Выражать свои мысли
4. Направлять свою фантазию в сценическое русло
5. Заучивать небольшие тексты
Имеет навыки:
1. Выразительной жестикуляции
2. Выстраивать логическую цепочку
3. Имеет навыки кукловождения
Календарно-тематический план
№ Тема занятия Кол-во часов Сроки Форма и методы работы
1 Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выбор актива кружка 1 Беседа
2 Театр снаружи и внутри. Знакомство с понятием «театр» 1 Фронтальная работа
3 Ритмопластика. Психофизический тренинг, подготовка к этюдам. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. 2 Групповая
4 Культура техники и речи. Игры по развитию внимания(«имена», «цвета», «краски», «Эхо») и т. д 3 Групповая
5 Ритмопластика. Отработка сценического этюда «Обращение» (знакомство, положение, зеркало) 2 Групповая
6 Произнесение скороговорок по очереди с разными темпами и силой звука, разной интонацией. 1 Словесная форма работы
7 История одной куклы. Просмотр фильма про Буратино. 1 Групповая
8 Художественная мастерская Папы Карло 2 Фронтальная
9 Репетиция фрагмента из сказки «Буратино» А. Толстого 4 Индивидуальная работа
10 Органичность музыки в спектакле. Подбор музыкального сопровождения к спектаклям 1 Фронтальная работа
11 Отработка ролей 2 Индивидуальная работа
12 Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, музыкальным сопровождением. 2 Индивидуальная работа
13 Культура речи и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата 1 Групповая работа
14 Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием) 1 Групповая работа
15 Театральная азбука. Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание. 2 Индивидуальная работа
16 Театральная игра. Викторина по сказкам 1 Фронтальная работа
17 Просмотр сказки- спектакля «Новогодние приключения Маши и Вити». Анализ произведения 3 Групповая работа
18 Отработка ролей 2 Индивидуальная работа
19 Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, музыкальным сопровождением. 2 Индивидуальная работа
20 Выпуск газеты «Вопросах и ответах» (В ресторане, в кафе. Приглашение, дом, семья) 3 Фронтальная работа
21 Инсценирование мультсказок по книге «Лучшие мультики малышам» 3 Фронтальная работа
22 Репетиция пантомимных движений. Изготовление афиш 3 Фронтальная работа
23 Встреча с актерами театра кукол 2 Групповая работа
24 Мастерская декораций 4 Индивидуальная работа
25 Выразительные средства в театре 5 Групповая работа
26 Развитие воображения и умения работать «в маске» 3 Фронтальная работа
27 Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мечами 1 Индивидуальная работа
28 Привычки дурного тона (Этикет) 2 Групповая работа
29 Разучивание ролей к итоговому спектаклю 4 Индивидуальная работа
68 часов
Второй год обучения
1 Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Изготовление «Уголка театрального кружка «Творческая мастерская» 3 Групповая работа
2 Основы театральной культуры 1 Групповая работа
3 Игры по развитию четкой дикции, логики речи и орфоэпии 1 Фронтальная работа
4 Игры со словами, развивающие связную образную речь. 1 Фронтальная работа
5 Чтение в лицах стихов А. Барто 2 Индивидуальная работа
6 Инсценирование русских народных сказок 3 Фронтальная работа
7 Репетиция эпизодов спектакля 10 Индивидуальная работа
8 Подготовка декораций 6 Групповая работа
9 Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, музыкальным сопровождением. 2 Индивидуальная работа
10 Упражнения на постановку дыхания 1 Индивидуальная работа
11 Ритмопластика. Испытание пантомимой 3 Фронтальная работа
12 Пантомимические этюды 2 Групповая работа
13 Техника грима. Светотень 2 Индивидуальная работа
14 Анализ мимики своего лица 2 Групповая работа
15 Чтение и обсуждение инсценировки по сказке С. Михалкова «Как медведь трубку нашел». Обсуждение пьесы, распределение ролей. 6 Групповая работа
16 Художественная мастерская. Изготовление декораций 6 Групповая работа
17 Репетиция спектакля 4
18 Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, музыкальным сопровождением. 2
19 Конкурс чтецов 1 Фронтальная работа
Театральный видеосалон. Просмотр музыкальной сказки-спектакля «Волк и семеро козлят» 1 Фронтальная работа
20 Обсуждение темы «Наркотики». Выпуск газеты «Цапля- курильщица» 2 Групповая работа
21 Инсценирование сказок К. Чуковского 2 Групповая работа
22 Изготовление реквизитов к спектаклям 2 Фронтовая работа
23 Репетиция спектакля 2 Индивидуальная работа
68часов
Третий год обучения
1 Этикет. Речевой этикет. Выбор лексики, интонации, говор, речевые ошибка, мягкость жесткость речи. Подготовка и показ сценических этюдов 3 Групповая работа
2 Беспредметный этюд 3 Фронтальная работа
3 Работа над образом. Сказочные гримы 4 Индивидуальная работа
4 Мимика. «Немое кино» 2 Фронтальная работа
5 Знакомство с произведением Дж. Родарри. 2 Групповая работа
6 Распределение ролей с учетом пожелания учащихся. Выразительное чтение произведения 3 Групповая работа
7 Репетиция эпизодов спектакля 10 Фронтальная работа
8 Генеральная репетиция в костюмах. С декорациями, музыкальным сопровождением. 3 Индивидуальная работа
9 Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса. 2 Групповая работа
10 Сочинение- рассуждение по выбранной пословице 1 Групповая работа
11 Выпуск газеты «твори, выдумывай, пробуй!» 3 Фронтальная работа
12 День пантомимы 1 Групповая работа
13 Знакомство с кукольным театром. История кукольного театра. 2 Фронтальная работа
14 Овладение навыками кукловождения (перчаточные, пальчиковые, ложковые куклы, куклы настольного театра).
2 Групповая работа
15 Постановка пальчикового кукольного театра «Курочка Ряба» 2
16 Репетиция 6 Индивидуальная работа
17 Генеральная репетиция 2 Индивидуальная работа
18 Создание сценических этюдов. 2 Групповая работа
19 Изготовление декораций 6 Фронтальная работа
20 Круглый стол «Азбука общения» 2 Индивидуальная работа
21 Психологический автопортрет. (Составление подробной психологической самохарактеристики) 2 Индивидуальная работа
22 «Капустник» 3 Групповая работа
23 Анализ работы за год 2 Фронтальная работа
68часов
Итого за три года: 204 часа
Список литературы
1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н. К. Беспятова – М. : Айрис- пресс, 2003. – 176 с. – (Методика).
2. Школа творчества: Авторские программы эстетического воспитания детей средствами театра – М. : ВЦХТ, 1998 – 139 с.
3. Пирогова Л. И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М. : Школьная Пресса, 2003. – 144.
4. Скоркина Н. М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: учитель – АСТ, 2002. – 72 с.
5. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А. Н. Павлов. - М. : изд. НЦЭНАС, 2004. – 200 с.
6. Львова С. и. Уроки словесности. 5-9 кл. : Пособие для учителя. - М. : Дрофа, 1996 – 416 с.