Баторова Татьяна Батожаповна
Программа для учащихся 8–11 классов «Креативные виды рукоделия»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Направленность программы – художественная
Профиль – декоративно-прикладное творчество
Вид деятельности – художественные работы
По форме организации - групповая,
По широте охвата и содержанию деятельности - профильная,
Срок реализации программы – 2 года.
Кол-во обучающихся в группе – 19 человек.
Недельная нагрузка на 1 год обучения –9 часов в неделю, 306 часов
Публикация «Программа для учащихся 8–11 классов „Креативные виды рукоделия“» размещена в разделах
- Средняя школа, 8 класс
- Старшая школа 11 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Рабочая программа «Креативные виды рукоделия» создана в соответствии с концепцией модернизации российского образования, в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании».
Рукоделие как вид декоративно-прикладное искусство - один из самых важных и древнейших видов искусства.
Произведения декоративно-прикладного искусства обладают художественно-эстетическими свойствами, имея практическое назначение в быту и труде.
Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий. Декоративно-прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий народных мастеров, формированием эстетического вкуса вооружать учащихся техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. На занятиях учащиеся пользуются основами многих наук, в процессе создания декоративных изделий дети на практике применяют знания по изобразительному искусству, черчению, труду и другим предметам, преподаваемых в школе. Изделия декоративно-прикладного искусства органически сочетают в себе эстетически выразительные и утилитарные моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни. Это искусство своими корнями уходит в народное творчество. Издавна народное мастерство передавалось из поколения в поколение. И в настоящее время занятия рукоделием возраждают былые традиции умельцев, привнося современные способы декоративно-прикладного искусства. Программа «Креативные виды рукоделия» является программой художественной направленности. Программа включает в себя такие подразделы: основы ручного шитья, изготовление интерьерных игрушек, основы скрапбукинга, валяние, основы мыловарения.
Новизна программы :
- программа «Креативные виды рукоделия» позволяет одновременно осваивать несколько смежных направлений декоративно-прикладного искусства по принципу «от простого к сложному», что предоставляет больше возможностей для творческой самореализации учащихся;
- в основе программы лежит приобщение детей к инновационным формам и видам современного рукоделия, не отходя от истоков декоративно-прикладного искусства;
- в тесном переплетении различных техник и стилей современного прикладного творчества.
Актуальность программы.
В современном мире постоянно происходит поиск новых форм рукоделия, чтобы мотивировать интерес детей к данному виду творчества. Сейчас в моду вошли такие направления как «Изготовление интерьерных игрушек», «Скрапбукинг» и многие другие. Изделия с маркой «хендмэйд» (ручная работа) имеют огромную ценность и популярность. Сейчас принято украшать дома куклами, игрушками, предметами, сделанными своими руками, растет популярность фотоальбомов в технике «скрапбукинг», открыток ручной работы, валяных изделий.
Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению популярности рукоделия, поиску инновационных техник, внесению новых веяний и тенденций в традиционные виды декоративно-прикладного искусства. Через приобщение детей к инновационным видам рукоделия оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры.
Программа соответствует потребностям детей, так как ориентирована на разный уровень подготовленности учащихся, приходящих в студию креативного рукоделия «Мир рукоделия». Гибкость и многоуровневая структура позволяют заниматься детям с различным уровнем психического и физического развития, и в то же время программа ориентирована на оказание помощи и поддержки одарённым и талантливым учащимся, поднимая всех на качественно новый уровень индивидуального развития. Программа является «зоной ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями.
Педагогическая целесообразность:
Педагогическая целесообразность программы заключена в эффективной организации образовательных, воспитательных и творческих процессов, основывающихся на единстве формирования сознания, восприятия и поведения детей в условиях социума.
В основе реализации программы лежит активный процесс взаимодействия педагога и воспитанников: в совместном общении выстраивается система жизненных отношений и ценностей в единстве с деятельностью.
Занятия видами рукоделия, представленными в программе, способствуют развитию мелкой моторики, развитию пространственного мышления, эстетического вкуса, воображения, фантазии, воспитанию усидчивости, аккуратности, трудолюбия.
При взаимодействии всех параметров программы формируется благоприятная среда для индивидуального развития детей, происходит самообучение, саморазвитие и самореализация, формируется творчески активная личность.
Цели и задачи программы :
Цель данной программы : формирование и развитие творческих способностей учащихся в процессе постижения мастерства современного рукоделия.
В процессе обучения реализуются следующие задачи:
Обучающие:
- изучение современных видов рукоделия,
- обучение мастерству ручного шитья,
- освоение технологии самостоятельной разработки выкройки,
- изучение технологических процессов шитья игрушки, скрапбукинга, валяния, мыловарения.
Развивающие:
- знакомство детей с различными видами декоративно-прикладного искусства,
- знакомство детей с современными популярными видами рукоделия,
- развитие у детей склонности и способности к художественному творчеству, художественного и эстетического вкуса, творческого потенциала,
- развитие образного мышления, внимания, фантазии.
Воспитательные:
- формирование мировоззрения, трудовое, эстетическое воспитание,
- воспитание трудолюбия, аккуратности,
- формирование самостоятельности,
- создание комфортного психологического климата внутри коллектива, способствующего неформальному интересу к образовательному предмету творческому общению учащихся.
Отличительные особенности программы :
Программа «Креативные виды рукоделия» - авторская. Она стала результатом углубленного изучения и освоения автором таких техник и направлений современного рукоделия как изготовление интерьерных игрушек, скрапбукинг, валяние и другое. Отличительной особенностью программы является применение педагогической технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (проблемное обучение, игровые технологии, технологии поэтапного формирования творческих способностей учащихся через овладение креативными видами рукоделия.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Объединение комплектуется из учащихся 14-17 лет, так как возрастные и психофизические особенности детей, базовые знания, умения и навыки соответствуют данному виду творчества.
Обоснование выбора возрастной категории обучающихся.
Возраст обучающихся – 14-17 лет, это учащиеся 8-11 классов.
Кол-во обучающихся в группе – 9-10 человек.
В этом возрасте все то, к чему подросток привык с детства — семья, школа, сверстники, — подвергаются оценке и переоценке, обретают новое значение и смысл. Важно правильно направить ученика в этот период. Значительное влияние на формирование личностных ценностей учащегося оказывает общественно полезная деятельность. В указанном контексте происходит и смена ведущей деятельности. Роль ведущей в подростковом возрасте играет социально-значимая деятельность, средством реализации которой служит: учение, общение, общественно-полезный труд. Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость. Для реализации потребности в активной социальной позиции ему нужна деятельность, получающая признание других людей, деятельность, которая может придать ему значение как члену общества. Характерно, что когда подросток оказывается перед выбором общения с товарищами и возможности участия в общественно-значимых делах, подтверждающих его социальную значимость, он чаще всего выбирает общественные дела. Общественно полезная деятельность, в данном случае, причастность к детской студии «Мир рукоделия» будет являться для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, создает возможность реализации своей индивидуальности.
Учет их возрастно-психологических особенностей предполагает следующую организацию образовательного процесса:
• Набор учащихся для занятий проводится исключительно по желанию.
• Психологическая атмосфера носит неформальный характер и не регламентируются обязательствами и стандартами.
• Учащимся предоставляется возможность сочетать и менять направление деятельности в пределах предусмотренной программы.
• Учащиеся могут работать в группах, объединяясь по интересам.
Занятия организованны по группам, в одной группе занимаются не более 10 человек. Состав группы постоянный, набор детей свободный. Вид группы – профильный. В зависимости от местных условий и интересов учащихся, в программу могут вноситься изменения: уменьшение или увеличение учебного материала по определенным темам, может меняться последовательность прохождения разделов программы. Время, отведенное для дополнительных занятий, можно использовать для знакомства с другими видами декоративно-прикладного искусства, для работы с одаренными детьми, изучение спонтанно возникшей увлекательной темы.
Срок реализации программы 2 года.
Формы и режим занятий
Форма групповая, режим: продолжительность занятий 1 час 45 мин. 5 раз в неделю, учебные занятия с конкретным видом деятельности составляют 2 часа, организационные мероприятия и короткие перерывы – по 15 мин.
Ожидаемые результаты и способы их проверки (соответствие задач и результатов).
При освоении программы курса обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов деятельности обучающихся.
Личностные результаты освоения программы кружка «Мир рукоделия» :
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации;
• развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
• стремление внести красоту в домашний быт;
• желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Метапредметные результаты освоения учащимися программы кружка «Мир рукоделия» :
• самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в творческой и познавательной деятельности;
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• формирование и развитие компетентности в области
• использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• организация учебного сотрудничества и совместной деятельности
• с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой
• деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
Предметные результаты освоения учащимися программы кружка «Мир рукоделия» :
• формирование у учащихся представления о различных видах рукоделия;
• развитие необходимых практических умений и навыков по выполнению различных видов ручных и машинных работ;
• формирование навыков, обеспечивающих успешное выполнение самостоятельных работ;
• способность изготовления изделий декоративно-прикладного творчества собственного дизайна.
В процессе выполнения работы по изготовлению изделий используется текущий контроль. Руководитель непрерывно отслеживает процесс работы учащихся, своевременно направляет обучающихся на исправление неточностей в практической работе. Учащиеся в качестве текущего контроля используют самоконтроль. Текущий контроль позволяет в случае необходимости вовремя произвести корректировку деятельности и не испортить изделие.
Кроме текущего контроля используется итоговый контроль. После выполнения каждого изделия, предусмотренного программой, организуется выставка детских работ. Совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, экспертная оценка творческих работ, фотографирование. По итогам года оформляется портфолио в электронном варианте в программе PowerPoint.
Участие учащихся в школьных, городских выставках творческих работ.
Способы определения результативности:
• Педагогическое наблюдение;
• Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, участие в мероприятиях, защита проектов, активность обучающихся на занятиях.
• Педагогический мониторинг, включающий тесты, диагностика личностного роста и продвижения, анкетирование, педагогические отзывы, ведение журнала учета или педагогического дневника, ведение оценочной системы;
• Мониторинг образовательной деятельности детей, включающий самооценку обучающегося, ведение творческого дневника обучающегося, оформление фотоотчета.
Формы контроля и подведения итогов.
• Начальный контроль: определение исходного уровня знаний и умений.
Анкетирование, беседы, опросы.
• Текущий контроль: определение уровня усвоения изучаемого материала по тестам, опросам, контроль за качеством изделий.
Зачеты по разделам, проверка тетрадей, уроки-конкурсы, текущие выставки, заполнение индивидуальной карточки воспитанников.
• Промежуточный контроль: определение результатов обучения.
Педагогический мониторинг, включающий тесты, диагностика личностного роста и продвижения.
• Итоговый контроль: Определение результатов работы и степени усвоения теоретических и практических ЗУН, сформированности личностных качеств.
Открытые уроки, защита творческих проектов, виртуальные экскурсии, выставки.
Результаты работы каждого воспитанника оформляются в портфолио творческих достижений