Шатилова
Программа «Формирование фонематического восприятия у дошкольников 5–6 лет с задержкой психического развития»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад №292»
Авторская программа «Формирование фонематического восприятия у детей 5-6 лет с задержкой психического развития»
Разработала:
учитель-дефектолог
Шатилова М. В.
г. Ростов-на-Дону
2020г.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка.
Публикация «Программа „Формирование фонематического восприятия у дошкольников 5–6 лет с задержкой психического развития“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Данная программа предназначена для детей с заключением ПМПК и рекомендациями воспитания и обучения по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с задержкой психического развития.
Данная программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.12г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. № 41
- Методические рекомендации по организации логопедической работы от 13.05.2015 г. № 24/3.2-2998/м.
- Положением об организации групп компенсирующей направленности в ДОУ.
Программа разработана с учетом особенностей детей с задержкой психического развития.
Пор данным отечественных и зарубежных исследований, задержка психического развития является одной из наиболее частых форм нарушений психического онтогенеза. Например, в России до 30% детей дошкольного возраста имеют проблемы в обучении и воспитании, они испытывают большие трудности в обучении из-за повышенной утомляемости, неустойчивого внимания, плохой памяти, недостаточного уровня развития мышления и речи.
Как отмечают в своих исследованиях Ю. Г. Демьянов (1967, Т. А. Власова(1984, С. Г. Шевченко (1987, Р. И. Лалаева(1992, С. В. Зорина(1998) и др., речь детей с ЗПР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы. Особенности речевого развития данной категории детей могут проявляться неравномерно: у одних преобладают фонетико-фонематические расстройства, у других – лексико-грамматические.
Известны работы, раскрывающие такие особенности речевого развития детей с ЗПР, как отставание в овладении речью: позднее возникновение периода детского словотворчества, затягивание периодафункционирования неологизмов, слабая речевая активность, бедность, недифференцированность словаря, недостаточная сформированность грамматического строя, низкий уровень ориентировке в звуковой действительности речи, слабое осознание звукового строения слова.
Для детей с ЗПР трудновыполнимыми оказываются различение близких по своему звучанию слов, подбор картинок на заданный звук, узнавание слогов и т. д.
Проблемы произношения звуков у таких детей оказывают влияние на слуховое восприятие всей звуковой системы данного языка. Это свидетельствует о том, что у дошкольников с ЗПР имеется недоразвитие фонематического восприятия. Смазанная, невнятная речь этих детей не даёт возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это еще более усугубляет нарушения звукопроизношения.
Уже в дошкольном возрасте дети с ЗПР не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу, не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению.
У данной категории детей, наряду с нарушениями различных психических функций, в той или иной степени оказываются несформированными речевая система и оперирование элементами речи на практическом уровне. Так у дошкольников с ЗПР наблюдается целый ряд пробелов в развитии фонематической стороны речи. Задержка в формировании фонематического восприятия у дошкольников с такой аномалией развития к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, приводит к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи.
Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с ЗПР именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки этой категории детей к школьному обучению.
Цель работы: организация коррекционно-развивающей с целью повышения уровеня развития фонематического восприятия дошкольников с ЗПР посредством специально подобранных игр и игровых упражнений.
Задачи работы:
• Формирование у детей направленности на звуковую сторону речи; развитие умений вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению.
• Совершенствование чувственного (сенсорного) опыта в области русского языка: развитие способности ребенка на основе собственного сенсорного опыта выделять существенные признаки двух основных групп звуков русского языка – гласных и согласных.
• Уточнение и обогащение словарного запаса детей в связи с расширением непосредственных впечатлений об окружающем мире.
• Развитие связной речи : формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия употребляемых слов, грамматической правильности построения предложений, внятности и выразительности речи.
• Формирование приемов умственной деятельности, необходимых для развития умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки и обобщать явления языка.
• Развитие у детей качеств восприятия : дифференцированности, аналитичности, конкретности, прогностичности
• Стимуляция познавательной активности.
. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Периодичность занятий: 1 раз в неделю, во второй половине дня, всего 34 занятия (с середины сентября по май включительно).
Продолжительность занятия: 25 минут.
Форма организации детей : групповая, подгрупповая
При проведении непосредственно-образовательной деятельности используются такие формы работы, как рассматривание, наблюдение, сравнение, экспериментирование, словесные и дидактические игры, моделирование и другие. Подгрупповая форма является основной при организации детей.
Часть 1. Теоретический раздел.
Особенности развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
У детей с задержкой психического развития наблюдается сравнительно низкий уровень развития восприятия. Об этом свидетельствует, прежде всего, недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире. Это нельзя отнести за счет бедности опыта ребенка. И сама эта бедность опыта в значительной мере обусловлена тем, что восприятие детей не полноценно и не поставляет достаточно информации. Формирование образов окружающего осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений. И поскольку каких-либо нарушений на уровне органов чувств у детей с ЗПР не обнаруживается, ощущения эти достаточно правильны. Однако восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, это результат сложного взаимодействия ощущений и уже имеющихся в коре головного мозга следов прошлых восприятий. Видимо, это взаимодействие и нарушено у детей с задержкой психического развития. Следует отметить, что использование некоторых облегченных приемов (дополнительное предъявление, замедление его темпа) не привело к уменьшению количества ошибок. Было установлено, что к моменту поступления в школу, дети с ЗПР осуществляют звуковой анализ значительно хуже, чем их нормально развивающиеся сверстники. Особые трудности возникают при последовательном выделении звуков, определении их количества, установление позиционных отношений звуков в слове. Уровень этого умения у поступающих в школу детей с ЗПР резко отличается от того, что наблюдается у их нормально развивающихся сверстников. В случае возникающих при звуковом анализе затруднений нормально развивающиеся дети шестилетнего возраста прибегают к проговариванию слова. Почти все дети с ЗПР, столкнувшись с трудностями, совершенно беспомощны. Они замолкают или повторяют названный ими звук, иначе говоря, эти дети не владеют способами звукового анализа.
Исследования показали, что одной из существенных характеристик психики детей с ЗПР является сниженная познавательная активность. А недостаточная познавательная активность может привести к отклонениям в речевом развитии (Р. Е. Левина).
Анализ данных по проблеме позволяет сделать следующие выводы: патогенетическую основу изучаемых состояний можно связывать с недоразвитием у детей некоторых мозговых систем, чаще это касается наиболее сложных мозговых систем, развивающихся у ребенка позже, а также выраженными органическими дефектами, возникшими в раннем детстве (при осложненных формах инфантилизма и церебростенических сосояниях). Все это приводит к нарушению развития нейродинамики, а следовательно, к нарушению психических процессов и функций. В частности нарушается развитие фонематического анализа и синтеза, также наблюдается сравнительно низкий уровень развития восприятия (в том числе слухового).
Исследователь детских речевых нарушений профессор Р. Е. Левина, изучая закономерности формирования речи детей в норме и патологии, выделяет пять этапов, которые проходит ребенок в овладении речью. На первом, дофонемном этапе, у ребенка полностью отсутствует дифференциация звуков, понимание речи и собственно активная речь. На втором этапе возникает различие наиболее контрастных или далеких фонем, но отсутствует дифференциация близких фонем. Произношение ребенка неправильное, искаженное. Он не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает особенностей своего произношения. Ребенок одинаково реагирует на правильно произносимые слова и на те искаженные слова, которые взрослые произносят так, как их произносит сам ребенок. На третьем этапе происходят решающие сдвиги. Ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен замечать различие между правильным и неправильным произношением. Речь еще остается неправильной. Однако начинает наблюдаться приспособление к новому восприятию, выражающемуся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми. На четвертом этапе получают преобладание новых образцов восприятия звуков. Однако у ребенка еще не вытеснена предшествующая форма, он узнает неправильно сказанные слова. Активная речь достигает почти полной правильности. На пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребенок слышит и говорит правильно. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.
Практическая работа по диагностике и коррекции фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Часть 2. Практический раздел.
Для диагностико-коррекционной работы были выбраны следующие методы:
1. Практические:
-упражнения,
-игры,
-моделирование.
2. Наглядные:
-наблюдение,
-рассматривание рисунков, картин, макетов;
-прослушивание аудиозаписей,
-показ образца выполнения задания.
3. Словесные:
-рассказ,
-беседа.
4. Биографические:
-анализ анамнесических сведений,
-изучение документации.
Приемы:
Использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами, объяснениями.
Средства: рисунки, картинки, макеты, схемы, карточки с буквами, аудиозаписи и другие технические средства, наглядные пособия, музыкальные инструменты
Обследование фонематического восприятия проводится с соблюдением определенной последовательности этапов и включает анализ основных составляющих систему компонентов.
Для оценки уровня фонематического развития была разработана бальная система, результаты выполнения оцениваются по 5ти бальной шкале. Каждое задание оценивается отдельно. Критерии оценки отражают правильность выполнения задания (принятие и понимание инструкции, принятие и использование помощи, возможность исправления ошибок).
Речевой материал подобран с учетом возрастных показателей развития речи дошкольников.
Сами задания доступны по сложности и по объему для ребенка шестого года жизни с задержкой психического развития, предполагают наличие у него развернутой фразовой речи. При этом, для выполнения большинства заданий, от ребенка не требуется развернутых речевых объяснений.
Используемые в этом разделе приемы схожи с пробами, применяемыми в нейропсихологическом обследовании, и позволяют выявить у ребенка не только нарушения фонематического слуха, но и ряд других показателей: замедленность, трудности переключения, персеверации. Количественная оценка дается на основании сформированности именно фонематического восприятия, все другие показатели могут быть оценены качественно.
Методика 1. Отраженное воспроизведение слоговых радов (пар).
Инструкция: «Слушая внимательно и повтори за мной».
Дефектолог предлагает повторить серии из трех слогов (в случае невыполнения-из 2) с оппозиционными звуками. Если ребенок дефектно произносит звуки в предлагаемых пробах, обследуется различение фонем на невербальном уровне. Для этого ребенку предлагается реагировать на звуки условными движениями (хлопать в ладоши, если услышит заданный звук). Предлагаемый материал:
Да-та-да та-да-та га-ка-га ка-га-ка ба-па-ба па-ба-па ка-ха-ка
Ха-ка-ха са-за-са за-са-за са-ша-са ша-са-ша тя-ча-тя ча-тя-ча
Жа-ша-жа ша-жа-ша ща-ся-ща ся-ща-ся ра-ла-ра ла-ра-ла
ва-фа-ва фа-ва-фа
Методика 2. Отраженное воспроизведение рядов (пар) слов
Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной».
Предлагаемый материал:
Кот-год-кот том-дом-том день-тень-день почка-бочка-почка
Оценка для заданий №1, 2:
5баллов-все задания точно производятся;
4балла-имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения рядов слогов или слов, но при этом слоговая структура воспроизводится точно;
3балла-задания выполняются в замедленом темпе, в большинстве заданий ряды воспроизводятся неточно,но пары-точно;
2балла-большинство заданий выполняется только после повторных прогоровариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно, иногда ошибочно воспроизводятся и слоговые (словесные) пары;
1балл-невыполнение.
Методика 3. Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов
Инструкция: «Если я правильно назову картинку,хлопни в ладоши,если неправильно-не хлопай». Наглядный материал-картинки:санки,шляпа,старушка,птенец.
Предлагаемый материал:
Шанки-фанки-сянки-санки-танки
Сляпа-шьяпа-фляпа-шлапа-шляпа
Фтарфка-штарушка-сталуска-старушка-стаюска
Пченец-птенесь-птенец-тинеть-птинеч
Оценка:
5баллов-все задания выполнены самостоятельно и верно;
4балла-часть заданий выполняется с ошибкой, но ошибка исправляется самостоятельно;
3балла-ошибки исправляются после повторного воспроизведения;
2балла-часть заданий недоступна,при выполнении требуется повторное воспроизведение;
1балл-невыполнено
Методика 4. Изучение дифференциации звуков в произношении
Серия «А»вторение пар слов
Смешивыемые пары Предлагаемые пары
Ш-С Мишка-миска
Ж-З Рожи-розы
Ч-Т Челка-телка
Ц-С Цапля-сабля
С-Ч Каска-качка
Ч-Щ Челка-щелка
Л-Й Галька-гайка
Л-Л Галка-галька
Р-Л Рак-лак
Р-Й Марка-майка
Р-Й Моряк-мояк
П-Б Почка-бочка
Т-Д Тачка-дачка
К-Г Кости-гости
Ы-И Мышка-мишка
С-З Косы-козы
Серия «Б». Повторение фраз:
Предлагаемый материал:
Старший братишка рассказал страшную сказку.
Старушка сушила пушистую шубу.
Течет речка, печет печка.
Юля уронила форфоровое блюдце.
Чайка отличается от цапли.
У Сони цветик-семецветик.
Жутко жуку жить на суку.
В домишке жили мышки.
Оценка для заданий №4 «А», «Б»
5 баллов – все задания выполнены самостоятельно и верно
4 балла – большинство заданий выполнены верно, единичные ошибки
Исправляются самостоятельно,задание выполняются в несколько замедленном темпе
3 балла – задание выполняются в замедленном темпе, много ошибок, некоторые ошибки исправляются самостоятельно,часть заданий недоступна
2 балла – Задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступны
1 балл – Неадекватные ответы, отказ от выполнения.
Коррекционная работа по развитию фонематического восприятия дошкольников с задержкой психического развития
Работа по развитию фонематического восприятия проводится с сентября по май. В основе систематизации материала лежала последовательность работы таких авторов: Александрова Т. В., Ткаченко Т. А, Филичева Н. А. и др. Работа по формированию фонематического восприятия начинается с развития слухового внимания и слуховой памяти. С самых первых занятий используются игры и упражнения по развитию слухового внимания и слуховой памяти.
Развитие фонематического восприятия осуществляется с первых этапов коррекционной работы и проводится в игровой форме на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Работа проводится в пять этапов:
1. Узнавание неречевых звуков;
2. Различение одинаковых слов, фраз, звукооокккомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;
3. Различение слов, близких по звуковому составу;
4. Дифференциация слогов;
5. Дифференциация фонем.
На первом этапе детей учат различать и узнавать неречевые звуки, проводятся занятия на знакомство с понятием «звук».
На первом этапе используются следующие игры и упражнения:
-после прослушивания выделить и назвать неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов и др.);
-чередовать характер действий или изменять направление движений, ориентируясь на громкость или смену темпоритмических характеристик;
-запомнить и как можно точнее воспроизввести ритмический рисунок с помощью отхлопывания, отстукивания или зарисовывания;
-прослушать серию звуков и определить их количество.
На протяжении второго этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова.
-Различать на слух варианты слов, произнесенных с различной силой голоса (громко, тихо);
-Различать на слух варианты слов с различным тембром голоса;
-Различать на слух различные звукокомплексы, произнесенные различной силой или тембром голоса;
-Различать на слух голоса товарищей по силе, высоте, тембру.
На протяжении третьего этапа детей обучают различать слова, близкие по звуковому составу.
-Выделять из ряда слов, отличающихся одним звуком, заданное педагогом слово;
-Подобрать по картинкам сходные по звучанию слова. Первоначально используются более легкие слова, затем задания усложняются.
На четвертом этапе детей учат различать слоги.
Работа проводится в следующем порядке:
1. Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:
т/а-та-та
п/а-па-па
к/а-ка-ка
та-т/а-та
па-п/а-па и т. д.
2. Воспроизведение слоговых сочетаний с общим согласным и разными гласными звуками:
та-то-ту
ну-ны-на
бо-ба-бы
му-мы-ма
Помимо отраженного повторения используются игры: «Телефон», «Какой слог отличается?».
На пятом этапе детей учат различать фонемы родного языка. Работа начинается с изучения гласных, порядок знакомства с согласными определяется появлением звуков в онтогенезе. Работа проводится с опорой на различные анализаторы. На данном этапе вводятся графические обозначения звуков. Последовательность работы над звуками такова:
1. Знакомство со звуком – выделение его на слух.
2. Уточнение артикуляции звука.
3. Определение характеристик звука.
4. Выделение на слуховом уровне звука из ряда других звуков, слогов, слов.
5. Определение места звука в слове.
6. Определение твердости-мягкости согласных звуков с опорой на картинки.
7. Составление слогов, слов с заданным звуком.
8. Подбор слов с определенным звуком.
Перечень игр и упражнений на каждом этапе работы по развитию фонематического восприятие, распределение этапов работы в течение учебного года.
№ этапа Время освоения Содержание работы Перечень игр и упражнений
1 сентябрь -октябрь Учить детей узнавать и различать неречевые звуки, познакомить с понятием «звук». Упражнение «Послушай что звучит» (упражнение с баночками из различных материалов, упражнение с баночками с сыпучими материалами, «Улавливай шепотом», «Хлопки», «Запомни слова», «Кто летит, бежит, идет, прыгает?», «Заменяйка», «В мире звуков», «Угадай, кто кричит?», «Что делала Маша?», «Волшебная палочка», «Где позвонили?»
2 ноябрь Учить детей различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова.
-Различать на слух варианты слов, произнесенных с различной силой голоса (громко, тихо);
-Различать на слух варианты слов с различным тембром голоса;
-Различать на слух различные звукокомплексы, произнесенные различной силой или тембром голоса;
-Различать на слух голоса товарищей по силе, высоте, тембру.
Упражнения «Кто позвал?», «Чей голосок?», «Далеко-близко», «Необычная песенка», «Эхо», «Улиточка», «Верни слово», игра «АХ, ОХ и УХ», «Найди игрушку», «Ветер или ветерок?», «Медведица или медвежонок»
3 Декабрь-январь Учить детей различать слова, близкие по звуковому составу.
-Выделять из ряда слов, отличающихся одним звуком, заданное педагогом слово;
-Подбирать по картинкам сходные по звучанию слова. «Подбери похожие слова», «Путаница», «Найди лишнее», «Будь внимателен», «Найди себе пару», «Петрушка ошибается», «Рифмочки и рифмушки», «Добрый слон», «Подарки», «Запретное слово», «Запомни слова», «Внимательные ушки», «Слушай, смотри», «Придумай слово», «Незнайка запутался»
4 Февраль-март Учить детей различать слоги.
«Повтори, не ошибись», «Телефон», «Какой слог отличается?», «Поезд», «Назови по порядку слоги», «Слог да слог – и будет слово, мы в мгру сыграем снова», «Бабочка», «Медвежонок», «Малыш», «Веселый мяч», «Одинаковые или разные», чмстоговорки
5 Апрель-май
Учить детей различать фонемы родного языка. «Мячик мы ладошкой стук, повторяем дружно звук», «Разбежались и собрались», Упражнение «Назови слова», упражнение «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук а, о, и, и т. д», упражнение «Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук а, о, и, у и т. д.», «Ловишки», «Собираем пуговки», «Поставь символ (букву) к предмету (картинке)», «Предмет и имя», «Подарки гостям», «Сумка-задумка», «Цветик-семицветик», «Подари подарки зверятам», «Телевизор».