Светлана Горбунова
Музыкально-дидактическая игра «Музыкальное дерево» для взрослого и дошкольника старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская музыкально – дидактическая игра на воспитание художественно-эстетического вкуса детей и их родителей на примерах классического вокального оперного искусства у детей старшего дошкольного возраста «Музыкальное дерево»
Публикация «Музыкально-дидактическая игра „Музыкальное дерево“ для взрослого и дошкольника старшего возраста» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
В наше время бурного развития и насилия современного эстрадного музыкального искусства, мы стараемся нашим детям привить настоящий вкус к музыкальному искусству и культуре, который базируется на фольклоре и классической музыке. Оперная классическая музыка трудна в восприятии для детей старшего дошкольного возраста, поэтому нами была разработана музыкально-дидактическая игра на воспитание художественно-эстетического вкуса детей и родителей на примерах классического вокального оперного искусства у детей старшего дошкольного возраста. Чтобы дошкольники с интересом заинтересовались, и смогли понять и прочувствовать во всём своём великолепии оперную классическую музыку, в своей авторской разработке мы использовали игровые технологии.
Игровые технологии – это система методов и приемов, обеспечивающее у детей развитие наглядно-действенного мышления, образного, логического мышления, а так же музыкальных и творческих способностей ребёнка. Играя в дидактическую игру «Музыкальное дерево» воспитанники и их родители используют и формируют гибкое, оригинальное мышление, фантазию, получают музыкальный опыт, который позволит им в дальнейшем с интересом воспринимать, понимать оперную классическую музыку.
Совместная деятельность состоит из нескольких этапов:
1 этап: знакомство и разучивание музыкальной игры;
2 этап: усложнение варианта музыкальной игры;
3 этап: оценка продуктивной деятельности дошкольников и родителей.
Описание музыкально-дидактической игры «Музыкальное дерево».
Цель: воспитание художественно-эстетического вкуса детей и их родителей на примерах классического вокального оперного искусства у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- формирование у детей и родителей звуковысотного пения (низкий, средний, высокий голос);
- развитие у дошкольников речевой, артикуляционной и дыхательной систем;
- воспитание художественно-эстетического вкуса детей и их родителей на примерах классического вокального оперного искусства. (Опера «Снегурочка» Н. А. Римский – Корсаков).
Оборудование: магнитная доска, магниты (4 шт., музыкальный центр; музыкальные фрагменты из оперы «Снегурочка» Н. А. Римский – Корсаков.
Игровой материал и наглядные пособия: плакат с нарисованным деревом в формате (А4, вырезанные фигурки животных на магнитах (медведь, кошка, птичка, мышка, иллюстрации к опере «Снегурочка» Н. А. Римский – Корсаков.
Ход игры:
На магнитной доске висит плакат, где изображено дерево. Взрослый предлагает ребёнку придумать маленькие песенки про животных и птиц, которые там изображены (вырезаются отдельно и оборудуются магнитами) и расположить их на музыкальном дереве в соответствии со звуковысотным положением. Например: медведь поёт низким голосом, поэтому и положение его будет внизу у дерева, а птичка поёт высоким голосом, поэтому положение у неё будет на вершине дерева.
1. Медведь – «Тенор Баритонович», дети совместно с родителем придумывают и исполняют песенку в нижнем регистре на следующие слова:
«Мишка по лесу идёт, громко песенку поёт».
Песенку нужно спеть низким голосом.
Взрослый рассказывает ребёнку, что в природе существуют низкие голоса – например тенор, баритон. Такими голосами поют обычно мужчины.
2. Кошка – «Альт Муровна», дети совместно с родителем придумывают и исполняют песенку в среднем регистре:
«Кошечка мохнатая, шубка полосатая».
Песенку нужно спеть средним, обычным голосом.
Взрослый рассказывает ребёнку, что в природе существуют средние голоса – например альт. Альт - самый удобный голос для исполнения песен. Он самый распространённый среди вокалистов.
3. Птичка – «Сопрано Чириковна», дети совместно с родителем придумывают и исполняют песенку в верхнем регистре:
«Чик-чирик, чик-чирик, быстро я на ветку - прыг!»
Песенку нужно спеть высоким голосом.
Взрослый рассказывает ребёнку, что в природе существуют высокие голоса – например сопрано. Сопрано – высокий женский голос. Петь таким голосом могут дети и женщины.
4. Мышка – «Сопрано Колоратуровна», дети совместно с родителем исполняют песенку в верхнем регистре.
- «Мяу, мяу!»
- «Пи-пи-пи-пи!» - (повтор 2 - 3 раза).
Песенку нужно спеть средним и высоким голосом. (кошка – средний, мышка – высокий голос).
Взрослый рассказывает ребёнку, что в природе существуют очень высокие голоса – например колоратурное сопрано. Колоратурное сопрано – это самый высокий женский голос. В природе существует очень редко. Иметь такой голос – значит владеть настоящим сокровищем.
Вариант усложнения музыкального примера: Мышка может с музыкального дерева спускаться и подниматься, поэтому при пении можно использовать в упражнении приём - «глиссандо». Глиссандо предполагает плавный переход от одного звука к другому через все лежащие между ними звуки.
Вариант усложнения игры: После совместного исполнения песенок с детьми, взрослый совместно с дошкольником вспоминает сказку «Снегурочка» и включает музыкальные фрагменты из классической оперной музыки на разновидности вокальных голосов и показывает иллюстрации к ним:
1. Баритон - музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римский-Корсаков «Снегурочка» (партия Мизгиря) – приложение №1;
2. Тенор - музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римский-Корсаков «Снегурочка» (партия Берендея) – приложение № 2;
3. Альт - музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римский-Корсаков «Снегурочка» (партия Леля) – приложение № 3;
4. Сопрано - музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римский-Корсаков «Снегурочка» (партия Купавы) – приложение № 4;
5. Колоратурное сопрано - музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римский - Корсаков «Снегурочка» (партия Снегурочки) – приложение № 5.
Диагностика продуктивности: В конце игры взрослый с детьми проводит оценку продуктивной деятельности детей в форме - «Музыкальной угадайки». Каждому ребёнку раздаётся набор с цветными карточками в форме нотки, где каждый цвет обозначает вид оперного голоса:
Задание:
Дошкольники, ещё раз прослушав вокальные фрагменты из оперы Н. А. Римский-Корсаков «Снегурочка» должны правильно выбрать соответствующую нотку по цвету и надписи. Взрослый диагностирует и оценивает результат игровой деятельности.
Обработка результатов: Проводится путём сравнивания количества выбранных карточек и количества допущенных ошибок.
Таким образом, с помощью музыкально – дидактической игры удаётся достичь следующих результатов:
• дошкольники и их родители достаточно умело начинают ориентироваться и петь разными по высоте голосами (низкий, средний, высокий);
• знают и используют в своей речи специальную музыкальную терминологию (тенор, баритон, альт, сопрано, колоратурное сопрано);
• знакомятся с оперным искусством русского композитора классика Н. А. Римский – Корсаков;
• умеют правильно высказываться о жанре произведения и его характере;
• получают опыт незабываемого наслаждения классической оперной музыкой.
Список используемой литературы
1. Глиссандо — Википедия [Электронный ресурс]: - Режим доступа: 2.http: ru.wikipedia.org›
2. Картинки из оперы «Снегурочка» Н. А. Римский-Корсаков [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://yandex.ru/images?stype=image&lr=50&parent-reqid=1575876075404502-493103136597232144800128-man1-3565&source
3. Музыкальные фрагменты из оперы «Снегурочка» Н. А. Римский-Корсаков [Электронный ресурс]: - Режим доступа: mixmuz.ru›