яциняк наталья
Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте «Волшебная шкатулка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление детей со звуком и буквой «Т».
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
• Закреплять понятия «согласный звук», «слог».
• Учить читать слоги с новой буквой (обратные).
• Формировать способность проводить звуковой анализ слога.
• Упражнять в выделении звука: начало-середина-конец.
2. Коррекционно-развивающие:
• Развивать фонематические процессы.
• Продолжать развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, графомоторные возможности.
3. Коррекционно-воспитательные:
Публикация «Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте „Волшебная шкатулка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
• Воспитывать самостоятельность, инициативу, умение выслушивать ответы других детей.
• Воспитывать интерес детей к занятию посредством включения в него игровых и занимательных моментов.
Необходимое оборудование и материалы: зеркала, символы звука, кукла, шкатулка, касса букв на каждого ребенка, ручки, индивидуальные карточки, плоскостные изображения предметов посуды с символами игр (Приложение 1, поднос, чашки из разных материалов и разного цвета, разноцветные крышечки, ватные палочки, счетные палочки, палочки Кьюзенера и карандаши, фишки для звукового анализа.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Логопед. Встаньте дети, встаньте в круг,
Здравствуй, здравствуй, милый друг!
Будем весело играть,
Звуки, буквы изучать.
Логопед. Сегодня к нам в гости пришла сказочная девочка из страны Звуков, Букв и Правильной Речи. (логопед показывает куклу детям). А как зовут нашу гостью вы догадайтесь сами. Я назову женские имена. Самое короткое из них будет имеем сказочной гостьи: Марина, Вероника, Тома.
Дети. Тома!
Логопед. Правильно. Нашу гостью зовут Тома! Она принесла с собой волшебную шкатулку. Что же там может быть? Может там сокровища несметные лежат, а может быть шкатулочке лежит пиратский клад? А вы как думайте что может быть в шкатулке? (ответы детей)
Логопед. Поспешим ее открыть? Чтобы открыть эту волшебную шкатулку нужно повторить за мной волшебные слова и назвать звук, который часто встречается.
Только Тома утром встанет,
Так шкатулку открывает. (дети проговаривают вместе с логопедом)
Логопед. Догадались какой это звук?
Дети. Звук Т.
2. Акустическая характеристика звука
Логопед. Шкатулка не открывается! Расскажем Томе об этом звуке? Тогда садитесь за столы. Возьмите зеркало, посмотрите в него и произнесите звук "Т".
Дети. "Т-Т-Т…"
Логопед. В каком положении находятся губы?
Дети. Они растянуты в улыбке.
Логопед. Что делает наш язык, когда мы произносим звук "Т" ?
Дети. Стучит по бугоркам за верхними зубами.
Логопед. Как выходит воздушная струя? Свободно или через преграду?
Дети. Через преграду в виде языка и верхних зубов.
Логопед. А, значит, звук "Т" какой?
Дети. Согласный, твердый, будем обозначать синим цветом.
Логопед. Приложите ладонь к горлышку, когда мы произносим звук "Т" включаем ли мы голос?
Дети. Нет, горлышко молчит.
Логопед. Значит, это какой звук?
Дети. Глухой звук. (логопед выставляет на доску символы звука)
3. Фонематическая игра "Ловишки"
Логопед. УХ, ты! А шкатулка уже открылась! Сколько здесь предметов посуды. Но посуда не простая, а посуда игровая! Доставаем первую игру. (ребенок достает из шкатулки предмет посуды с символом игры и передает логопеду).
Словечки слушай, не зевай,
Слова со звуком Т - поймай.
(логопед называет слова, закрывая рот экраном, дети хлопают на слово со звуком "Т")
Дом, бант, тарелка, нос, стакан, лапы, сито, обед, мухи, утро, салатник, термос, вода
Логопед. А кто из вас был самый, самый внимательный и запомнил предметы посуды, которые я назвала.
Дети. Тарелка, сито.
4. Игра "Договорить последний звук [Т] в словах»
Логопед. Молодцы! Тома тоже знает много слов со звуком Т. Она начнет слово, а вы продолжите его звуком Т, затем повторите слово целиком.
Т: вин., бин., зон., кус., мос., лис., сала., жаке., паке. ;
5. Игра «Выбери картинки со звуком Т» (индивидуальная работа на карточках)
Логопед. Достаем следующую игру (ребенок достает из шкатулки предмет посуды с символом игры и передает логопеду). Ой, ребята! Наша гостья загрустила! В шкатулке все картинки перемешались. Поможем Томе найти картинки в названии которых есть звук "Т".
Обведите в кружок только те предметы в названии которых есть звук Т. Кто нашел первую картинку со звуком т. ?
Логопед. Назовите Томе картинки которые начинаются на звук "Т", затем которые заканчиваются на звук. А в названии каких предметов звук "Т" находится по середине? (дети называют предметы на карточке)
6. Физминутка "Чашка"
Логопед. Тома благодарит вас и приглашает на чашечку чая. Вы хотите? Выбирайте каждый себе чашку (каждый ребенок выбирает на подносе чашку). Вставайте в кружок.
Чашку в руки я беру (дети выполняют движения по тексту)
И ко рту я подношу,
Голову я наклоняю,
Чай до дна я выпиваю.
7. Игра «Один-много»
Логопед. Достаем следующую игру. (ребенок достает из шкатулки предмет посуды с символом игры и передает логопеду). Тома тоже принесла свою любимую чашку. Поиграем с ней?
Чашку ты передавай, один-много называй.
бинты – бинт,
букеты –букет,
листы –лист,
билеты – билет,
кусты – куст,
мосты – мост,
халаты – халат,
аисты – аист.
8. Пальчиковая игра «Мы топали»
Логопед. Молодцы! Достаем следующую игру. (ребенок достает из шкатулки предмет посуды с символом игры и передает логопеду). Томе уже не терпится познакомить вас с буквой. А Вы хотите? Тогда идем скорее. Выбирайте каждый по две крышечки.
Крышки пальчики обули,
Смело в них вперед шагнули.
Мы то-па-ли, мы то-па-ли, (дети проговаривают текст и одновременно
До буквы мы до-то-па-ли, шагают пальчиками по столу.)
До буквы мы до-то-па-ли,
Чуть но-ги не от-то-па-ли!
Логопед. Расскажите Томе, чем же отличается звук от буквы.
Дети. Звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем.
Логопед. Дети, посмотрите на доску. Тома написала нам букву Т. Из каких элементов она состоит?
Дети. Из двух палочек: одна стоит вертикально, а другая сверху- горизонтально.
Покажите пальчиками букву. Напишите букву на своей ладошке.
9. Игра «Мастерская букв»
Логопед. Молодцы! Достаем следующую игру. (ребенок достает из шкатулки предмет посуды с символом игры и передает логопеду). Тома приглашает вас в мастерскую букв. Выберите материал и выложите перед собой на столе букву "Т" ( детям предлагается материал: ватные палочки, счетные палочки, палочки Кьюзенера и карандаши.
Логопед. Возьмите любую букву из кассы букв и положите ее перед буквой "Т". Прочитайте слог который у вас получился. Сколько звуков в слоге? Назови первый звук в слоге, второй звук. Назовите гласный звук в этом слоге. Каким цветом мы его обозначим? Назовите согласный звук. Каким цветом мы его обозначим? (дети выполняют звуковой анализ слога)
10. Итог.
Логопед. Томе очень понравилось с вами играть! Но пришла пора с нами прощаться и возвращаться в страну Звуков, Букв и Правильной Речи. На следующее занятие она приглашает вас на Ярмарку. Посмотрите внимательно на доску и догадайтесь на ярмарку каких предметов вас приглашает Тома?
Дети. Ярмарка посуды.
Логопед. А какой одинаковый звук вы слышите в названии этих предметов посуды?
Дети. Звук "Т".
Логопед. Вам понравились игры сказочной гостьи? Мы с вами благодарим Тому и говорим ей спасибо!