Елена Мамий
Логопедическая разработка для детей с ЗПР с использованием нестандартного дидактического материала
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед, работающий с детьми ОВЗ, сталкивается с тем, что дети быстро устают и рассеивают внимание.
Поэтому цель моей работы: состоит не только в том, чтобы формировать умение правильно автоматизировать звуки и увеличивать словарный запас, но и развить вовлеченность и интерес к занятиям. Когда дети с ОВЗ получают знания в нестандартной форме, материал усваивается лучше.
Моя авторская идея заключается в том, чтобы
Публикация «Логопедическая разработка для детей с ЗПР с использованием нестандартного дидактического материала» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ЗПР. Задержка психического развития
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
проводить все упражнения для закрепления лексических тем, погружая детей в волшебный мир сказки Корнея Чуковского «Федорино горе», используя фронтальную форму обучения, включая отрывок логоритмики и «Чудо-ноутбук» (игра-сортер).
Как проходят подобные занятия?
ШАГ 1. Дыхательная и артикуляционная гимнастики.
Упражнение «Подуй на чай».
Детям раздаются стаканчики с приклеенной ватой. Учитель-логопед объясняет, что «чай» в стаканчике горячий, поэтому на него нужно подуть. По команде дети делают вдох и дуют на пар, не раздувая щек, вытянув губы трубочкой (2-3раза).
Артикуляционная гимнастика: упражнение - «Чашечка», «Блюдце»
Далее: упражнение «Посуда» - развитие мимических движений. :
Я говорю детям:
когда была грязная посуда у Федоры, покажите, как вам было неприятно.
А теперь посуда стало чистой, как она обрадовалась?
ШАГ 2. ЧИСТОГОВОРКА.
Дети рассказывают отрывок из сказки наизусть, тем самым закрепляя автоматизацию звуков, развивая память и мышление.
ШАГ 3. Пальчиковая гимнастика с добавлением логоритмики.
Продолжаю вводить детей в сюжет сказки «Федорино горе», читаю отрывок из сказки и задаю наводящие вопросы по прочитанному («Ребята, как вы думаете, почему от Федоры убежала посуда?» «А если посуда грязная, что с ней нужно сделать?»)
Далее - пальчиковая гимнастика с добавлением логоритмики «Моем посуду». Пропиваем с движениями.
Для наглядности и большего интереса в группе появляется главный персонаж сказки.
ШАГ 4. Обучение грамоте с использованием «Чудо-ноутбука».
После того, как дети произнесли отрывок из стихотворения, они составляют сами эти слова на «Чудо-ноутбуке».
Я использую в своей работе «Чудо-ноутбук» - это настольная игра-сортер для развития речи, изучения букв и слов. Рамка – вкладыш из дерева с буквами помогает в изучение русского алфавита, обучение грамоте. Игрушка для малышей является полноценным пособием для занятий с логопедами и дефектологами. В комплект входят 66 магнитных деревянных фишек с буквами,10с цифрами и 3 с математическими знаками, деревянная рамка,15карточек. Остальные карточки мы с детьми изготавливаем сами в зависимости от лексических тем.
Шаг 5. Рефлексия.
Подводим итог к концу недели с детьми и делаем анализ, (чему дети научились, задаем вопросы.
ИТОГ.
Авторские идеи в работе с детьми ОВЗ, а именно «Чудо-ноутбук» и погружение в сказку:
повышают интерес к занятиям;
активизируют внимание;
актуализируют и систематизируют словарный запас по лексической теме: «Посуда»
повышают вовлеченность ребенка в процесс;
способствуют формированию параллельно понимать содержание произведения, сопереживать героям, участвовать в беседе, воспроизводить знакомые отрывки из произведений;
развивают творческое воображение.
Проводим работу с аудиторией. Для этого понадобятся 4 человека.
Атрибутика: доска Мольберт, мелки, игра Чудо-ноутбук (игра-сортер, карточки. Для автоматизации звуков и запоминания лексической темы «Посуда» :
Скачет сито по полям,
Чередование положений кулачки-ладони.
А корыто по лугам.
Чередование положений ладони-замок.
За лопатою метла. Пальчики подняты вверх
Вдоль по улице пошла. Пальчики здороваются
А за нею вилки, рюмки да бутылки. Коза – ладони (чередовать)
Чашки да ложки
Скачут по дорожке 4 хлопка.
Затем воспроизводим слова по карточкам на Чудо-ноутбуке.
В заключении хотелось бы сказать, что работать с детьми с ОВЗ труднее, нужно постоянно создавать новые условия, заинтересовывать, концентрировать внимание ребенка, но после проделанной работы, получая положительный результат приятнее в разы. Закончить свой доклад хочется отрывком стихотворения:
Терпение и творчество,
Упорство и победа-
Вот главные задачи
В работе логопеда. (Колтыгина Л. С.)