Елена Барсукова
Автоматизация звуков в системе комплексной коррекции
▼ Скачать +Заказ
Важным этапом коррекционного обучения детей с дизартрией и с общим недоразвитием речи является автоматизация поставленных логопедом звуков. Для каждого звука предполагается длительная система закрепления в слогах, словах, фразах и т. д. Насколько хорошо будет проработан каждый этап работы над звуком, зависит качество звукопроизношения в самостоятельной речи ребенка. При этом, у детей с дизартрией часто имеется и другая патология речи, связанная с ограничением лексики, грамматическими нарушениями, недостаточная сформированность связной речи. Это требует дополнительного времени для устранения и дефектов звукопроизношения, и коррекции лексико-грамматических нарушений. Поэтому педагогически целесообразным является комплексный подход к коррекции на этапе автоматизации звуков и устранения аграмматизмов в речи ребенка, согласуя также с изучаемой лексической темой. При этом, материал максимально должен быть насыщен изучаемым звуком во всех упражнениях.
Публикация «Автоматизация звуков в системе комплексной коррекции» размещена в разделах
Например, автоматизация звука (Л). Отработав правильное звукопроизношение в слогах, словах, отрабатываем грамматические категории:
• Согласование существительных с числительными, на базе закрепляемого звука (Л) и лексической темы «мебель». Ребенку предлагают сосчитать предметы-картинки стол, стул, полка, лавка, кресло, в игре: «1-2-5»
• Согласование существительных с прилагательными в роде, числе: в игре «Подарочки для Аллочки». Ребенок берет по одной картинке и называет; Я подарю Аллочке желтый стол (голубой стул, белую полку…. и т. д., в каждом слове выделяя звук (Л) длительно.
]Усвоение изучаемого звука (Л) с использованием предложных конструкций в игре «Прятки» - Куда спряталась кошка Милка?. Можно использовать мелкие игрушки и по демонстрационному действию ребенок составляет предложения об увиденном, например: Кошка Милка спряталась под стол; или Милка залезла на стул; Милка забежала за лавку, …. – Откуда выбежала Милка? – Милка выбежала из-под стола, …и т. д.
• Закрепление звука (Л) в согласовании существительных с глаголами прошедшего времени в игре «Что делала кукла Лола?». Логопед рассказывает историю о том, как все ушли из дома и кукла осталась одна, что она делала целый день. Ребенку предлагаем по опорным картинкам называть только слова-действия куклы. Для игры используются предметные картинки подсказки, например: «кровать» – кукла Лола спала, встала, оделась,.
«ванная» – умылась, причесалась;
«кухня» – покушала, пила,
«тарелка» - вымыла, поставила.
«одежда, обувь» - оделась, обулась
«лестница» - спустилась, вышла,
«двор» - гуляла, бегала, играла….
«дом, стол, стул» - сидела, рисовала
«тетрадь» - писала
«книга» - читала
«телевизор» - смотрела
«микрофон» - пела и т. д.
**Каждый раз логопед добивается и напоминает правильное длительное выделение изучаемого звука (Л).
• Закрепление правильного произношения звука (Л) в существительных и в согласовании с притяжательными местоимениями «мой», «моя», «мои». Игра «Мой - моя». Ребенку предлагают набор предметных картинок, содержащих изучаемый звук в разных позициях, и куклу, у которой был день рождения и ей подарили целую коробку подарков. Вечером, когда пришли гости, кукла стала показывать свои подарки. Ребенок берет по одной картинке и называет: «Это моя палатка. Это мой стол. и т. д. Дополнительно можно уточнить, для чего кукле палатка? Зачем ей стол?. и т. д.
• Работа с деформированным текстом, закрепляя звук (Л) в синтаксических конструкциях. Игра «Так бывает или нет, ну-ка быстро дай ответ».
Логопед читает:
* Осенью к нам прилетают ласточки. –….
* Бабочка ловит Милу. –….
* Дочка Алла укладывает маму спать. –….
* Калач испек бабушку. –…
* Ночью Луна выла на волка. –….
* Дупло искало белку. –….
* Ствол елки стучал по дятлу. –…. и т. д.
Эти игровые упражнения можно использовать в коррекционной работе с детьми по автоматизации любых звуков, отрабатывая правильное звучание в специальных игровых лексико-грамматических заданиях.
Таким образом, значительно повышается эффективность работы с ребенком в системе комплексной коррекции.