Ирина Белозерцева
Автоматизация звуков через игру
▼ Скачать +Заказ
Автоматизация звуков через игру
Игра - основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него всех психических процессов. Именно в игре ребенок познает мир, самого себя, развивает мышление и воображение, общается, осваивает язык, приобретает умения и навыки, уточняет, закрепляет знания. Наша задача сделать этот процесс максимально увлекательным и результативным. Использование игры в коррекционной работе, имеет ряд преимуществ:
Публикация «Автоматизация звуков через игру» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
- осуществляется повышение мотивации к логопедическим занятиям;
- предотвращается утомляемость детей на занятии;
- развиваются внимание, зрительно моторная координация, познавательная активность;
- происходит незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;
- осуществляется быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.
Для развития артикуляционного аппарата, когда необходимо заинтересовать детей, разнообразить артикуляционные упражнения, внести в них положительную эмоциональную окраску можно использовать следующие игровые приемы:
«Лягушка»
Цель: развивать артикуляционную моторику и мелкую моторику рук.
Материал: лягушка с тряпочным языком, плоскостное изображение губ при произнесении звуков [а], [о], [у], [и], [ы], [э].
Вариант 1. Взрослый показывает положение языка одновременно рассказывая артикуляционную сказку.
Вариант 2. Ребенок выполняет артикуляционное упражнение и дублирует положение языка с помощью макета.
«Логокуб»
Ребенок бросает кубик и выполняет то артикуляционное упражнение, символ которого выпал.
Для усиления эффективности коррекционного воздействия, можно добавить биоэнергопластику. Смысл в том, что артикуляторные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой, затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации, произвольности поведения, внимания, памяти и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности. На начальном этапе педагог, демонстрируя артикуляционное упражнение (на первом занятии проводятся 2-3 артикуляторных упражнения) сочетает его с движением кисти одной руки. В процессе выполнения детьми артикуляционных упражнений педагог привлекает внимание детей к одновременности выполнения артикуляционных движений с движениями кисти рук. На последующих занятиях постепенно подключается кисть второй руки. Особое внимание необходимо обращать на четкость выполнения каждого движения.
При автоматизации изолированного звука и в слогах можно использовать следующие упражнения с движением рук, что ускорит закрепление звуков в речи. Ребенок выполняет пальчиковые упражнения, синхронно произнося слог.
«Говорящие руки»
Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить Ш., а правую А. Давай попробуем! Педагог берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение Ш с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается говорить А. поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш – А, Ш – А. Постепенно пауза между звуками сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.
«Ступеньки»
Перед ребенком «ступеньки». Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно проговаривая слоги. Другой вариант, ступеньки выкладываются из палочек самим ребенком. Задание остается прежним.
«Ромашка»
Распечатана крупная ромашка, в центре которой написана согласная буква (р, л, ш и т. д.). На лепестках ромашки гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги. Упражнение проводится с детьми 5 – 7 лет, которые знают буквы.
«Раз – шажок, два – шажок»
Ребенок стоит руки на поясе. Педагог предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг, повторяя заданный слог или ряд слогов.
«Добавляй слог»
Логопед, бросая мяч называет начало слова, а дети заканчивают нужным слогом: ли – СА, ко – СЫ, у – СЫ.
«Массажный мячик» (су-джок)
Вариант 1. Ребенок выполняет пальчиковое упражнение, синхронно произнося слог и нажимая на «колючие мячики» все пальцы с большим по очереди (сначала одной руки, затем другой, далее обеих рук).
Вариант 2. Ребенок сжимает мячик, одновременно произнося звуки (слоги) (сначала одной рукой, затем другой, далее обеих рук).
Вариант 3. Ребенок катает мячик по столу, одновременно произнося слог (сначала одной рукой, затем другой, далее обеих рук).
«Дерево», «Кошелек», «Торт»
Произнося автоматизированный слог ребенок, украшает торт, собирает монеты.
Предложенные игры помогут удержать внимание, развить мелкую моторику ребенка. Закрепление каждого звука сопровождается движениями пальцев рук, так как движения пальцев способствуют более быстрому усвоению отрабатываемого звука и введению его в речь.
На этапе автоматизации звуков в словах и предложениях можно использовать следующие дидактические игры.
«Лабиринт»
По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, рисует маркером (позже просто прослеживает глазами, проговаривая звук.
«Солнышко»
Перед ребенком лежит солнышко и картинки с автоматизированным звуком. Ребенок украшает солнышко, картинкой называя ее. Затем закрывает глаза, а педагог убирает картинку. Ребенок определяет, какой картинки не стало, и определяет позицию звука в слове.
По такому же принципу проводятся игры: «Украсим елочку», «Собери бусы», «Соберем цветочки», «Собери яблочки».
«Куча мала»
Перед ребенком лежат картинки с определенным звуком. Педагог просит сложить из картинок, а затем разобрать кучу – малу. На голубе флаг, на флаге лошадь, на лошади лопата, на лопате ладони. Если произнося текст, игрок допускает ошибку, в игру вступает другой игрок. Во втором туре игры дети складывают кучу – малу без картинок.
«Скажи столько же раз»
Вариант 1. Бросить кубик, посчитать точки. Ребeнок должен сказать заданный звук столько раз, сколько точек выпадает на кубике (опора на зрительный анализатор). Выбрать одну из перевернутых карточек, посчитать, сколько нарисовано кружков (квадратиков, цветочков т. п., сказать звук столько же раз.
Вариант 2. Ребeнок послушает, сколько раз логопед хлопнет, топнет, ударит в бубен и т. п. и говорит столько же раз нужный звук (опора на слуховой анализатор).
Вариант 3. Ребeнок закрывает глаза. Логопед ударяет несколько раз пальцем по ладошке ребенка. Малыш считает и проговаривает звук нужное количество раз (опора на кожно-кинестетический анализатор).
«Рыбаки»
Перед ребенком раскладываются картинки с определенным звуком, и дополнительные картинки с другими звуками. Ребенок держит в руках удочку и по сигналу должен поймать все картинки с заданным звуком.
«Ходилка»
Ребенок передвигает фишку по инструкции логопеда, каждый раз называет картинку, на которой оказалась фишка. После нескольких ходов логопед просит рассказать по порядку весь путь.