Елена Корниенко
Конспект занятия «Автоматизация звука [р] в открытых слогах и словах с ними»
▼ Скачать
Цель урока – закрепить навыки правильного произношения звука [р] в открытых слогах и словах с ними.
Задачи урока:
- закрепить навыки согласования существительных с числительными;
- упражнять в образовании родственных слов, а также прилагательных от существительных;
- формировать умение пересказывать текст с опорой на картинку, кратко и точно выражать свои мысли;
- развивать артикуляционную и мелкую моторику, правильное дыхание;
- развивать зрительное и фонематическое восприятие, внимание, мышление;
- воспитывать самоконтроль за речью, интерес к достижению результата.
Публикация «Конспект занятия „Автоматизация звука [р] в открытых слогах и словах с ними“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Оборудование: рисунок профиля артикуляционного уклада для звука [р], предметные картинки, зеркало, звуковая дорожка, игрушечная машинка, камешки «Марблс», иллюстрация к рассказу К. Д. Ушинского «Рыжик», части пазла со слогами.
Предварительная работа:
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Дыхательная гимнастика.
4. Уточнение артикуляционного уклада звука [р].
Речевой материал:
1. Стихотворения для проведения артикуляционнной и пальчиковой гимнастики.
***
Если выполним зарядку –
Звуки будут все в порядке!
Губки улыбаются-
Зарядка начинается!
Чашечка
Чашечка широкая,
Чашечка глубокая.
Чашку чая наливаю-
Маму с папой угощаю.
Индюк
Вот индюк стоит болбочет,
Он, наверное, кушать хочет.
Или может он ворчит-
У него сердитый вид.
Часики
Тик-так, тик-так,
Ходят часики — вот так.
Стрелка стрелку догоняет.
Наше время отмеряет.
Качели
Вверх и вниз легко несусь.
Маляр
В дом маляр к нам приходил
Потолки все побелил.
Язычок я поднимаю-
Словно кисточкой махаю.
Лошадка
Звонко цокают подковы
Пыль стоит столбом.
На лошадке скачет Вова-
Радует всех кругом.
Барабан
Бум-бум, бам-бам,
У меня есть барабан.
Я в него весь день стучу
Барабаню, что хочу.
Грибок
Широкая шляпка
И крепкая ножка.
Хороший грибок
Положу я в лукошко.
Гармошка
Я играю на гармошке
У прохожих на виду.
Язычок прилип к нёбу-
Отлепить я не могу.
Пулемёт
Автоматчик будешь ты
Т-т-т произноси.
Быстро пули выпускай,
Метко в цели попадай.
***
Раз, два, три, четыре,
Пальцы крестиком сложили
Крестик раз, крестик два –
Очень ловкая игра!
2. Слоги и слова.
Ра-ра-ра – рак ры-ры-ры-рыба ро-ро-ро-рот
Ра-ра-ра-рама ры-ры-ры-рысь ро-ро-ро-ров
Ра-ра-ра-радуга ры-ры-ры-рынок ро-ро-ро-роза
Ра-ра-ра-ракета ры-ры-ры-рыбак ро-ро-ро-робот
Рама, мама, лама нога, розы,козы Тома, дома, ручка
Тучка, рыба, Рома руки, лук, косы рысь, высь, рынок.
3. Предложения.
У Раи барабан. У Ромы гитара. У Ромы огород.
У Ромы барабан. У Раи гитара. У Раи огород.
4. Рассказ К. Д. Ушинского «Рыжик».
Был у Рыжухи жеребёнок. Жеребёнок был рыжий-рыжий. И Жора назвал его Рыжиком. Рыжик был маленький, слабенький и еле держался на своих тоненьких ножках. Жора любил Рыжика, жалел его, ухаживал за ним. Когда Рыжик подрос, Жора стал водить его на лужайку. Рыжик бегал по лужайке, а потом ложился отдыхать под стожок. В жару Жора водил Рыжика купаться. Рыжуха купалась сама. А Рыжика купал Жора.
5. Стихотворение для дидактической игры.
Барашек, барашек
Покажи рога
Дам тебе я сахару
Кусочек пирога
Кто я?
6. Стихотворение для физминутки.
Рано-рано поутру
Я скачу как кенгуру
Так я весело скакал,
Что немножечко устал.
7. Стихотворение для заучивания.
Тара-тара-тара-ра! Поднимайся, детвора!
Поднимайся, детвора – в детский сад идти пора!
Туру-туру-туру-ру! Поднимаем детвору.
Поднимаем детвору – туру-туру-туру-ру!
Тыры-тыры-тыры-ры! Нету дома детворы!
Используемые технологии (методы) :
1. Отражённое проговаривание.
2. Пересказ с опорой на картинку.
3. Дидактическая игра.
4. Работа с шариками «Марблс».
5. Складывание пазлов.
6. Декламирование стихотворений.
План занятия :
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Дыхательная разминка.
4. Уточнение артикуляционного уклада звука [р].
5. Работа с речевым материалом.
6. Физминутка.
7. Подведение итогов.
Ход занятия:
1. Комплекс артикуляционной гимнастики для звука [р].
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Дыхательная гимнастика
Упр. «Повороты» (по Стрельниковой)
И. п. – то же. Повороты головы направо и налево. Короткий, шумный, быстрый вдох носом делать в конечной точке каждого поворота (крылья носа слегка втягиваются и сжимаются).
4. Уточнение артикуляционного уклада звука [р]. Показать рисунок артикуляционного уклада для звука [р]. Принять положение артикуляционных органов, как показано на рисунке и по подражанию учителю.
• Губы раскрыты, нейтральны.
• зубы разомкнуты.
• Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
• Широкий кончик языка понят к альвеолам и вибрирует.
5. Произнести звук [р] длительно на одном выдохе громко, тихо и шёпотом. Используем звуковую дорожку или движение игрушечной машинки по заданной траектории.
6. Произнеси слоги и слова. Для разнообразия занятия рекомендуется использовать шарики «Марблс» или разноцветные стелкянные камешки. Выкладывать их по контуру геометрических фигур или выкладывать дорожку.
7. Запомни и повтори слова со звуком [р]. Ребёнок отражённо повторяет за логопедом слова с опорой на предметные картинки: рама, мама, лама и т. д.
8. Посчитай от 1 до 10 и обратно со словами : рыба, рыбак, рыбка. Счёт от 1 до 10 и обратно можно сопровождать выкладыванием стеклянных камешковили камешков «Марблс» (нанизывание колец пирамиды, складывание кубиков один на другой, перебирание бусов и т. д.).
9. Измени предложения по образцу: У Ромы барабан – Это Ромин барабан. Ребёнку показываются картинки Ромы и Раи.
10. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Рыжик». Показать предварительно детям иллюстрацию к рассказу. Они внимательно слушают, а затем пересказывают.
8. Дидактическая игра «Барашек»
На стуле сидят спиной к детям водящий. Остальные по очереди подходят и произносят стишки. Кого узнали, тот заменит барашка.
11. Закончи слова каждой колонки одним из слогов ра, ро, ру или ры. Используем игру «Пазл». Ребёнок подбирает к слогу необходимый слог для получения слова.
но- пе- ша- впо-
го- ско- го- кенгу-
ды- вед- но- поут-
жа- озе- кома- в го-
12. Физминутка
Строки стихотворения сопровождаем соответствующими движениями с опорой на зрительный показ.
13. Ребёнок читает стихотворение либо самостоятельно либо отражённо за логопедом. Стихотворение сопровождаем ритмичным маршированием.
Список используемой литературы:
1. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука р у детей 5-7 лет – М. : Издательство ГНОМ, 2016. – 48 с.
2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения – М. : Издательство ГНОМ, 2014. – 216 с.
3. Нищева Н. В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков [л], [л’], [р], [р’] – СПб. : Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. – 23 с.
4. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми – М. : Издательство ВЛАДОС, 1994. – 344 с.