Ольга Каплёнова
Конспект занятия по речевому развитию и автоматизация звука [Р] «Путешествие в страну Правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие в страну Правильной речи»
автоматизация звука «Р»
Программное содержание:
• Закрепить произношение звука Р в словах, в слогах, в предложениях;
• Развивать фонематический слух, мелкую моторику, графомоторные навыки (крупную моторику, интонационную выразительность, внимание, память, мышление;
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию и автоматизация звука [Р] „Путешествие в страну Правильной речи“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• Формировать лексико - грамматический строй речи обогащать словарный запас детей, активизировать словарь глаголов, образованных приставочным способом;
• Закрепить умение делить слова на слоги;
• Воспитывать желание правильно и красиво говорить, следить за своей речью, а также любознательность, навыки культурного поведения, целеустремленность.
Ход занятия
Дети заходят в группу становятся полукругом, логопед обращается к детям:
- Послушайте стихотворение «Карапузы», которое написал Владимир Суслов
Карапузы
По дорожке не спеша, шли четыре малыша,
Разговаривали:
- Поигаем что ли в пятки!
- Луссе в мясиу на плосядке!
- Вот пвидумав! Под говою
Вучше в вунки поигать.
«В пятки»? «В вунки»?
Что такое. Ничего не разобрать.
- Карапузы, что случилось?
Может, горло засорилось?
Может, каши полон рот?
Может быть, мешает где-то
За щекой у вас конфета?
Говорить вам не дает?
Но мальчишки убежали
И опять залопотали от меня не вдалеке
На каком-то очень странном –
Не родном не иностранном – карапузьем языке.
Логопед: Ребята вам понравилось это стихотворение? Вам понятно было, о чем говорили карапузы. Почему было не понятно? Скажите, пожалуйста, а для чего нужно уметь правильно и красиво говорить?
Ребята, а давайте мы с вами отправимся в путешествие по дороге Правильного Произношения в страну Чистой Речи. Сегодня нам с вами предстоит работа со звуком Р
Но сначала мы подготовим наш речевой аппарат к правильному произношению звуков.
1. Давайте сделаем зарядку для язычка:
Не устала ты пока, покажи моя рука:
Это правая щека, это левая щека.
Ты сильна, а не слаба, здравствуй верхняя губа,
Здравствуй нижняя губа, ты не меньше мне люба!
Есть у губ одна черта, в них улыбка заперта:
На лице она живет, то куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратиться,
Грусть тоска её боится.
А вокруг – то целый ряд – зубки нижние стоят:
Боковые слева, справа, впереди зубов оправа.
Подбородок тянем вниз, чтобы с челюстью отвис.
Там к прогулкам не привык, робко прячется язык.
Небо вместо потолка есть во рту у языка
Челюсть ниже опускаем, язык к небу поднимаем,
Поведем вперед-назад,
Наш язык – работе рад.
Мы оближем губки наши – будут чище, будут краше
Отдохнем на верхней губке и на нижней полежим,
А теперь как конь красивый мы по травке побежим.
Это кто на тонкой ножке там стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка, шляпка есть, нет головы.
Интересная картинка - есть и кончик,
Есть и спинка, боковые есть края,
Все про ротик знаю я!
Логопед: Молодцы ребята, а сейчас давайте выложим схему произношения звука Р (ребенок выкладывает схему произношения звука Р на мольберте) Дети дают характеристику звука Р.
Р рычит, как тигр и рысь,
Не пугай нас, буква, брысь!
Встань в хорошие слова:
Речка, ветерок, трава!
Ребята, на что похожа буква Р?
3. Изолированное произношение «Моторчик»
Логопед: Ребята, давайте заведем моторчик. Сделаем глубокий, короткий вдох, выдыхаем на кончик языка, чтобы язычок задрожал.
Р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р-р (Выполнять 2-3 раза)
А сейчас наши вежливые пальчики поздороваются. А помогут нам здороваться «человечки настроения»
Логопед показывает личико, с изображением различных настроений, а дети здороваются пальчиками:
Ра-ра-ра-ра – без эмоций
Ро-ро-ро-ро- вопросительно
Ру-ру-ру-ру- грустно
Ры-ры-ры-ры-радостно
Логопед: Хорошо, а сейчас я ложками отстучу ритм, а вы озвучите слогами.
Логопед отстукивает ритм: //, / //, // //…., а дети произносят: ра-ра, ро – роро….
Логопед: Прекрасно, я думаю, что теперь мы с вами готовы к выполнению заданий.
Ребята, посмотрите внимательно и найдите лишнюю картинку. Почему она лишняя?
На столе выложены картинки:
- робот, стол, ракета, катер – нет звука Р.
- ручка, карандаш, роза, робот – везде звук Р в начале, а тут в середине и т. д.
Логопед: Замечательно! А сейчас давайте поможем Буратино найти каждому предмету пару.
Ракета – катер – транспорт; ручка – карандаш – школьные принадлежности…
Логопед: Прекрасно, вы настоящие помощники. Но Веселому Карандашу тоже нужна помощь. Давайте подскажем ему, что он забыл нарисовать. Очень хорошо!
На мольберте изображена картина (картинки) с недостающими деталями: У робота нет руки. На портрете забыл нарисовать рот. И т. д.
Логопед: Ребята, вы знаете, что слова бывают длинные и короткие, простые и сложные. Сейчас мы с вами будем объяснять значение сложных слов.
Игра «Объяснялочка».
Логопед произносит слова, а дети объясняют почему оно так называется.
Короед – ест кору, полотёр – полы трёт, водопровод – проводит воду, мясорубка – рубит мясо, хлеборезка – режет хлеб, сороконожка – сорок ножек ….
Логопед: Ребята, а сейчас мы с вами будем делить слова на слоги, с помощью разных способов. А поможет нам в этом веселый паровозик, я покажу картинку, а вы поделите данное слово на слоги и поместите её в тот вагончик, в котором столько же окошечек, сколько слогов в слове.
Игра «Сколько слогов?».
Логопед: Ребята, а сейчас мы с вами будем делать одно и то же, но по-разному, будем сыпать.
Перед вами три стакана с крупами (рис, гречка и перловая крупа). Назовите их. Выберите ту крупу в названии которой звук Р твердый.
Опыт с крупой.
• Аня сделай так, чтобы перловая крупа оказалась в пустом стакане. Что ты сделала? (насыпала перловую крупу)
• А сейчас пусть крупы станет больше. Что ты сделала? (досыпала)
• А сейчас пусть перловой крупы станет еще больше. Стакан полный? (недосыпала)
• А сейчас пусть перловая крупа окажется в другом стакане (пересыпал).
• Пересыпь, пожалуйста, еще раз, (рассыпал)
• А сейчас сделай так, чтобы стакан был пустым. (высыпал перловую крупу)
Логопед: Хорошо, а сейчас пришло время отдохнуть
Игра с мячиком «ежиком» :
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Буд-то я сметаю крошки
И сожму его немножко.
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну,
А теперь последний трюк:
Мимо глаз мяч пронесу.
Логопед: Ребята, посмотрите на картинки, которые разложены на столе, возьмите каждый по две картинки. Определите где находиться звук Р в данных словах : в начале, середине или в конце. И поселите их в соответствующий домик.
Игра «Посели жильцов в дом»
Логопед: Молодцы ребята, вот вы и выполнили все задания, а сейчас ребята давайте присядем, закроем глаза, до 5 считать начнем 1,2,3,4,5, и, наверное, мы с вами в страну Правильной речи попадем (в это время снимается занавес с мольбертов, украшенных буквами, цветами, расстилается полянка)
Ребята открывайте глаза – посмотрите – вот мы и попали в страну Чистой и Правильной речи.
• Вам понравилось путешествовать?
• А что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?
• Ребята, а скажите пожалуйста, что надо делать для того, чтобы правильно и красиво разговаривать?
Дети: надо заниматься, следить за своей речью, стараться и очень много трудиться.
Логопед: Дети, а давайте расскажем пословицы, которые вы знаете о труде.
Дети: Не будь тороплив, а будь терпелив.
Терпенье и труд все перетрут.
Труд кормит, а лень портит.
Землю красит солнце, а человека труд.
Логопед: Молодцы! Я очень хочу, чтобы вы всегда оставались в стране Чистой и Правильной речи, а для этого, вы правильно сказали, всегда нужно следить за своей речью, стараться правильно и красиво говорить.