Эльмира Акифьева
Автоматизация и дифференциация звуков с использованием ритмических рядов
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи, автоматизация поставленных звуков, предполагает активное взаимодействие учителя – логопеда, воспитателей группы и родителей. Причём чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых.
Что такое автоматизация звуков?
Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя три этапа: подготовительный этап, этап постановки звука и автоматизация звука.
Публикация «Автоматизация и дифференциация звуков с использованием ритмических рядов» размещена в разделах
Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л. С. Волковой). Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Автоматизация звука - это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка.
На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи : в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи легче, доступнее всего это происходит в режимных моментах: в игре, игровых упражнениях, пальчиковых, речевых, малоподвижных, дидактических играх.
На сегодняшний день выбор методического материала для автоматизации звуков достаточно разнообразен. Есть варианты цветных и чёрно-белых дидактических пособий.
В своей коррекционной работе в логопедической старшей группе на этапе автоматизации поставленных звуков я очень давно использую ритмические ряды. Этот метод работы используется и воспитателями в закрепление коррекционной работы по заданию логопеда и родителями в качестве домашних заданий.
Ритмическая способность человека является одной из универсальных базовых способностей. Ритм – первоначальная форма связи человека с жизнью, временем, его здоровьем. Моторный ритм влияет на становление речевых механизмов.
Чувство ритма является одной из основ формирования слоговой структуры слова. А формирование слоговой структуры влияет на успешность овладения чтением и письмом.
С помощью ритмического ряда на автоматизацию звука ребенок может зрительно увидеть последовательность, поможет закрепить чёткое произношение поставленного звука, поможет ему научиться переключаться с одной артикуляционной позы на другую. А ведь именно от способности переключаться зависит качество письма и чтения, где ребенок должен переключиться от одной буквы к другой с последующим их соединением.
Используя таким образом ритмические ряды, я обязательно учитываю речевые способности ребёнка, не использую слова с не поставленными звуками, а также учитываю во внимание возрастные критерии предъявления вариантов последовательностей в ряду - 1:1 (2-3 года, 2:1, 1: 1:1, 1:2 (4-6 лет).
Ритмические ряды представляют собой ряды последовательности чёрно-белых картинок, в названии которых есть автоматизируемый звук.
Так, например, для автоматизации звука [Ж] в словах я использую такой ритмический ряд :
Так, например, для автоматизации звука [Р] в словах я использую такой ритмический ряд : рак – рот
Такие ритмические ряды я составляю также для дифференциации поставленных звуков, например, ритмический ряд с дифференциацией звука [К] и [Х] в словах : муха – мука
Ритмический ряд с дифференциацией звука [Ш] и [С] в словах : мишка – миска
Использование ритмических рядов в процессе автоматизации и дифференциации звуков очень удобно и продуктивно не только в отработке на индивидуальных занятиях в детском саду, но и при отработке домашних заданий.