Глушкова Наталья Владимировна
АВА терапия — формирование навыков адаптивного поведения у детей с ментальными нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
АВА терапия-формирование навыков адаптивного поведения у детей с ментальными нарушениями.
Здравствуйте, все неравнодушные! Тема данной статьи с одной стороны простая и во многом понятна, но если вникнуть, то получается, что снова все сводится к индивидуальности ребенка, а здесь как вы понимаете шаблонов быть не может! Все дети разные, а дети с ОВЗ тем более, так как нарушения, их степень, сопутствующие заболевания, уровень развития семьи, особенности воспитания, начало и качество коррекционной работы и многое другое, все это имеет большое значение в вопросе адаптации ребенка в социуме. И только ли про социум может идти речь, когда мы говорим об адаптивном поведении. Давайте попробуем разобраться и выяснить, какие существуют сложности, особенности и приоритетные направления работы в рамках данной темы. Для начала предлагаю обратиться к понятиям, чтобы всесторонне разобрать вопрос, в том числе его научную сторону и терминологию. Адаптивное поведение – модель поведения, предполагающая тактику приспосабливания. Для адаптивного поведения важен ряд предпосылок: сознательное включение человека в деятельность, высокий уровень инициативности, эмоциональный уровень субъекта выше среднего. Адаптивное поведение проявляется со стороны индивида во время его взаимодействия с окружающим миром – чаще всего речь идет о группе людей, в которую попадает данный субъект. В качестве примера можно привести процесс «вживания» нового сотрудника в новый коллектив. Однако адаптивное поведение личности проявляется и в кризисных ситуациях глобального масштаба, будь то природное стихийное бедствие или ядерная война. Механизм адаптивного поведения заключается в преодолении трех основополагающих фаз. Начальная фаза протекает хаотично – в ответ на внешний раздражитель в организме запускаются физиологические процессы, которые требуют напряженной работы органов, вследствие чего организм быстро истощается. Вторая фаза является переходной – на этом этапе организм получает возможность приспособиться к новым условиям, выработав новую систему функционирования. Последняя фаза называется устойчивой или долговременной адаптацией. На этом этапе организм, выработавший ранее подходящую систему, начинает функционировать в
Темочки:
новом режиме, позволяющем экономить энергию. Таким образом, адаптация требует от субъекта не только психологических изменений, но и физиологических предпосылок. Ментальные нарушения – тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего страдает способность к социальному взаимодействию и поведению. У таких детей отмечаются нарушения интеллектуального развития, возникающие на ранних этапах развития. Дети с ментальными нарушениями имеют ряд специфических особенностей, которые проявляются: в отставании сроков и темпе развития; инертности, пассивности, отмечаемых во всех сферах жизнедеятельности ребенка; существенном недоразвитии моторных и речевых функций; несформированности когнитивной деятельности; примитивности интересов, потребностей, мотивов; снижении познавательного интереса; нарушении эмоционально-волевой сферы. Степень проявления этих нарушений варьируется от легких до глубоких форм. Как же формировать это адаптивное поведение, для которого нужен ряд предпосылок, которые, в свою очередь, могут быть на очень низком уровне развития у детей с ментальными нарушениями? Вывод напрашивается один. Нужна работа, направленная на коррекцию и развитие этих предпосылок. А если ребенок с тяжелыми поражениями, которые не поддаются коррекции, то и здесь есть решение – нужно работать с сохранными функциями. Просто родителю важно понимать, что у каждого ребенка будет свой адаптационный путь и своя личная планка успешности формирования адаптивного поведения. Чтобы идти за ребенком, в первую очередь, нужно знать ребенка, при чем со всех сторон, т. к. комплексный подход это один из базовых принципов работы в данном направлении. И чем раньше будет проведена диагностика, тем лучше. К счастью диагностических методик много, к ним можно отнести и наблюдение и сбор заключений узких специалистов, характеристика поведения ребенка в разных ситуациях. Затем желательно со специалистами (невролог, психиатр, дефектолог, психолог, логопед, педиатр, ортопед и т. д.) описать примерную зону ближайшего развития ребенка. И из всех полученных данных можно составить индивидуальную программу развития, в которой основной акцент будет направлен на социально-бытовую адаптацию ребенка и как следствие формирование адаптивного поведения. В специальных коррекционных учреждения и классах, такие программы составляются специалистами, по имеющимся данным о ребенке, после диагностических процедур. Социально-бытовая ориентация это одно из приоритетных направлений работы с детьми с ОВЗ в специальных школах.
Это направление включает в себя и профильный труд, домоводство, развитие навыков самообслуживания и занятия на развитие коммуникативной и личностной сферы ребенка, сенсомоторное развитие, развитие высших психических функций и многое другое. Учреждениями организуются и проводятся выездные мероприятия, направленные на взаимодействие с социальными объектами (ЖД станции, почта, отдел полиции, аптеки и больницы, магазины и сферы питания и т. д.) Адаптивное поведение – это не только умение спросить как доехать до вокзала, это каждый маленький шаг, на пути к самостоятельной жизни. Да, коммуникативные навыки, умение ориентироваться в окружающем мире, владение навыками самообслуживания это важно для адаптации, но я считаю, что такие умение как ждать своей очереди, справляться со страхом или даже начать кушать то, что никогда не ел, это тоже адаптивное поведение и развивать их соответственно можно и нужно всем, не только детям с ментальными нарушениями. И я думаю, что вывод можно сделать один, думать и предполагать по нужности тех или действий направленных на адаптацию можно сколько угодно, главное начать это делать, радоваться даже маленьким успехам и понимать вот он путь формирования адаптивного поведения моего ребенка. И я не устану приводить в пример судьбу Ника Вуйчича, родители которого создали пространство для его развития, для формирования тех самых приспособленческих навыков. Родители которого верили в него и много трудились вместе с ним, а могли бы до сих пор чистить ему зубы, возить на коляске и сокрушаться о его ограниченных возможностях, которые на самом деле оказались намного БЕЗГРАНИЧНЕЕ, чем у большинства людей с руками, ногами и высоким IQ! Что касается детей с серьезными ментальными нарушениями, то все вышеперечисленное им нужно не меньше чем другим детям с другими видами ограничений. И к счастью, сейчас существуют программы, которые призваны помогать детям и родителям в работе по формированию адаптивного поведения. Одной из них является мой фаворит, это поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis). АВАтерапия - это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.
В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет. При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно дватри не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков. В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация предметов, "покажи, как ты. ", местоимения, ответы на вопросы "Что?", "Кто?", "Где?", "Когда?", "Как?", употребление "да" и "нет", и других. Среди программ более высокого уровня - "Скажи, что будет, если. " (предугадывает исход действия, "Расскажи историю", "Делай как (имя сверстника)", "Позови (имя сверстника) играть". В АВАтерапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,53,5 лет, дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых. В раннем возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, так как такое поведение еще не успело закрепиться, а взрослому проще справиться с ребенком в случае направленной агрессии или самоагрессии ребенка с аутизмом. Программа раннего вмешательства должна быть интенсивной - от 30 до 40 часов в неделю, чтобы ребенок смог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии. Специалист по АВА первоначально определяет поведенческую проблему ребенка, затем проводит "измерения" (изучает и наблюдает поведение, в результате которых производится оценка и вырабатывается стратегия обучения ("вмешательство").
Во время обучения по системе АВА с ребенком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт, а контроль осуществляет супервизор - специалист по методике. Специалисты последовательно занимаются с ребенком на протяжении двухтрех часов (делая за это время пятьшесть программ, на протяжении одного дня с ребенком могут последовательно работать дватри специалиста, и ребенок получает пятьшесть часов в день. Все действия по программам записываются в общий журнал работы с ребенком, координируя действия специалистов. AВА может выполняться на дому, в учебном заведении, в детском кружке. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми - в маленьких группах (дватри человека) и больших (пятьдесять человек). Количество часов в учебной программе может варьироваться в зависимости от потребностей и возможностей. Среднее количество часов в программе АВА - 20 часов в неделю. Минимальное количество часов в АВАпрограмме - шесть часов в неделю, максимальное - 40. Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой часть команды работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки, которые он выучил в программе. Для детей дошкольного возраста вне зависимости от уровня развития навыков рекомендуется обучение в системе спецобразования. Обучение на дому может быть ограниченной средой, в которой ребенок не сможет выучить такие важные навыки, как нахождение в группе сверстников, обучение в группе, общение с различными людьми. Частично обучение может остаться индивидуальным, в особенности для детей с низким уровнем речевых навыков или для детей, которые ранее не обучались и не научились взаимодействовать со взрослыми. При всей строгости обучающей программы методика АВА подходит для тяжелых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжелых форм интеллектуальной недостаточности. Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребенка не поддается контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребенок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания. Конечная цель АВА - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.
Друзья, подводя итоги, хочу написать следующее. Во многом успех адаптации зависит от родителей ребенка с ментальными нарушениями, а не от количества сопутствующих заболеваний или глубины поражений. Мы с вами выяснили, что специалисты есть и эффективные программы тоже существуют. Будьте реалистами с позитивным настроем и делайте, то, что в ваших силах. Если родитель вовремя признал проблему, сформировал вокруг команду помощников, верит в своего ребенка, исключил из детско-родительской жизни гиперопеку и преувеличенные страхи, если он трудится и умеет радоваться каждому маленькому успеху, то у его ребенка обязательно будет происходить его личная стабильная и успешная адаптация в его ближайшем окружении, а значит и в нашем огромном, прекрасном мире!