Кравченко Анжела
Аутизм: вся жизнь в убегании?! Опыт работы тьютора
▼ Скачать + Заказать документы
Первое мое знакомство с аутизмом произошло 7 лет назад, работая в семье тьютором, наставником и просто другом девочки 4 лет. Тихая, спокойна милая и для меня- «загадочная» была эта девочка! Я помню, мой первый вопрос маме был: А, девочка Ваша-адекватная? Как мне сейчас стыдно! Вспоминая спустя столько лет, свои непродуманные вопросы. Я же обидела маму этой девочки, но мама ничуть не смутилась ответила: Спокойная, но временами бывает «неадекватная».
Темочки:
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Работа тьютера. Тьюторство
- Темочки
Когда я увидела Леночку, (имя изменено) та сидела за столом и завтракала, неуклюже брала пальчиками разбросанные хлопья на столе и ломтики сыра, нарезанные квадратиками. Леночка, ловко засовывала себе в ротик пищу, которая ей нравилась.
Избирательная еда. Сейчас, сразу делаю акцент на этом. Ведь мне пришлось изучить полное меню и рацион Леночки. Картофельное пюре, наггетсы, картофельные драники, творожные сырники, сырники с чесноком из овсянки и, пожалуй, все. Конечно, потом, когда Лена социализировалась, рацион блюд стал пополнятся и это так радовало! Были подобраны грамотно препараты, которые «мы» употребляли строго по часам и строго по дозировке.
И которые, потом потихоньку сокращались, с указанием врачей-специалистов. Депакин- против эпилепсии и много других лекарств, которые прописываются строго индивидуально и никак нельзя не дать вовремя, зная какие последствия могут быть.
Я сейчас осознаю, какой подвиг совершили родители!
Несмотря на косые взгляды прохожих, родители гуляли с девочкой и в парке, и в торговом центре, и на детской площадке.
Социализация- важный этап в жизни ребенка!
Дети, увидев Лену, спрашивали: А Ваша девочка-больная! Да, смело говорили родители. Лена немного отстает в развитии, но мы подрастем, окрепнем насколько сможем и тоже, будем бегать и прыгать!
Родители, не закрывались от всех, от мира, который пугал девочку. Лена начинала плакать если громко неожиданно кто-то рядом закричит, или резко завоет сирена «скорой помощи», или просто упадет ложка на пол. Потом, все этого отойдет на второй план, если вы начнете предупреждать ребенка, готовя его к тому, что сейчас может произойти.
У нас был четкий, структурированный график по часам. И это был самый важный, очень важный момент, который должны соблюдать дети с «особенностями» в развитии. Поясню почему! Для «особенного» ребенка важно расписание, которое подкреплено визуальными карточками-опорами. Невербальным детям, сложно понять обращенную речь. Им сложно выделять основную мысль и различать в них вопрос или утверждение.
Карточки PEGS облегчают жизнь невербальных детей и помогают четко отследить тот или иной момент в жизни.
До карточек PEGS Лена была тревожной, немного рассеянной и отрешенной от всего. Она могла подолгу сидеть на коленках и играть с одной игрушкой-резиночкой. Когда стали внедрять карточки, появилась одна с изображением любимых мультиков! Мультики, интернет- вот на чем зависают ««особенные» дети. Потом, когда мы стали больше разбираться в АВА-терапии, мультики- стали поощрением! Когда у нас была температура и совсем не было аппетита, показывали карточку и включали мультик. Леночка, оживала хлопала в ладошки и сразу усаживалась на стульчик, кушать). Вспоминаю с улыбкой, каких изменений мы достигли!
Мультики, мыльные пузыри, свечки, сверкающие игрушки все это перенеслось на карточки. Еда, игрушки, одежда, и самое важное- «туалет», заведения, которые посещались, все «переехало» в карточки. И Лена-успокоилась! Ей, стало все понятно! Что ей говорили, что от нее требовалось, куда ее везли, куда тянули! Карточка-действие, карточка-действие!
Смотришь, Лена скидывает свои карточки на пол и ищет ту, которая ей сейчас очень важна! И нужно быть к этому очень внимательно относиться. Потом, Вам все с тройной благодарностью возвратиться! Вы увидите счастливые глаза ребенка, веселый смех и даже щипки, которые бесконечно может Вас одаривать ребенок).
Самым трудным, я выделю этап «туалетных навыков». Ведь дети с ОВЗ испытывают большие трудности в освоении. Что мы только не предпринимали: И хлопали в ладошки, когда мы садились и попадали вовремя на горшок). И зажигали бенгальские огни-выделяя и отмечая успех на унитазе! И усаживали кукол вокруг, и даже присаживались рядом, читая сказку. Хвалили, корили, но корили очень тактично: АЙ-АЙ, кто же так поступает! Так неправильно делать, нужно сходить в туалет! И бесконечно показывали нужную карточку. Было всееееее!
И мы в итоге достигли того, что спустя года-два, Лена просто взяла карточку с «унитазом» и принесла мне.! Победа! Еще один навык освоили, не быстро, а долго мы к этому шли -два года, а может и три. Мы старались хвалить Лену за положительные действия, плохие-игнорировались.
Много можно рассказать, что получалось, а что не получалось. Важно одно- не опускать руки и добиваться поставленной цели! Ваш ребенок, будет радоваться вместе с Вами!
Желаю всем детям с «особенностями» достичь «своих» высот!
Формирую следующий мини- рассказ о своем следующем подопечном, ученике 1 класса, где поведенческие трудности корректировались и каждое поведение отслеживалось, записывалось и имели успех в обучении