Людмила Сотникова
Аспекты развития ловкости у детей дошкольного возраста в ходе непосредственно образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание непосредственно образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, ловкости, гибкости, выносливости и координации);
Темочки:
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Развитию ловкости способствует выполнение физических упражнений, специально организованных игр, физ. минуток в процессе образовательной деятельности в режимных моментах и в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре.
Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами, подъемы на лыжах на горку и спуски с нее и др., с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования; с дополнительными заданиями, при коллективном выполнении упражнений с одним предметом (обруч, шнур).
В ходе непосредственно организованной образовательной деятельности по физической культуре ведущая роль принадлежит обучению физическим упражнениям с учётом закономерностей формирования двигательных умений и навыков и поэтапному разучиванию физических упражнений, обеспечивающем перенос двигательного опыта детей в игровую деятельность. При этом на каждом этапе непосредственно организованной образовательной деятельности систематичной и последовательной работе над компонентами ловкости : осознанностью выполнения физических упражнений; быстротой усвоения новых движений; координацией двигательных действий; реакцией на сигнал; подборе подвижных игр, оптимально способствующих воспитанию ловкости у детей старшего дошкольного возраста; комплексном использовании приёмов воспитания ловкости в подвижных играх с учётом анатомо-физиологических и психологических особенностей детей.
Воспитание ловкости - сложный и многогранный процесс, компонентами данного качества:
1. Осознанностью выполнения физических упражнений; быстротой усвоения новых движений; координацией двигательных действий; быстро-той реакции на сигнал.
2. Воспитание ловкости происходит при ведущей роли обучения старших дошкольников физическим упражнениям и подчиняется общей закономерности формирования двигательных умений и навыков.
3. Воспитание ловкости у детей шестого года жизни в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре возможно при следующих педагогических условиях:
-использование методики поэтапного разучивания движений, перенос двигательного опыта детей в игровую деятельность;
-подборе подвижных игр, оптимально способствующих воспитанию ловкости у детей старшего дошкольного возраста;
-комплексном использования приёмов воспитания ловкости в подвижных играх и игровых упражнениях с учётом анатомофизиологических и психологических особенностей детей.
Развитие ловкости можно обеспечить двумя путями: а) избирательное развитие отдельных компонентов ловкости, например, точности временных, силовых и пространственных параметров движений; б) целостное развитие ловкости.
Уровень развития ловкости у детей во многом определяется их способностью к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела в различных ситуациях.
Для развития ловкости у дошкольников достаточно эффективны обще-развивающие упражнения в ходе непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию. При их выполнении следует придерживаться таких правил:
а) упражнения должны выполняться правильно, точно, в полном соответствии с заданием;
б) одно и то же упражнение следует выполнять с различной амплитудой, скоростью, из различных исходных положений, в разных условиях и т. д.
Необходимо вооружить детей как можно большим числом простейших двигательных навыков, простых упражнений, в которые вовлекаются руки и ноги. От занятия к занятию должна возрастать координационная сложность упражнений.
Упражнения, направленные на развитие физических качеств, в ходе непосредственно образовательной деятельности применяются в строгой последовательности, с постепенным увеличением объёма и интенсивности мышечной нагрузки, с равномерным распределением её на верхний плечевой пояс, туловище и ноги. Упражнения включаются в разные формы двигатель-ной деятельности, в том числе в самостоятельную двигательную деятельность ребёнка, - отмечают в своих работах Н. Вавилова[4], Н. А. Ноткина[17].
В методической литературе указывается на то, что воспитание ловкости складывается :
-во–первых, из воспитания способности осваивать координационно сложные двигательные действия,
-во-вторых, из воспитания способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки,
-в-третьих, в воспитании повышенной точности восприятия своих движений в пространстве и времени.
При подборе упражнений на развитие ловкости необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят не продолжительное время и в начале двигательной деятельности.
В основе методики развития ловкости лежат следующие положения:
-применение необычных исходных положений в знакомых упражнениях: бег из исходного положения – сидя, лёжа, стоя на коленях и т. д. ;
-изменение скорости и темпа движения, использование разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов;
-смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку, прыжки на одной или двух ногах, с поворотом;
-использование в упражнениях предметов, что содействует умению распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений;
-выполнение согласованных движений несколькими участниками: приседание, наклоны в парах, поднимать и опускать обруч, верёвку, держась за них по 3 – 4 человека;
-более сложные сочетания основных движений: бег змейкой, обегая кубики, доставая в прыжке подвешенный предмет; ходьба по гимнастической скамейке с пролезанием в обруч и т. д. ;
- использовать упражнения, в которых необходимо сохранять равновесие либо восстанавливать его после потери: бег с остановками по сигналу, вращения, прыжки, приседания, стояние на одной ноге.
На основе изучения ловкости у спортсменов В. С. Фарфелем[27] были выделены её составляющие: быстрота реакции на сигнал; координация движений; быстрота усвоения нового и осознанность выполнения движений с использованием двигательного опыта. Однако с учетом специфики дошкольного возраста последовательность работы над каждым из этих элементов была изменена и выглядит следующим образом :
-использование методики поэтапного разучивания движений, обеспечивающей сознательный перенос двигательного опыта детей в игровую деятельность;
-подборе подвижных игр, оптимально способствующих воспитанию ловкости у детей старшего дошкольного возраста;
-комплексном использовании приёмов воспитания ловкости в подвижных играх и игровых упражнениях с учётом анатомо-физиологических и психологических особенностей детей.
Именно данные этапы работы должны использоваться педагогами ДОУ в ходе непосредственно образовательной деятельности по физической культуре для развития ловкости детей дошкольного возраста.