Валя
Ассоциативное рисование — один из методов развития интеллектуально-художественной деятельности (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Ассоциативное рисование
один из методов развития интеллектуально- художественной деятельности
(из опыт а работы)
Работая в системе эксперимента по интеллектуально-художественной деятельности я обратила внимание на то, что в настоящее время нет ни одной точки зрения на психологию творчества. Существует множество теорий, моделей, суждений и определений творчества. Отечественный исследователь Я. А. Понамарев считает, что творчество – это деятельность человека, направленная на создание новых, оригинальных, общественно значимых ценностей, на самовыражение, Д. Б. Богоявленская считает творчество производной интеллекта. Модель Е Торренса отражает и опирается на четыре выделенных Дж Гильфордом свойства дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, а также способность решать проблему (анализ, синтез). С этой целью в непосредственной деятельности я тренировала у детей наблюдательность, способность оценивать, сравнивать, строить гипотезы, анализировать и классифицировать, использовала метод «мозгового штурма». Этот метод, по моему мнению, был самым эффективным в моей работе. Нарабатывая коллективные идеи, дети воплощали их в рисунках, использовали как свои, так и идеи своих товарищей.
Публикация «Ассоциативное рисование — один из методов развития интеллектуально-художественной деятельности (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Впоследствии, учились вырабатывать свои личные идей, которые присущи только ему одному. Так рождалась оригинальность рисунков. Я провела с детьми цикл заданий «Дорисуй-ка». Теоретическую и методическую основу для составления заданий данного цикла составил предложенный Ю. Б. Гатановым подход к развитию творческого мышления по методу Дж. Гильфорда и Дж. Рензулли. Ассоциативное рисование по типу «Дорисуй-ка» с использованием стимульных изображений включало в себя до 10 изображений. В начале я производила вербальный опрос «На что это похоже?», потом уже дети дорисовывали стимул. В младшем возрасте дети поначалу могли лишь одной линией дорисовать изображение, но придумать несколько названий, в основном они включали наглядно- действенное мышление (показ руками на что это похоже, объясняли это эмоционально, старались быть понятыми. Дети видели в стимульных материалах: солнце, мяч, лицо, кружок, розетку, букву, радугу, змею, грушу. Мороженое, дверь и т. д.
Разработанность в рисунках не прослеживалась.
В среднем звене вербальные ассоциации возрастали в количественном и качественном выражении. Дети превращали стимул уже в солнце, зонтик, дерево, черепашку, «ребенка», медведя, снеговика, ежика, птичку, появлялись и единичные сюжетные названия: «лес», «колобок по мостику», «зайчик со скакалкой». Разработанность постепенно увеличивалась.
В старшем звене давала уже на одном листе несколько стимульных изображений: «Дорисуй, чтобы получилась картинка». Рисунки детей приобретали сюжетный характер, отличались колоритом, насыщенностью, разнообразием сюжета: «В цирке», «Гуси-лебеди», «Город», «Деревня», «Зима», «В гостях у Бабы- Яги», «С мамой у врача» и другие. У детей появился интерес к творчеству, воображению. На заключительном этапе применила в работе «Краткий тест творческого мышления П. Торренса». Дети с желанием и с удовольствием выполняли задания. Посмотрите на эту таблицу, на ней представлены количественные показатели по тесту.
В ходе эксперимента развивалась у детей эмоциональность, укреплялась мотивационная сфера, преодолевалась тревожность (не умею, не получиться, повышалась самооценка ребенка, развивался интеллект и художественное восприятие картины мира.
В непосредственно образовательную деятельность с детьми я включала игры-упражнения, игры ритуалы, игры – испытания:
«Доброе утро!»,
«Искорка»,
«До свидания»,
«ТОК»,
«Нос,нос,ухо»,
«Это моя голова»,
«Голова, плечи, колени, пальцы»
«Что бывает»,
«Где ошибся Буратино»
«Эстафета»,
«Кто твои соседи»,
«Гигантская гусеница»,
«Только один вопрос, только один ответ»,
«Будь моим соседом», «Почта идет из города в город»,
«Геометрические фигуры», «Ветер дует на тех, кто… у кого…»
«Верно-неверно»,
«Паровозик в тумане»,
«Корабли и скалы»,
«Гром- ураган – землетрясение»,
«Путешествие на метле»,
«Пожалуйста»,
«Отгадай, кто, мы»,
«Флажок»,
«Карлики и великаны»,
«Волшебный дождь»
Подготовила
педагог-психолог
Животикова В.