Валентина Кусова
Артикуляционная гимнастика-сказка в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Кусова В. В.
Учитель –логопед
МАДОУ «Култаевский детский сад «Капитошка»
с. Култаево Пермского района
Артикуляционная гимнастика – сказка в работе учителя – логопеда.
Многие родители предъявляют высокие требования к воспитанию и обучению дошкольников. Достижение таких результатов возможно при определенных условиях, в том числе и хорошем уровне работы по развитию речи воспитанников. Родителей интересуют вопросы о том, что нужно сделать, чтобы избежать неправильного речевого развития ребенка, научить общаться со сверстниками, как добиться чистого звукопроизношения, как сделать процесс овладения родным языком желанным и радостным. Но первой ступенью в развитии речи выступает развитие артикуляции, от того как развиты мышцы губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, зависит насколько легко или сложно будет ребенку произносить звуки, слова. Сможет ли он без стеснения выразить свои мысли, желания.
Публикация «Артикуляционная гимнастика-сказка в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Для правильного произношения звука ребенку требуется одновременно и правильно поставить зубы, губы, язык, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми ощущениями. Основным средством для развития речевой моторики является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика – это система упражнений, направленных на выработку полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Иногда детям достаточно ввести регулярную артикуляционную гимнастику и проблемы с отсутствием или автоматизацией звуков в речи решаются сами собой.
Одному логопеду в условиях логопункта невозможно охватить весь контингент детского сада. Большую часть времени с детьми в детском саду проводят воспитатели, а дома родители - именно на их плечи ложится автоматизация звуков в речи у детей. Родители и воспитатели осознают груз ответственности и необходимость своей помощи, поэтому часто обращаются за советами. Каждому из нас нравится находиться в ситуации успеха, показывать, что я могу и умею. Это натолкнуло на мысль создать единую артикуляционную гимнастику для воспитанников МАДОУ «Култаевский детский сад «Капитошка». Символ нашего детского сада Капитошка - веселая капелька летнего дождя. Наши воспитанники знакомы с этим героем, знают танец и поют песню. Поэтому для педагогов и родителей была разработана сказка - гимнастика с участием этого героя, подобраны картинки : окно, тучи, лужа, ветер, ежик с цветком, футбол, качели, кроватка, чашечка, вкусное варенье, бегемот, лягушка, слон, змея, лошадь, грибочек, гармошка. Дети, в пятиминутках на занятиях с воспитателями смогут изучить сказку – гимнастику. Детям очень нравится учить чему – то взрослых, поэтому вечером они родителям расскажут ее. А родители с детьми смогут закрепить материал и поупражняться с ребенком.
Карточки можно объединить в книжку, либо использовать раздельно. Так же картинки можно использовать для изучения понятий «справа, слева, между, над, под», выкладывая их соответствующим образом. Благодаря разнообразному расположению Капитошки на карточках - картинках можно закрепить понятие «правый / левый, верхний / нижний угол»
Сценарий сказки – гимнастики «Прогулка язычка и Капитошки».
(Выделены слова, соответствующие картинкам)
Мы с вами живем в доме (квартире, а где живет Капитошка? В тучке, верно, а язычок? Во рту, правильно. И спит он тоже там. Нужно разбудить язычок – покусаем его. Не больно, но чтобы чувствовались зубки. От кончика и как можно дальше нужно высунуть язык, покусывая его. И обратно, постепенно прятать, покусывая. Передними зубами, затем боковыми. Особенно хорошо для тех детей, у которых нет передних зубов.
Как мы узнаем какая погода на улице? (Смотрим в окно, а в домике язычка есть окно?
Конечно! Открываем окошечко (рот) широко и проверяем погоду.
Поднимаем кончик языка вверх: есть ли тучки на небе?
Опускаем кончик языка вниз: есть ли лужи под ногами?
Проверяем ветер: попеременно тянуться языком к уголку рта то вправо, то влево.
Погода отличная! Идем гулять!
Встретили Капитошка с язычком Ёжика. [77] Язык между зубами и губами. Совершаем круговые движения языком. Вправо 3 раза, влево 3 раза. Не быстро!
Ребята, посмотрите: у ёжика цветочек! Какой он красивый, ароматный! Нюхаем цветочек – делаем глубокий вдох через нос и на выдохе (через рот) произносим: АХ, КАК ПАХНЕТ! 3 раза
Здорово! Идем дальше.
Посмотрите, ребята играют в футбол. [78]
Капитошка: как здорово! Я очень люблю играть в футбол!
Язычок: отлично! щечки будут воротами, а я (язычок) мячиком. Забиваем голы в ворота. Вправо – влево по очереди, не торопимся, голы должны быть забиты хорошо. Можно приложить ладонь к щеке и ощутить «силу» гола.
Отлично!
Ух, ты, а здесь любимые детишками качели. [79] Будем качаться на качелях. Открыть рот широко. Найти «бугорочки» за верхними зубами, за нижними зубами. Поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. (Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными; язык должен оставаться широким)
Уффф, устал язычок. Нужно ему полежать. Открываем рот и укладываем язычок на нижнюю губу, как на кроватку. Важно, чтобы язычок лег ровненько. Под счет до 10. Можно обратный счет использовать, упражняясь в счете.
Пора подкрепиться и попить чайку с вареньем. Делаем чашечку. Расплющиваем язык, затем поднимаем бока и кончик языка вверх. [84]
Беседуем какое бывает варенье: из малины- малиновое, из сливы – слИвовое, из яблок – яблочное, из груш- грУшевое
Вкусненькое варенье было. Все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать. (улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.
Посмотри внимательно, всё ли варенье слизали?
Ой, немножко на верхней губе осталось! Давай и это варенье слижем. Улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю губу вправо, влево, нижней губой стараться язык не поддерживать. 4-5 раз [83]
Пора двигаться дальше. Вот мы дошли до зоопарка!
В нашем зоопарке живут разные животные. (Упражнения выполняем под счет до 10 в прямом или обратном порядке)
Бегемот. Открыть рот широко. Язык лежит спокойно на нижней губе. Удерживаем такую позицию. [64]
Лягушка улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживаем такую позицию. [65]
Слон сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении [66]
Змея улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать.
Хорошая прогулка по зоопарку получилась! Пора возвращаться домой. Добираться до дома будем на лошади. [67]
Лошадь улыбнуться, открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.
Доскакали до леса. Что растет в лесу? Ягоды, грибы – верно. Наш язычок тоже умеет превращаться в грибочек. [68]
Гриб улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть ребенок почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу.
Наша прогулка закончилась. Понравилось вам? Язычок и Капитошка очень довольны прогулкой. [1.94]
Капитошка предложил сыграть свою любимую песенку на гармошке.
Гармошка улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу (смотри упражнение «Гриб»). Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. [1,97]
Библиографический список
- Косинова Е. М «Уроки логопеда. Игры для развития речи» // Москва. 2016. С. 76 - 97