Ирина Петровна
Артикуляционная гимнастика. Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Не подлежит сомнению тот факт, что неправильное звукопроизношение является одним из самых частых проявлений речевой патологии. Дефекты произношения звуков в различных вариантах и степени выраженности встречаются почти при любом нарушении речи. К тому же они наиболее слышимы, их нередко в состоянии заметить даже не специалисты. Система логопедической работы над правильным произношением включает в себя два этапа.
Публикация «Артикуляционная гимнастика, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Задачей первого (подготовительного) этапа наряду с развитием слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия является устранение неточности развития речевой моторики, проведение подготовительных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.
Для выработки полноценных движений губ, языка, нижней челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Ее целесообразно проводить пред зеркалом. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны ему.
Артикуляционная гимнастика с детьми среднего дошкольного возраста проводится ежедневно в утренние часы (первый раз, после занятий (второй раз) и после дневного сна (третий раз) по инструкции педагога. Продолжительность гимнастики - до 5 мин.
В старшем дошкольном возрасте гимнастика проводится 7-10 минут, повторение каждого упражнения 5-6 раз.
В комплекс должно входить 4— 5 упражнений: 2—3 статических и 2—3 динамических. Если нет возможности проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, то не менее 3 раз в неделю.
Как показывает опыт, дети выполняют артикуляционную гимнастику с большим желанием и интересом, если данные упражнения предваряют небольшие стихотворные заставки.
Комплекс артикуляционной гимнастики планируется педагогом на неделю. На следующей неделе комплекс частично видоизменяется: одно из упражнений, хорошо выполняемое детьми, заменяется другим, новым упражнением, подходящим под артикуляцию изучаемого звука.
Таким образом, педагоги каждую неделю знакомят детей с одним новым упражнением и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.
Знакомство с каждым новым артикуляционным упражнением желательно сопровождать небольшой сюжетной зарисовкой. Например, упражнение «Вкусное варенье» :
«Сластена Карлсон летом навещал свою бабушку, которая жила в деревне. Однажды он приехал к ней и похвалился, что научился хорошо считать. Карлсон предложил бабушке посчитать ее банки с вареньем. Бабушка согласилась и пустила Карлсона в кладовочку, где на полках стояли баночки с вареньем. Когда Карлсон спустя некоторое время вышел оттуда, он почему-то облизывал свои губы вот так (показ педагога)».
После показа воспитатель просит детей выполнить упражнение (обязательно с визуальным контролем). При этом педагог контролирует каждого ребенка, правильно ли он выполняет упражнение.
Затем воспитатель показывает картинку, на которой изображено предлагаемое упражнение, и называет его. Дети выполняют новое упражнение еще раз, но уже не по показу воспитателя, а по картинке. Педагог при этом проверяет правильность выполнения артикуляционного упражнения каждым ребенком.
Артикуляционную гимнастику желательно проводить в зале, где имеются настенные зеркала. Дети выстраиваются перед зеркалами, воспитатель встает за их спинами. Все смотрят и видят друг друга в зеркала. Общение, показ артикуляционных поз также происходят через зеркала. В таком положении дети видят, как они выполняют упражнение, как его показывает воспитатель, картинки, которые демонстрирует воспитатель. Педагог при этом видит, как все дети выполняют предложенные упражнения. Так же можно использовать и индивидуальные зеркала. В этом случае, разучивать комплекс необходимо уже с меньшей подгруппой детей, чтобы не терять контроль за правильностью выполнения.
Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. Каждое упражнение имеет своё название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребёнка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как педагогу не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать «Поиграем в барабан» или «Часики».
В работе воспитатель может использовать 22 артикуляционных упражнения.
Примеры комплексов.
Комплекс 1. Артикуляционные упражнения.
1-я ч а с т ь. Статические упражнения:
«Дудочка»;
«Чашечка».
2-я ч а с т ь. Динамические упражнения:
«Маляр»;
«Дятел»;
«Лошадка».
Комплекс 2. Артикуляционные упражнения.
1-я ч а с т ь. Статические упражнения:
«Дудочка»;
«Чашечка».
2-я ч а с т ь. Динамические упражнения:
«Маляр»;
«Вкусное варенье»;
«Лошадка».