Регина Валитова
Артикуляционная гимнастика как основа формирования речевых звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс
на тему:
как основа формирования речевых звуков»
Выполнила:
п. д. о. Валитова Р. И.
г. Оренбург
2021г
Тема: «Артикуляционная гимнастика, как основа формирования речевых звуков»
Педагог-логопед: Валитова Р. И.
Дата проведения: 6.12.2021 г.
Время проведения: 18:30
Место проведения: МАУДО «МЦДОД»
Публикация «Артикуляционная гимнастика как основа формирования речевых звуков» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Продолжительность мастер– класса:30мин
Цель мастер– класса: повышение компетентности родителей по использованию артикуляционной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования артикуляционной гимнастики.
2. Повысить мотивацию родителей к овладению нетрадиционными техниками и их применению в совместной деятельности с ребенком.
Ожидаемый результат:
1. Четкое представление об органах речи: строение, назначение.
2. Развитие артикуляционной моторики до уровня максимальной достаточности для постановки звуков у детей;
3. Умение выполнять основные артикуляционные упражнения, направленные на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;
4. Привлечение родителей к сотрудничеству; повышение интереса к проблеме развития речи своих детей.
Материалы и оборудование: индивидуальные зеркала, ноутбук, проектор.
Демонстрационный материал: картинки с артикуляционной гимнастикой, артикуляционные кубы, игра «Фокус, артикуляционное дерево, игрушка Лягушка.
Раздаточный материал: буклеты с «Вкусной артикуляционной гимнастикой», памятка «Артикуляционная гимнастика»
План проведения мастер-класса:
• вводная часть (1 мин.);
• основная часть (25 мин.);
• заключительная часть (2мин)
• рефлексия(2мин)
Ход мастер– класса:
I. Вводная часть:
1. Приветствие.
Добрый день, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на нашем мастер – классе, тема которого «Артикуляционная гимнастика, как основа формирования речевых звуков»
2. Вхождение в тему.
В работе логопеда артикуляционная гимнастика имеет большое значение.
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата и помогает нам в этом - артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнё т заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
При проведении артикуляционной гимнастики
необходимо соблюдать следующие рекомендации:
1. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
2. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см., в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
3. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
4. Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи, сказки, игры.
5. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
6. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.
7. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения.
II.Основная часть :
Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. В связи с чем необходимо помнить о том, что тесное взаимодействие логопеда и родителей, систематическое закрепление полученных навыков в домашних условиях значительно сократит время постановки звуков и введения их в речь. Я предлагаю вам попробовать выполнить некоторые упражнения артикуляционной гимнастики. Для этого вам понадобятся зеркала. Располагаем их так, чтобы вам хорошо была видна нижняя часть лица. Сейчас вы сможете познакомиться с органами артикуляции так, как это делают ваши дети (упражнения транслируются на экране, основная задача - следить за правильностью выполнения упражнений)
В своей работе я использую различные пособия.
1. «Фокус» - игра состоит из игрового поля и иллюстраций артикуляционной гимнастики. Ребенок вынимает из шляпы ушки и выполняет артикуляционное упражнение. Сюрпризный момент делает ее незабываемой для детей.
2. Кубики для проведения артикуляционной гимнастики. Куб изготавливается из картона или берется готовый пластмассовый или деревянный кубик. На каждую сторону приклеены карточки с изображением символов-картинок артикуляционных упражнений. Широко применяются картинки – символы : Лошадка, чашечка, часики и др. Для каждого звука - отдельный кубик. Догадайтесь, для постановки какого звука кубик с упражнениями "заборчик", "лошадка", "маляр", "грибок", "барабанщик", "заведи моторчик".
3. «Артикуляционное дерево». У нас не обычное дерево, а артикуляционное. Осенью листочки на деревьях желтеют, краснеют и опадают (на каждом листочке – картинка с упражнением для язычка). Возьмите себе каждый по листочку с дерева и расскажите нам об упражнении, которое нужно сделать (родители берут себе по листочку с дерева, называют картинку и показывают соответствующее упражнение.)
4. Игрушка Лягушка. Предлагаю Вам поиграть:
Сегодня к нам пришел один очень необыкновенный гость. Я расскажу о нем, а вы попробуйте отгадать, кто это?
Он зеленый без хвоста
Любит мокрые места
Глаза на макушке
Кто это? (Лягушка)
Язычок лягушки одевается на руку взрослого или ребенка. Играя с язычком и знакомясь с новым звуком, ребёнок узнаёт, где находится кончик, спинка, корешок. Во время проведения артикуляционной гимнастики лягушка «предлагает» выполнить вместе с ней упражнение, найти правильное положение языка. Ребёнок это делает вместе с логопедом, двигает, выгибает, вытягивает язык, помещает кончик языка за верхние, нижние зубы; те же действия показывает на языке лягушки.
Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом. Часто родители жалуются, что дети не желают выполнять артикуляционную гимнастику, сидя перед зеркалом. Я хочу познакомить вас с различными игровыми способами укрепления артикуляционной моторики, которые можно использовать дома.
«Сладкая зарядка» (упражнения с чупа-чупсом).
Вы, наверное, удивитесь, но круглый сладкий чупа-чупс - отличный логопедический тренажер. Разверните леденцы и давайте немного поиграем.
Сожмите чупа-чупс губами и попробуйте его удержать 5-10 секунд.
Удерживая чупа-чупс губами, попробуйте подвигать палочкой сначала сверху - вниз, затем из стороны в сторону.
Приоткройте рот, губы разведены в улыбку, сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать леденец только языком.
Поднимите широкий язык к небу, прижать чупа-чупсом «грибок» к небу.
Двигайте леденцом по средней линии языка от кончика к корню и обратно 5-10 раз.
Вкусные артикуляционные упражнения дети будут выполнять с большим удовольствием и интересом, потому что все упражнения делаются со сладостями.
Упражнения с соломкой и сушками.
Их хорошо использовать для отработки некоторых артикуляционных упражнений :
o “трубочка” языком — положить палочку на середину языка и поднять его боковые края
o “трубочка” губами — держать соломинку губами, вытянутыми в хоботок
o “чашечка” языком — отломить кусочек соломки и положить в углубление
o “грибок” — удерживать палочку зубами, при этом язык лежит сверху палочки
o делаем “усы” — удерживаем соломинку между верхней губой, поднимая ее, и носом или между губ
o “ложка на тарелке” кладем палочку на широкий распластанный язык и удерживаем ее
III. Заключительная часть:
Таким образом, использование артикуляционной гимнастики в работе с детьми - это огромная возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное развиваться. Надеюсь, эти упражнения понравятся детям, и они с удовольствием будут заниматься артикуляционной гимнастикой!
IV. Рефлексия:
«Светофор»
На доске изображение светофора.
-Какое настроение у вас после мастер-класса? Прикрепите флажок на соответствующий цвет круга. Если мастер-класс был интересен, полезен и актуален–красный флажок, если ничего не понравилось и ничего не узнали-зеленый флажок.
Заключение:
Наш мастер-класс подошел к завершению, надеемся, что вы узнали для себя что-то новое и научились приемам артикуляционной гимнастики в работе с дошкольниками. Желаю вам понимания в вашем доме. Чтобы у вас было время не только воспитывать ваших детей, но и играть, немножко шалить с ними, вместе разбираться с правилами новой артикуляционной игры. На память о нашей встрече мы вручаем вам информационный буклет о «Вкусной артикуляционной гимнастике» и рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. Всего вам доброго!