ЕЛЕНА ЗГУРСКАЯ
Артикуляционная гимнастика для старшей группы. Упражнения для губ
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика – это специальный комплекс для тренировки языка, губ, щек, нижней и верхней челюсти. Логопеды используют именно такой комплекс, чтобы помочь детям младшей и старшей группы исправить нарушенное произношение звуков и улучшить артикуляцию. Только четкая, точная и координированная работа артикуляционного аппарата поможет ребенку четко выговаривать слова и отдельные звуки. Также для четкого произношения звуков нужны крепкие речевые органы, а именно их и развивает гимнастика.
Публикация «Артикуляционная гимнастика для старшей группы, Упражнения для губ» размещена в разделах
Цель артикуляционной гимнастики – оптимизация и улучшение полноценной работы артикуляционного аппарата, который активно работает во время произношения звуков правильно.
Упражнения для губ
Артикуляционная гимнастика в старшей группе, направленная на проработку мышц губ, проводится совместно со взрослым. Логопед, воспитатель или один из родителей информирует об упражнении, а также наглядно показывает, как правильного его выполнять, а после ребенок повторяет, а взрослый контролирует, чтобы каждое движение было выполнено правильно.
Перед началом выполнения упражнений стоит выполнять дыхательную гимнастику :
дети сидя на стульях произносят звук: «жу-жу-жу» (как жужит жук);
после дети становятся на четвереньки и ползают, повторяя как котята: «мяу-мяу»;
после нужно повторить голос собаки: «гав-гав»;
дальше происходит имитация звуков самолета: сначала заводится мотор «р-р-р-р», после самолет летит «ж-ж-ж-ж», самолет делает виражи «у-у-у-у», а после идет на посадку «ух-ух-ух»;
дальше дети ложатся на спину делают глубокий вдох через нос, а на выдохе похрапывают как медведи;
после дети поднимаются и ухватившись друг за друга имитируют движение паровозика: «чух-чух-чух».
Улыбка
Цель: Помочь ребенку научиться удерживать губы в широкой улыбке, при этом окружающие должны видеть верхний, а также нижний зубной ряд. Максимально укрепить мышцы в области губ и увеличить их подвижность.
Выполнение: Улыбнуться широкой улыбкой, но при этом не напрягаться, обнажить все передние зубы. Удерживать в указанном положении необходимо губы от 5 и до 10 сек.
При этом взрослый произносит такие слова:
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Бублик
Цель: Укрепить мышцы губ, развить по максимуму артикуляционную моторику.
Выполнение: Зубы должны быть плотно сомкнуты. Губы округлить и слегка вытянуть вперед, как при выполнении упражнения «Трубочка». Но вот главное отличие упражнений в том, что, выполняя «Бублик», следует верхние и нижние резцы обнажить, показав логопеду. Задержаться в таком положении на 10 сек.
Недовольная лошадка
Цель: Нужно научиться дуть воздух так, чтобы заставить губы вибрировать, что позволит укрепить мышцы.
Выполнение: нужно послать поток воздуха, который выходит из легких при выдохе и послать его к губам, заставляя их вибрировать. В итоге должен поучиться звук, напоминающий фырканье лошадки.
Хоботок
Цель: Помочь ребенку научиться правильно выдвигать губы вперед, укрепить мышцы губ, сделать их более подвижными.
Выполнение: Сомкнуть губы и вытянуть их в форме «трубочки» вперед. Удерживать такое положение до 10 сек.
Взрослый во время выполнения проговаривает:
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.