МААМ-картинки

Артикуляционная гимнастика

Валентина Трифонова
Артикуляционная гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы

Артикуляционная гимнастика

Начальным этапом для коррекции звукопроизношения является артикуляционная гимнастика. Она необходима для формирования недостающих движений органов артикуляции (щек, губ, языка, мягкого нёба) и позволяет регулировать их мышечный тонус.

Для успешной коррекции звукопроизношения и более быстрого решения этой проблемы, артикуляционная гимнастика должна выполняться не только с учителем-логопедом на специальных занятиях, но и родителями ежедневно дома.

Публикация «Артикуляционная гимнастика» размещена в разделах

Примерные комплексы артикуляционной гимнастики

При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:

• Каждое движение выполняйте перед зеркалом.

• Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко.

• Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действия ребёнка).

• Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребёнка имитируя движения языка.

Упражнения для выработки артикуляционных укладов

звуков [c], [c’], [з], [з’], [ц].

При произнесении звука [с] губы слегка растянуты в улыбке, верхние и нижние резцы обнажены. Кончик языка широкий, упирается в нижние резцы. По середине языка образуется продольный желобок.

1. «Улыбка» Равномерное растягивание углов губ в улыбке, верхние и нижние резцы видны.

2. «Трубочка» Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке [у].

3. Чередовать «улыбку» и «трубочку»

4. «Наказать непослушный язычок» Приоткрыть рот. Положить язык на нижнюю губу и пошлёпывая его губами произносить звуки пя-пя-пя.

5. «Качели» Открыть широко рот. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу на счет «раз». На счет «два» поднять широкий язык к верхней губе. Повторить несколько раз. При выполнении этого упражнения следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

6. «Маятник часов» Открыть рот. Попеременно тянуть кончик языка то вправо, то влево. При выполнении этого упражнения следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

7. «Почистим зубы» Рот открыть, широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения из стороны в сторону. Следите, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

8. «Ступеньки» Приоткрыть рот. Попеременно поместить широкий кончик языка на нижнюю губу, на верхнюю губу, за нижнюю губу, за верхнюю губу, за нижние зубы, за верхние зубы.

9. «Подуть через трубочку» Рот открыт. Язык свернуть в трубочку и подуть.

10. «Горка» Рот открыт. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы. Спинка языка выгибается. Следите, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.

Упражнения для выработки артикуляционных укладов

звуков [ш],[ж],[щ],[ч].

При произнесении звука [ш] губы округлены и вытянуты вперед. Между зубами небольшая щель. Язычок в форме «чашечки» поднят вверх, не касается нёба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

1. «Улыбка»

2. «Трубочка»

3. Чередование «улыбки» и трубочки»

4. «Наказать непослушный язычок»

5. «Качели»

6. «Маятник часов»

7. «Ступеньки»

8. «Вкусное варенье» Рот открыт. Круговыми движениями языка облизать верхнюю и нижнюю губу. Сначала в одну, потом в другую сторону.

9. «Маляр» Рот открыт. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад – вперёд (от зубов к горлу). Следите, чтобы кончик языка не сужался и нижняя челюсть не двигалась.

10. «Чашечка» рот открыть. Язык высунуть. Боковые края и кончик языка поднять, средняя часть спинки языка опущена и прогибается к низу. В таком положении удерживать язык под счёт от1 до5-10.

Упражнения для выработки артикуляционных укладов

звуков [л], [л’].

При произнесении звука [л] губы принимают нейтральное положение, между зубами небольшая щель. Кончик узкого языка поднимается и прижимается к основанию верхних резцов. Боковые края языка опущены.

1. Чередование «Улыбки» и «Трубочки»

2. «Наказать непослушный язычок»

3. «Лопаточка» Рот открыт. Положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от1 до 5-10.

4. «Иголочка» Рот открыт. Язык высунуть далеко вперёд. Напрячь мышцы языка и сделать его узким. Удержать его в таком положении под счёт от1 до 5-10.

5. Чередовать «Лопаточку» и «Иголочку»

6. «Качели»

7. «Маятник часов»

8. «Ступеньки»

9. «Вкусное варенье»

10. «Маляр»

11. «Парус» Открыть рот. Поднять кончик узкого языка к основанию верхних резцов. Язык максимально выгнуть, как «Парус». Боковые края языка опущены.

Упражнения для выработки артикуляционных укладов

звуков [р], [р’].

При произнесении звука [р] рот открыт, кончик и передняя часть языка подняты к основаниям верхних резцов. Кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе. Воздушная струя должна быть сильной и направленной.

1. Чередование «Улыбки» и «Трубочки»

2. «Наказать непослушный язычок»

3. «Качели»

4. «Маятник часов»

5. «Ступеньки»

6. «Вкусное варенье»

7. «Маляр»

8. «Пощелкать кончиком языка» Рот открыт. Широкий язык прижимается к нёбу и со щелчком отрывается. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, а потом быстрее. Следите, чтобы губы и нижняя челюсть оставались неподвижными, а работал только язык.

9. «Грибок» Рот открыт. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

10. «Гармошка» Рот открыт. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следите, чтобы язык не провисал.

11. «Автомат» Рот открыт. Напряженным кончиком языка постучать по верхним резцам, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д – сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следите, чтобы губы и нижняя челюсть оставалась неподвижной, звук [д] носил характер четкого удара, а не хлюпал.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика: зачем необходима и как выполнять АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Артикуляционная гимнастика-это система упражнений для органов речи, является зарядкой для артикуляционных мышц.

Артикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском садуАртикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском саду Артикуляционная гимнастика является эффективным средством изучения, уточнения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Артикуляционная гимнастика в картинкахАртикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно!Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно! Проработав почти 15 лет учителем-логопедом в детском саду, я заметила, что в последние годы во всех возрастных группах детского сада неукоснительно.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка»Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика - это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.

Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика»Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика» Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика». Цель: тренировка и укрепление органов артикуляционного аппарата: губ, щек, языка.

Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика»Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика» Предлагаю небольшой фотоотчет артикуляционной гимнастики с детьми, которую мы провели дистанционно. Сказка про язычок Жил-был язычок (показали.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика для дошкольников» Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка достигается совместными усилиями педагогов и родителей. Такая речь характеризуется правильным.

Универсальная артикуляционная гимнастика в стихах Универсальная артикуляционная гимнастика в стихах. Просто распечатай и занимайся с удовольствием. Будет в помощь не только родителям,.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастикаЗдоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционная гимнастика
Опубликовано: 24 ноября 2021 в 07:15
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Артикуляционная гимнастика» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Трифонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД