Валентина Трифонова
Артикуляционная гимнастика
▼ Скачать + Заказать документы
Начальным этапом для коррекции звукопроизношения является артикуляционная гимнастика. Она необходима для формирования недостающих движений органов артикуляции (щек, губ, языка, мягкого нёба) и позволяет регулировать их мышечный тонус.
Для успешной коррекции звукопроизношения и более быстрого решения этой проблемы, артикуляционная гимнастика должна выполняться не только с учителем-логопедом на специальных занятиях, но и родителями ежедневно дома.
Публикация «Артикуляционная гимнастика» размещена в разделах
Примерные комплексы артикуляционной гимнастики
При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования:
• Каждое движение выполняйте перед зеркалом.
• Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко.
• Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действия ребёнка).
• Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребёнка имитируя движения языка.
Упражнения для выработки артикуляционных укладов
звуков [c], [c’], [з], [з’], [ц].
При произнесении звука [с] губы слегка растянуты в улыбке, верхние и нижние резцы обнажены. Кончик языка широкий, упирается в нижние резцы. По середине языка образуется продольный желобок.
1. «Улыбка» Равномерное растягивание углов губ в улыбке, верхние и нижние резцы видны.
2. «Трубочка» Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке [у].
3. Чередовать «улыбку» и «трубочку»
4. «Наказать непослушный язычок» Приоткрыть рот. Положить язык на нижнюю губу и пошлёпывая его губами произносить звуки пя-пя-пя.
5. «Качели» Открыть широко рот. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу на счет «раз». На счет «два» поднять широкий язык к верхней губе. Повторить несколько раз. При выполнении этого упражнения следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
6. «Маятник часов» Открыть рот. Попеременно тянуть кончик языка то вправо, то влево. При выполнении этого упражнения следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
7. «Почистим зубы» Рот открыть, широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения из стороны в сторону. Следите, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.
8. «Ступеньки» Приоткрыть рот. Попеременно поместить широкий кончик языка на нижнюю губу, на верхнюю губу, за нижнюю губу, за верхнюю губу, за нижние зубы, за верхние зубы.
9. «Подуть через трубочку» Рот открыт. Язык свернуть в трубочку и подуть.
10. «Горка» Рот открыт. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы. Спинка языка выгибается. Следите, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.
Упражнения для выработки артикуляционных укладов
звуков [ш],[ж],[щ],[ч].
При произнесении звука [ш] губы округлены и вытянуты вперед. Между зубами небольшая щель. Язычок в форме «чашечки» поднят вверх, не касается нёба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
1. «Улыбка»
2. «Трубочка»
3. Чередование «улыбки» и трубочки»
4. «Наказать непослушный язычок»
5. «Качели»
6. «Маятник часов»
7. «Ступеньки»
8. «Вкусное варенье» Рот открыт. Круговыми движениями языка облизать верхнюю и нижнюю губу. Сначала в одну, потом в другую сторону.
9. «Маляр» Рот открыт. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад – вперёд (от зубов к горлу). Следите, чтобы кончик языка не сужался и нижняя челюсть не двигалась.
10. «Чашечка» рот открыть. Язык высунуть. Боковые края и кончик языка поднять, средняя часть спинки языка опущена и прогибается к низу. В таком положении удерживать язык под счёт от1 до5-10.
Упражнения для выработки артикуляционных укладов
звуков [л], [л’].
При произнесении звука [л] губы принимают нейтральное положение, между зубами небольшая щель. Кончик узкого языка поднимается и прижимается к основанию верхних резцов. Боковые края языка опущены.
1. Чередование «Улыбки» и «Трубочки»
2. «Наказать непослушный язычок»
3. «Лопаточка» Рот открыт. Положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счёт от1 до 5-10.
4. «Иголочка» Рот открыт. Язык высунуть далеко вперёд. Напрячь мышцы языка и сделать его узким. Удержать его в таком положении под счёт от1 до 5-10.
5. Чередовать «Лопаточку» и «Иголочку»
6. «Качели»
7. «Маятник часов»
8. «Ступеньки»
9. «Вкусное варенье»
10. «Маляр»
11. «Парус» Открыть рот. Поднять кончик узкого языка к основанию верхних резцов. Язык максимально выгнуть, как «Парус». Боковые края языка опущены.
Упражнения для выработки артикуляционных укладов
звуков [р], [р’].
При произнесении звука [р] рот открыт, кончик и передняя часть языка подняты к основаниям верхних резцов. Кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе. Воздушная струя должна быть сильной и направленной.
1. Чередование «Улыбки» и «Трубочки»
2. «Наказать непослушный язычок»
3. «Качели»
4. «Маятник часов»
5. «Ступеньки»
6. «Вкусное варенье»
7. «Маляр»
8. «Пощелкать кончиком языка» Рот открыт. Широкий язык прижимается к нёбу и со щелчком отрывается. Сначала упражнение выполняется в медленном темпе, а потом быстрее. Следите, чтобы губы и нижняя челюсть оставались неподвижными, а работал только язык.
9. «Грибок» Рот открыт. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку. При повторении упражнения рот надо открывать шире.
10. «Гармошка» Рот открыт. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следите, чтобы язык не провисал.
11. «Автомат» Рот открыт. Напряженным кончиком языка постучать по верхним резцам, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д – сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Следите, чтобы губы и нижняя челюсть оставалась неподвижной, звук [д] носил характер четкого удара, а не хлюпал.