Анастасия Кудлаева
Артикуляционная диспраксия у детей по Б. Ж. Монделаресу
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная диспраксия по Б. Ж. Монделарес.
1. В настоящее время прослеживается тенденция увеличения детей с проблемами в речевом развитии.
Изучением проблемы расстройств дизартрического характера занимались отечественные и зарубежные исследователи.
Публикация «Артикуляционная диспраксия у детей по Б, Ж, Монделаресу» размещена в разделах
2. Зарубежный учёный Б. Ж. Монделарес определяет стёртую дизартрию как «речевую или артикуляционную диспраксию развития». Данный дефект он определяет как нарушение контроля за речевыми движениями. «Диспраксия – это расстройство речи нейрогенного происхождения, но в отличие от дизартрии это расстройство связано не только с двигательными нарушениями».
3. Слово «диспраксия» - это «дис» (нарушение) и «праксия» (движение). Это нарушение движений у детей при отсутствии нарушений мышечного тонуса и параличей.
4. Диспраксия у детей может быть первичной или вторичной. В первом случае причины нарушения не связаны с невропатологическими нарушениями. В случае вторичной диспраксии она является следствием ДЦП, черепно-мозговой травмы, различных патологий нервной системы и т. д.
Из этого можно выделить основныепричиныдиспраксии :
• Тяжелое течение беременности. Стрессы, лекарственная интоксикация, кислородное голодание плода – все это может повлиять на недостаточное развитие двигательного анализатора и нейронных путей, которые формируют программу действия.
• Генетическая предрасположенность.
• Наследование по прямой линии (от родителей).
• неблагоприятные социальные условия
• дцп
5. А в зависимости от того, какой участок коры головного мозга не сформирован, можно выделить несколько основных видов диспраксии.
Эфферентная диспраксия (кинетическая).
Где проблемы выполнения серий последовательных движений в виде сложности переключения внутри моторной программы. Ребенку трудно переключаться с одного действия на другое (к примеру, ему трудно плавать, бегать или танцевать). К этой группе относятсясовсем неговорящие дети, которые не могут выговорить даже отдельные звуки, за исключением нескольких гласных.
• Афферентная диспраксия (кинестетическая). Связана с нарушениями мелкой моторики, выполнением мелких движений руками: собирать мозаику, пазлы, застегивать пуговицы и т. д. Ребенок при таком нарушении может произносить отдельные ударные слоги, которые он путает, проглатывает - говорит на своем языке, иначе говоря - каша во рту – все это нарушение слоговой структуры слова.
6. Так как в работах Монделаерс с артикуляционной диспраксией внимание больше обращено на неспособность совершать последовательные действия органами артикуляции, невозможность переключения с одной артикуляционной позы на другую, поэтому коррекционная работа начинается не только с развитием общей и мелкой моторики, но и с формирования орального праксиса.
Это традиционная логопедическая гимнастика с использованием серий упражнений.
Так повторим, что же такое артикуляционная гимнастика?
7. Артикуляционная гимнастика — это система упражнений, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз.
8. Всю систему артикуляционной гимнастики, можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с образными названиями. Статические упражнения (в нашем случаи «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Трубочка») направлены на удержание артикуляционной позы в течении 6 – 10 секунд. Динамические упражнения («Лошадка», «Грибок», «Качели», «Вкусное варенье», «Часики», «Маляр») требуют ритмического повторения 6 – 8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.
9. Целенаправленные упражнения подготавливают артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому для удобства они объединены в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю. Это всё необходимо для правильного образования звука.
10. Не нужно забывать и основные правила проведения артикуляционной гимнастики :
• продолжительность проведения зависит от возраста, но не должна превышать 10 минут;
• во время гимнастики обязательно нужно использовать зеркало, чтобы ребенок видел свои органы артикуляции;
• гимнастика должна проходить в игровой форме;
• комплекс должен включать не менее 4–5 упражнений, но переутомлять детей большим количеством заданий не нужно;
• если дети пока еще затрудняются в выполнении какого-либо упражнения, не заставлять их;
• всегда следить за правильностью и плавностью выполнения упражнений;
• помнить, что качество важнее количества.
11. Хотелось бы отметить, что в современном мире выполнение артикуляционной гимнастики несёт разнообразный характер. При её выполнении можно использовать множество различных картинок, ходилок-бродилок,игрушек, кубиков, альбомов и прочего дидактического материала.
Наш детский сад так же применяет инновационные технологии в выполнении артикуляционной гимнастики, такие как:
12. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия: био (биос – жизнь) – человек как биологический объект, энергия – сила, необходимая для выполнения определённых действий, и пластика – движение, связанное пластичностью.
В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.
На данном слайде предоставлены примеры выполнения упражнений, лягушка (улыбка) и хоботок.
13. Использование элементов песочной терапии в артикуляционной гимнастики.
Игры с песком позволяют значительно повысить мотивацию ребенка к занятиям, способствуют более интенсивному развитию познавательных и речевых процессов.
Ведь часто дети с речевыми нарушениями не умеют сочетать речь с движениями рук в песке: они либо играют, либо говорят. В этом случае их необходимо целенаправленно этому обучать. Поэтому при применении песочной терапии вартикуляционной гимнастики, нужно учитывать следующие этапы: сначала отрабатываются движения языка, потом движение пальцев, а затем они совмещаются.
Например, при выполнении упражнения «часики» - необходимо двигать указательными пальцами в песке в том же направлении, что и языком. А на этапе автоматизации звука предлагается включать в работу различные игрушки и дидактические пособия.
14. А использование артикуляционных игрушек несёт в себе наглядно-образный характер, что позволяет применять их не только в сюрпризных моментах, но и в коррекции речи.
Такие игрушки изготавливаются с отдельным элементом- язычком, который можно надеть на руку взрослого или ребенка.
Играя с язычком и знакомясь с новым звуком, ребёнок узнаёт, где находится кончик, спинка, корешок языка.
15. Применение умных зеркал, это новая инновационная технология, которая продуктивно показала себя в практике.
Суть таких зеркал, в том что, с одной стороны ребенок видит себя в зеркале,с другой стороны-он видит " в живую" правильную артикуляцию логопеда. Тем самым и воспитанник,и педагог могут лучше контролироватьнужную артикуляционную позицию. Преимущество таких зеркал состоит ещё в том, что они мобильны.
Умные зеркала и дидактический материал по теме представлен перед Вами, с ним можно ознакомиться после методического обеднения.
16. И так, термин артикуляционная диспраксияв отечественной логопедии используется мало, но можно обратиться к таким авторам, как Шайтор Валентина Мироновна и Емельянов Виталий Давидович, это доктора медицинских наук. Под их руководством была выпушена книга «Диспраксия у детей», которая посвящена актуальной проблеме своевременной диагностики двигательных расстройств в виде диспраксии, неудовлетворительной мелкой моторики и статико-моторной недостаточности у детей с церебральной дисфункцией различного происхождения.
17. Таким образом, работа над артикуляцией занимает важную и не легкую задачу, т. к. в речи звуки произносятся не изолированно, а плавно один за другим, и органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координировано. Поэтому применение инновационных технологий становятся актуальными в коррекционной работе.
Они помогают удерживать интерес ребенка, повышают мотивационную готовность детей, поддерживают эмоциональный настрой на протяжении всего занятия. У воспитанников нормализуется мышечный тонус органов артикуляции; активизируется речевая функция; повышается работоспособность; улучшается соматическое состояние.
18. Спасибо за внимание!